Бумажный полигон и виртуальные проекты. Как в Южно-Сахалинске решается проблема утилизации бытовых отходо

67
Мусор сжигать, отравляя атмосферу, или перерабатывать?

«Мусор под контролем» – так назывался материал, опубликованный в газете «Советский Сахалин» (№ 71 от 26.10.2018 г.).  Судя по звонкам и письмам в редакцию, проблема очистки острова от твердых коммунальных отходов (ТКО) вызвала большой интерес у сахалинцев. Продолжаем разговор на эту тему. 

Ноу-хау от… кого?

Среди обилия ежедневных новостей о новых достижениях и очередных мероприятиях практически остался незамеченным юбилей регионального масштаба: десять лет со дня появления областной программы по обращению с отходами производства и потребления. Документ, если кто уже не помнит, предусматривал строительство в районе карьера «Известковый» полигона твердых коммунальных отходов (ТКО), а также пункта сортировки ТКО для Южно-Сахалинска.

С тех пор как было публично заявлено о необходимости строительства в Южно-Сахалинске полигона, прошло десять лет. И все эти годы программа пребывает в каком-то подвешенном состоянии. То есть она вроде бы уже есть и в то же время как бы еще не готова. Одно лишь региональное министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды  внесло в документ в общей сложности более 20 поправок. Если учесть, что на подготовку и внесение каждой такой поправки требуется не менее двух месяцев, получается: на одну лишь корректировку программы ушло как минимум четыре года.

Примечательно и другое: начиная с 2008 года идея строительства полигона ежегодно обрастала все новыми виртуальными проектами. Причем на презентациях они преподносились исключительно как ноу-хау или инновации. При этом должностные лица не забывали подчеркивать, что инновации практически готовы к реализации и обязательно будут внедрены – если не сегодня, то завтра.

Практика виртуальных проектов продолжается до сих пор. Так что невольно напрашивается вопрос: «А не являются ли все эти презентации лишь красивым способом затягивания сроков реализации конкретных решений?».

Сюда же можно отнести и ту информацию, которую порой озвучивают чиновники, но она на поверку оказывается, мягко говоря, неточной. Например, в ноябре 2017 года на встрече с депутатами областной думы первый заместитель главы министерства природных ресурсов Андрей Чибисов заявил о том, что сортировочный комплекс с испанским оборудованием вместе с полигоном ТБО должны были ввести в эксплуатацию еще в конце 2014 года. Однако по причине дороговизны этот вариант якобы не понравился кому-то «наверху», и поэтому проектная документация с 2013 года лежит на полке.

На самом же деле ни на какой полке документация не лежала, она находилась в активном «корректировочном» процессе. Проект просто не успевали рассмотреть и утвердить в установленном порядке, поэтому и начинать строительство было нельзя.

А что, поправки и в самом деле были серьезными? Судите сами. В конце 2014 года ранее намеченный к проектированию и строительству «пункт по сортировке ТБО» был переименован в  «комплекс механизированной переработки ТБО». А в 2015 году последовала новая поправка: «комплекс» стал именоваться как «пункт перегруза ТБО».

Ввод в эксплуатацию этого объекта был намечен на конец 2017 года, то есть одновременно с вводом в эксплуатацию полигона ТКО. Однако в первой половине 2017 года проект еще не был утвержден. И тогда было решено «пункт перегруза ТБО» исправить на «цех по переработке ТКО» и  переместить его с пересечения улиц Пуркаева и Железнодорожной на территорию полигона ТКО в районе карьера Известковый.

В числе прочего первый заместитель министра сообщил депутатам и о том, что работа по строительству полигонов ТБО вообще должна лежать на плечах муниципальной власти. Дескать, это она обязана выделить землю, разработать проектно-сметную документацию и отдать ее на утверждение в региональное министерство природных ресурсов. Между тем механизм проектирования и строительства таких объектов утвержден правительством РФ еще в 2016 году. И представлять депутатам областной думы недостоверную информацию, мягко говоря, неприлично.

