Понедельник, 6 мая, 2024

Большие планы

Не так давно была утверждена стратегия развития области до 2020 года. Но стратегия – это документ скорее концептуальный, общего плана. Конкретная реализация его в жизнь осуществляется через более короткие, среднесрочные программы. Уже принята программа по развитию рыбопромышленного комплекса, в стадии разработки аналогичные программы по развитию лесопромышленного комплекса, кадрового потенциала и ряд других.
На состоявшемся в минувший понедельник заседании администрации области были рассмотрены сразу три такие программы.
Малый бизнес
Основные моменты концепции областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2009 – 2011 годы» уже были неоднократно озвучены, поскольку обсуждались в ходе многочисленных «круглых столов» с представителями бизнеса и общественности, которые проводил областной комитет экономики в процессе работы над документом.
Напомним несколько цифр. Объем продукции компаний малого предпринимательства в 2007 году составил 52 млрд. рублей, или 21 проц. от валового регионального продукта области. Количество работающих в этой сфере бизнеса достигло 150 тыс. человек, или более 50 проц. населения, занятого в экономике области.
Говорят, что эти показатели превышают даже общероссийские. Но для чего тогда необходима специальная программа, если все идет хорошо?
Как заметил на заседании губернатор А. Хорошавин, эти цифры – результат реализации шельфовых проектов, операторы которых активно принимали на подряд наши небольшие компании. Но пик строительных работ пройден, и в показателях наметился спад. Значит, надо развивать другие отрасли экономики, и ведущую роль здесь должен сыграть именно малый бизнес.
В предложенную для обсуждения программу внесено множество мероприятий организационного, финансового, информационного, консультационного направлений, развития кадрового потенциала, совершенствования налоговой политики и т. д. По мнению разработчиков, для реализации программы необходимо истратить 3,1 млрд. рублей, в том числе из областного бюджета 500 млн. рублей. Это позволит к 2011 году довести долю продукции малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте до 34 проц., количество занятых в этой сфере – до 169 тыс. человек.
Однако, как известно, программ подобного плана у нас писалось уже немало. Но должного эффекта они не приносили. Не получится ли так и в этот раз? Именно этот вопрос стал определяющим при обсуждении концепции.
Например, одной из форм поддержки бизнеса является компенсация за счет средств областного бюджета части лизинговых платежей и процентных ставок по кредитам. Вот и сейчас объем заложенных для этого в областном бюджете средств планируется увеличить с 28 до 100 млн. рублей. Но, как рассказал генеральный директор лизинговой компании «Салко» А. Малашич, малый бизнес, в отличие от крупных компаний, пользуется этой преференцией крайне неохотно. Во-первых, очень много бумажной волокиты. Во-вторых, индивидуальный предприниматель попросту не имеет возможности привлекать специалистов по бизнес-планированию, а стало быть, подготовить необходимый пакет документов. По этой причине, кстати, и лизинговым компаниям приходится «заворачивать» до половины обратившихся. Необходимо каким-то образом упрощать систему получения компенсаций. Например, передать соответствующие полномочия специализированным финансовым институтам,  тем же лизинговым компаниям. Такая практика уже была, но затем ее прекратили без объявления причин.
Другой момент: наибольшая предпринимательская активность по области зарегистрирована в Холмске, Южно-Сахалинске. В то же время в Александровске-Сахалинском, Вахрушеве и Макарове этот показатель более чем в 2,5 раза ниже среднеобластного. Все это не случайно. Соответствующий компенсационный фонд поддержки среди муниципалитетов есть только у администрации областного центра. Остальным предпринимателям для получения финансовой помощи необходимо ехать в Южно-Сахалинск и обивать пороги администрации области.
– Почему бы не распределить фонд поддержки по муниципальным образованиям, чтобы приблизить деньги к малому бизнесу на местах? – резонно спросил А. Хорошавин.
Но тут возникает иная проблема – многие муниципальные образования не выказывают особой заинтересованности в развитии малого бизнеса (хотя ничего другого у них, по сути, и нет). Понятно, что предпринимательство должно развиваться одновременно со всем социально-экономическим комплексом района. И программа развития малого бизнеса должна быть составной частью более общей программы социально-экономического развития муниципального образования. Но, как сообщил и. о. председателя комитета экономики С. Карпенко, такие программы на согласование с областными властями предоставили только администрации Анивского и Холмского районов…
Поднимался на заседании еще один серьезный вопрос. Сейчас основной преградой для развития предпринимательства бизнесмены называют монополистов – железную дорогу, энергетиков. Звучали примеры. Для того чтобы предприниматель смог получить вагон с заказанным товаром, он должен пройти платные курсы по приемке вагона и снятию пломбы. Но больше всего претензий к энергетикам. Для того чтобы подключить к сетям молокоперерабатывающий модуль, надо заплатить больше, чем этот модуль стоит. И таких примеров масса. Не нужны нам деньги, уберите техподключения, и ничего другого нам не надо, говорят предприниматели.
В принципе у энергетиков своя правда – на юге острова нехватка энергомощностей. Чтобы исправить ситуацию, нужны большие деньги, вот и стараются взять их откуда можно. Возможно ли разрешить это противоречие? Областной бюджет ежегодно выделяет Сахалинэнерго немалые суммы. Сейчас это делается напрямую. Почему бы не изменить систему и не направлять деньги энергетикам через малый бизнес в качестве дотаций на удешевление подключения к сетям? Это даст двойную выгоду – и предпринимателям, и энергетикам.
