Суббота, 11 мая, 2024

А кто будет учить наших детей?

Самостоятельная работа.

В Сахалинском государственном университете в этом году не будет набора на бюджетную форму обучения по таким направлениям подготовки, как «русский язык и литература» и «история».

Это решение приняла приемная комиссия СахГУ. Пойти на такие меры пришлось потому, что данные профили не популярны среди абитуриентов. Однако руководство вуза планирует в следующем году возобновить бюджетный набор на эти специальности, полагая, что нынешняя ситуация подвигнет к энергичным действиям и абитуриентов, и органы управления образованием. Впрочем, и сейчас выпускникам школ не стоит волноваться.

– Ни о каком закрытии факультетов и направлений подготовки речи не идет, как это некорректно сообщают некоторые СМИ, – комментирует ситуацию ответственный секретарь приемной комиссии университета Александр Багдасарян. – Абитуриенты могут подать документы на данные направления и, если наберется группа не менее 15 человек, обучаться очно на платной основе. Также есть заочное обучение по направлению подготовки «русский язык и литература».

Опыт прошлых лет показал: педагогические специальности не пользуются большим спросом у поступающих. Из-за того, что группа не комплектуется, вуз теряет федеральные деньги. Поэтому было решено «отдать» бюджетные места другим специальностям.

Для справки: министерство образования и науки России ежегодно определяет контрольные цифры приема абитуриентов на бюджетные места в государственные и негосударственные вузы. Учебные заведения подают на конкурс пакет документов и соответствующую заявку. Но прежде министерство запрашивает информацию о потребности в тех или иных специальностях и специалистах у регионов. Располагая данными из двух источников, министерство определяется с контрольными цифрами приема.

– Мы посчитали, что на педагогическое образование в этом году университету потребуется 155 мест, и отразили это в заявке, – сообщила проректор по учебной работе СахГУ Марина Романова. – Региональное профильное министерство подтвердило свою цифру – 138. Видимо, из-за расхождения данных контрольную цифру приема нам снизили до 110 мест, которые финансируются из федерального бюджета. Эти средства мы распределили между теми профилями, где есть конкурс и куда, как правило, поступают ребята, определившиеся с профессиональным выбором, мотивированные на учебу.

А вот как прокомментировала ситуацию с прекращением набора на бюджетные места первый заместитель регионального министра образования Светлана Васильева:

– В СахГУ на протяжении ряда лет были проблемы с планированием и комплектованием групп студентов по таким направлениям педагогической подготовки, как «русский язык и литература» и «история». А если группа не комплектуется, то она и не открывается, теряются бюджетные деньги. Ректор университета Игорь Минервин полагает, что областное министерство образования недостаточно лоббирует интересы региона перед министерством образования и науки России. Мы принимаем критику в свой адрес, но при этом, ведя переговоры с СахГУ, будем искать и другие варианты. К примеру, привлекать студентов из других вузов, которые готовят педагогов, проводить ярмарку вакансий не только в университете, но и в других институтах.

Проблема найдет свое решение. Это раньше у учителей была низкая зарплата, а у школ – старая материально-техническая база. Сейчас и зарплата достойная, и оборудование в классах современное: интерактивные доски, компьютеры, программы и учебники. В плане преподавания учитель не ограничен в своих возможностях. И все же надо признать: усилий и мер социальной поддержки, которые предпринимало региональное министерство для решения кадровой проблемы, оказалось недостаточно, – констатирует С. Васильева. – Будем думать, как изменить ситуацию к лучшему.

Очевидно, что проблема с набором на педагогические специальности возникает также из-за слабой профориентации учащихся. Несмотря на то, что в школе есть такой предмет, дающий представление о различных профессиях и помогающий ребятам выявить личные склонности к ним, результат работы неудовлетворителен. И это в министерстве признают. Так что есть повод для анализа ситуации. Но и университет, убеждена С. Васильева, должен  активно  бороться за абитуриентов и сохранение специальностей, системно заниматься профориентацией. СахГУ сегодня делает акцент на инженерные, технические  и нефтегазовые специальности, а педагогические, ради которых в свое время и создавался вуз, выпадают из  поля зрения.

Сегодня учебно-воспитательный процесс в сфере образования области обеспечивают 9,7 тыс. специалистов. У 79 проц. из них – высшее профессиональное образование. Педагогический стаж свыше 20 лет имеет 50,9 проц. учителей, стаж до пяти лет – 14 проц. Педагогических работников в возрасте до 35 лет всего 20 проц. Пенсионного возраста достигло 40 проц. кадров. Средний возраст тех, кто учит детей, – 55 лет. Если учительские ряды из года в год будут так скудно пополняться, то очень скоро молодое поколение останется без наставников.

И. Новомодный.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