Полет зимней бабочки. Энтузиасты редкого на Сахалине вида спорта ратуют за возрождение былых парусных традиций

137

Когда озера на юге Сахалина покрываются льдом, на этих огромных зеркалах иногда появляются удивительные создания. У них есть крылья-паруса, они стремительно носятся по застывшей водной глади, будто стремясь обогнать собственные отражения в таинственном зазеркалье.

Иногда каждая из них, будто бросая вызов логике и силам природы, притормаживает, разворачивается и начинает движение в обратном направлении, а то и вообще против ветра. Такое движение, как говорят моряки, осуществляется галсами, то есть не по прямой, а по извилистой, зигзагообразной траектории. Крылатое создание подставляет ветру то одну, то вторую сторону своего паруса, и ветер покорно толкает его вперед…

Недавно эти живые картины можно было видеть на озере Хвалисекое из группы Теплых озер в Корсаковском районе. Здесь проходила тренировка сахалинских яхтсменов, на зиму сменивших яхты на буеры, плавно перешедшая в соревнование с выяснением сильнейших. Удивительное зрелище привлекло внимание многочисленных зрителей.

Вот о чем рассказали журналисту «Советского Сахалина» организаторы и участники этого действа: Борис Веселиков, тренер региональной федерации парусного спорта и авторитетный судья разнообразных парусных соревнований, Михаил Степанов, большой энтузиаст буерного спорта, в свое время работавший тренером корсаковского яхт-клуба, и Владимир Никулин, в обычной жизни медик, а в свободное время – увлеченный яхтсмен с большим стажем, который при случае не отказывает себе в удовольствии с ветерком промчаться на буере – удивительной яхте с коньками.

У яхты и буера много общего, но есть и существенные различия. За направление движения яхты отвечает руль – румпель, расположенный на корме, а буера – передний конек. При движении по льду буер может развивать гораздо большую скорость, чем яхта – есть спортсмены, разгоняющие его до 60-ти, а то и 80-ти километров в час, а рекордные показатели в мире колеблются у планок 100 – 120 километров в час. Поразительно, как спортсмен может вообще ориентироваться и управлять своим суденышком на такой бешеной скорости! Ведь управление осуществляется в положении лежа, при этом одной рукой пилот буера задает направление с помощью переднего ножа, а второй ловит ветер парусом!

Соревнования на этот раз проходили в двух классах. DN – это самый популярный класс компактных буеров, «Оптимист Ледовый» рассчитан на юных спорт­сменов, буеры оснащены такими же парусами, как и яхты. Они различаются размерами и площадями парусов. Каждый участник должен преодолеть трассу на льду, отмеченную вешками. Причем одна из вешек специально устанавливается в направлении против ветра.

При выставлении результатов оцениваются мастерство пилота и время прохождения трассы. Побеждает тот, кто приходит к финишу первым. Результаты таковы. В классе DN лидировал опытный гонщик Михаил Степанов, на втором – невельчанин Матвей Бадерин, на третьем – Екатерина Зинченко из Холмска. Матвей 2007-го, а Екатерина – 2005-го годов рождения. В классе «Оптимист Ледовый» в лидеры вышла Анастасия Шкуратова из Холмска (2010 год рождения), ее земляк Вадим Котельников второй и на третьем – Александр Бондаренко из Невельска. Оба спортсмена 2007-го года рождения.

– В марте-апреле на Байкале пройдут традиционные, статусные соревнования буеристов из разных регионов России и разных стран, – рассказывает Борис Веселиков о ближайших перспективах. – Меня приглашают на них уже не первый раз в качестве судьи, хотелось бы, чтобы выступили и наши спортсмены. Для этого требуется материальная поддержка. По сути, это комплекс соревнований: «Кубок Байкала», «Кубок Азии», чемпионат России и первенство России. Участники будут выступать на буерах класса «Оптимист Ледовый». Обычно для участия приезжают спортсмены из Братска, Иркутска, Владивостока, команды из Белоруссии, Польши, других стран… Всего бывает до сотни участников и более. Уверен, что наши юные спорт­смены способны показать неплохие результаты. Например, в 2020 году холмчанка Валерия Дворцова заняла 12-е место, при том, что у нее не было опыта выступления на соревнованиях такого уровня.

А Михаил Степанов поделился своей давней болью:

– Я занимаюсь парусным спортом с мальчишества, вот уже почти 47 лет. Пять лет проработал тренером в корсаковском яхт-клубе, до сих пор поддерживаю связь со многими своими воспитанниками. Спасибо, конечно, холмчанам за их энтузиазм и подвижничество в деле сохранения детского парусного спорта. Но по большому счету, он сейчас в удручающем состоянии. Ему нужна поддержка. Давно уже пора взяться за возрождение былой славы сахалинского парусного спорта, который в прежние времена воспитывал многих юных островитян в духе любви к родному краю, к Сахалинской области. Особенно переживаю из-за того, что утрачена культура детского парусного спорта в Корсаковском районе…

Ярослав САФОНОВ.

На льду под парусами🌞⛵❄ Буерный спорт, остров Сахалин⭐☃️На льду под парусами🌞⛵❄ Буерный спорт, остров Сахалин⭐☃️