Словом, вопросов по развитию малого бизнеса немало, но и вариантов решения достаточно.
Село
На этом же заседании был рассмотрен проект областной целевой программы   «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009 – 2012 годы».
Как известно, для немалого числа сахалинцев сельское хозяйство – единственная сфера приложения рук. На селе у нас проживает 117,1 тыс. человек, или 22,3 проц. всего населения области. В крупных сельскохозяйственных предприятиях области занято 2,6 тыс. человек, и еще 140 тыс. человек имеют личные подворья, дачи, огороды. Сельское хозяйство позволяет за счет собственного производства полностью удовлетворить потребности в картофеле и овощах, в яйцах – на 96 проц.,  молоке – на 31 проц. и мясе – на 5 проц.
В минувшие годы было реализовано немало конкретных сельскохозяйственных программ, ряд из которых, например «Картофель», дали очень хорошие результаты. В целом с 2002 года объемы сельхозпроизводства в области увеличились на 55,7 проц.
Но, как сказала руководитель облсельхозуправления Т. Прилепская, условия для развития сельхозпроизводства в области по-прежнему неудовлетворительные. В первую очередь негативную роль играют внешние факторы, например беспрецедентный рост цен на топливо и минеральные удобрения.
Именно поэтому для развития отрасли важен системный подход, объединение разрозненных программ и подпрограмм в единое целое с одновременным увеличением размера финансовой поддержки. Общий объем финансирования программы составит 4,238 млрд. рублей, в том числе, из областного бюджета  1, 4 млрд. рублей, из местных бюджетов 36,9 млн. рублей, остальное будет реализовано за счет средств, привлеченных самими сельхозпроизводителями.
В итоге объемы финансирования жилищного строительства на селе возрастут более чем в два раза. Заработная плата за четыре года должна увеличиться в 2,3 раза. Планируется, что за четыре года производство сельхозпродукции увеличится на 21 проц., частные инвестиции вырастут в 3 раза.
Но главное – будут реализованы необходимые мероприятия по повышению плодородия почв, урожайности растениеводства, отдачи от животноводства.
В принципе данная программа обсуждалась на заседаниях администрации области уже не раз, поэтому никаких особых вопросов к ее окончательному варианту не возникло, и вскоре, пройдя необходимые законодательные процедуры, она должна быть утверждена.
Дороги
А вот о программе проекта областной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования Сахалинской области на период 2009 – 2015 гг., с прогнозом до 2020 года» речь пошла впервые.
Проблема с нашими дорогами общеизвестна. Несмотря на то, что за 2002 – 2008 годы в дорожное хозяйство было вложено 16,4 млрд. рублей, построено 175 км дорог общего пользования, в том числе 89 км с асфальтобетонным покрытием, 67 мостов, несмотря на то, что в дорожном строительстве все шире применяются современные технологии, мы по-прежнему серьезно отстаем от среднероссийских показателей. На некоторых участках даже «стратегических» автодорог скорость не превышает 30 километров в час. Немалое количество населенных пунктов не имеет устойчивой транспортной связи с райцентрами.
Плохие дороги, между прочим, приносят прямые экономические убытки за счет повышенного расхода топлива и износа техники – это увеличивает транспортные издержки сахалинских автомобилистов по сравнению с материковскими более чем в три раза. Отсюда и цены на все и вся.
А потому дороги надо делать. Это понятно всем. На это и рассчитана упомянутая программа, о которой рассказал начальник департамента транспорта В. Дегтярев.
По его словам, отличительной особенностью программы является серьезное увеличение объемов модернизации дорог общего пользования, а также включение в нее муниципальных дорог и уличной дорожной сети населенных пунктов. Раньше было как – за пределами городской черты работают профессионалы-дорожники, а в пределах – неизвестно кто на мизерные муниципальные деньги. Теперь здравый смысл возобладал. Наша дорожная сеть – это единая дорожная сеть.
Финансироваться дорожное строительство будет за счет ряда источников, в том числе и федеральных целевых программ. Например, по программе развития Дальнего Востока и Забайкалья, программе модернизации транспортной системы страны, до 2013 года область получит из федерального бюджета 24,4 млрд. рублей.
Впрочем, денег на все необходимое все равно не хватит, поэтому будут строиться преимущественно магистральные направления, остальные дороги ждет усиленный ремонт и обслуживание.
Самые крупные проекты таковы. До Охи дорога должна дойти в 2015 году с асфальтобетонным покрытием на всем протяжении. На это уйдет 77 млрд. рублей, в том числе 37 млрд. рублей из областного бюджета, остальное даст федеральный. Будут сделаны дороги Невельск – Томари – Шахтерск, Огоньки – Невельск (полностью в асфальте), Арсентьевка – Ильинский. На трассе Тымовское – Александровск-Сахалинский будут построены капитальные мосты.
И самое главное, будет реконструирована 1000 км улиц городов и сел области.
По словам В. Дегтярева, интегральный экономический эффект от реализации программы составит 54 млрд. рублей.
Обсуждение программы было достаточно оживленным, поскольку дороги – это больная тема для всех. Но данная программа только проходит свою обкатку у специалистов, поэтому основной разговор о ней еще впереди.
В. ГОРБУНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