Когда озера на юге Сахалина покрываются льдом, на этих огромных зеркалах иногда появляются удивительные создания. У них есть крылья-паруса, они стремительно носятся по застывшей водной глади, будто стремясь обогнать собственные отражения в таинственном зазеркалье.
Иногда каждая из них, будто бросая вызов логике и силам природы, притормаживает, разворачивается и начинает движение в обратном направлении, а то и вообще против ветра. Такое движение, как говорят моряки, осуществляется галсами, то есть не по прямой, а по извилистой, зигзагообразной траектории. Крылатое создание подставляет ветру то одну, то вторую сторону своего паруса, и ветер покорно толкает его вперед…
Недавно эти живые картины можно было видеть на озере Хвалисекое из группы Теплых озер в Корсаковском районе. Здесь проходила тренировка сахалинских яхтсменов, на зиму сменивших яхты на буеры, плавно перешедшая в соревнование с выяснением сильнейших. Удивительное зрелище привлекло внимание многочисленных зрителей.
Вот о чем рассказали журналисту «Советского Сахалина» организаторы и участники этого действа: Борис Веселиков, тренер региональной федерации парусного спорта и авторитетный судья разнообразных парусных соревнований, Михаил Степанов, большой энтузиаст буерного спорта, в свое время работавший тренером корсаковского яхт-клуба, и Владимир Никулин, в обычной жизни медик, а в свободное время – увлеченный яхтсмен с большим стажем, который при случае не отказывает себе в удовольствии с ветерком промчаться на буере – удивительной яхте с коньками.
У яхты и буера много общего, но есть и существенные различия. За направление движения яхты отвечает руль – румпель, расположенный на корме, а буера – передний конек. При движении по льду буер может развивать гораздо большую скорость, чем яхта – есть спортсмены, разгоняющие его до 60-ти, а то и 80-ти километров в час, а рекордные показатели в мире колеблются у планок 100 – 120 километров в час. Поразительно, как спортсмен может вообще ориентироваться и управлять своим суденышком на такой бешеной скорости! Ведь управление осуществляется в положении лежа, при этом одной рукой пилот буера задает направление с помощью переднего ножа, а второй ловит ветер парусом!
Соревнования на этот раз проходили в двух классах. DN – это самый популярный класс компактных буеров, «Оптимист Ледовый» рассчитан на юных спортсменов, буеры оснащены такими же парусами, как и яхты. Они различаются размерами и площадями парусов. Каждый участник должен преодолеть трассу на льду, отмеченную вешками. Причем одна из вешек специально устанавливается в направлении против ветра.
При выставлении результатов оцениваются мастерство пилота и время прохождения трассы. Побеждает тот, кто приходит к финишу первым. Результаты таковы. В классе DN лидировал опытный гонщик Михаил Степанов, на втором – невельчанин Матвей Бадерин, на третьем – Екатерина Зинченко из Холмска. Матвей 2007-го, а Екатерина – 2005-го годов рождения. В классе «Оптимист Ледовый» в лидеры вышла Анастасия Шкуратова из Холмска (2010 год рождения), ее земляк Вадим Котельников второй и на третьем – Александр Бондаренко из Невельска. Оба спортсмена 2007-го года рождения.
– В марте-апреле на Байкале пройдут традиционные, статусные соревнования буеристов из разных регионов России и разных стран, – рассказывает Борис Веселиков о ближайших перспективах. – Меня приглашают на них уже не первый раз в качестве судьи, хотелось бы, чтобы выступили и наши спортсмены. Для этого требуется материальная поддержка. По сути, это комплекс соревнований: «Кубок Байкала», «Кубок Азии», чемпионат России и первенство России. Участники будут выступать на буерах класса «Оптимист Ледовый». Обычно для участия приезжают спортсмены из Братска, Иркутска, Владивостока, команды из Белоруссии, Польши, других стран… Всего бывает до сотни участников и более. Уверен, что наши юные спортсмены способны показать неплохие результаты. Например, в 2020 году холмчанка Валерия Дворцова заняла 12-е место, при том, что у нее не было опыта выступления на соревнованиях такого уровня.
А Михаил Степанов поделился своей давней болью:
– Я занимаюсь парусным спортом с мальчишества, вот уже почти 47 лет. Пять лет проработал тренером в корсаковском яхт-клубе, до сих пор поддерживаю связь со многими своими воспитанниками. Спасибо, конечно, холмчанам за их энтузиазм и подвижничество в деле сохранения детского парусного спорта. Но по большому счету, он сейчас в удручающем состоянии. Ему нужна поддержка. Давно уже пора взяться за возрождение былой славы сахалинского парусного спорта, который в прежние времена воспитывал многих юных островитян в духе любви к родному краю, к Сахалинской области. Особенно переживаю из-за того, что утрачена культура детского парусного спорта в Корсаковском районе…
Ярослав САФОНОВ.