Новая метла по-старому метет

Начиная с 2018 года вопросы обращения с ТКО возложены на министерство жилищно-коммунального хозяйства. И как же оно решает эти вопросы? Да так вот и решает: в феврале заместитель министра ЖКХ Евгений Михлик сообщил, что первая очередь полигона ТКО стоимостью в сотни миллионов рублей, наконец-то построенная на Известковом, эксплуатироваться не может. Причина? Нет цеха по сортировке и брикетированию коммунальных отходов.

Почему нет объекта, который должны были построить одновременно с полигоном еще в прошлом году? Да кто же его знает? Забыли, наверное, про цех, поэтому и не построили. А кто конкретно забыл, неизвестно. В общем, все как всегда: исполнителей много, а с ответственностью – хронический дефицит.

В конце июня 2018 года на расширенном заседании регионального правительства было одобрено представленное министерством ЖКХ понимание по обращению с отходами. Для «цивилизованной утилизации» и «обезвреживания» 200 тыс. тонн отходов в районе карьера «Успенский» (это по дороге на Аниву) к 2024 году будет построен большой «мусоросжигательный комбинат». Об этом сообщила первый заместитель министра ЖКХ Надежда Мошенцева.

Очевидно, она просто была не в курсе того, что для этих 200 тыс. тонн отходов в районе карьера «Известковый» еще в конце прошлого года был построен полигон ТКО, правда, без цеха сортировки. Что же касается территориальной схемы, на которую сослалась в своем выступлении замминистра ЖКХ, то для Южно-Сахалинска предусмотрено строительство совершенно других и весьма оригинальных объектов: станции по перегрузке отходов из малотоннажных мусоровозов в крупнотоннажные без сортировки, но с элементами сортировки?!.. и комплекса по переработке мусора, состоящего только из карты для размещения мусора.

В начале октября региональный министр ЖКХ Дмитрий Зайцев заявил, что цех по сортировке твердых коммунальных отходов к марту 2019 года на карьере «Известковый» все же будет достроен. А чуть позже на совещании с руководством Южно-Сахалинска министр объявил о введении раздельного сбора твердых коммунальных отходов.

Казалось бы, за инициативу местного ЖКХ можно только порадоваться. Но почему радости нет?..

Чем шире квартира, тем больше мусора?

Однако главная новость в сфере сбора и переработки мусора прозвучала в двадцатых числах октября – на пресс-конференции с участием заместителя председателя сахалинского правительства Владимира Сидоренко и руководителей профильных ведомств. В частности, было озвучено, что с 1 января 2019 года в Сахалинской области наконец-то будет запущена новая система обращения с твердыми коммунальными отходами.

Правда, непонятно, о какой системе может идти речь, когда на территории области нет даже ни одного нормального полигона твердых коммунальных отходов, построенного собственными силами. Зато уже появились соответствующие документы, регламентирующие процесс взимания с населения платы за сбор и утилизацию твердого коммунального мусора.

Так, приказом региональной энергетической комиссии (РЭК) с 1 января 2019 года установлен предельный тариф для населения в размере 400 руб. за 1 куб. м ТКО. А в соответствии с приказом регионального министерства ЖКХ установлены и нормы накопления отходов. Для населения это составляет 0, 12 куб. м с 1 кв. м общей площади.

Совершенно непонятно, кто и почему решил, что количество бытового мусора зависит от площади квартиры, а не от количества проживающих здесь граждан. Тем не менее факт остается фактом. Таким образом, владелец двухкомнатной квартиры общей площадью 45 кв. м будет вынужден платить за нормированные 5,4 куб. м отходов 2160 руб. в год, или по 180 руб. в месяц.

Между тем установленный с 1 января 2019 года предельный тариф на утилизацию бытовых отходов на южно-сахалинской свалке составляет 39,66 руб. за один кубометр. Таким образом, из 2160 руб., полученных от владельца двухкомнатной квартиры за 5,4 куб. м годовых отходов, региональный оператор заплатит 214 руб. владельцу свалки, а оставшиеся 1946 руб. потратит на свое собственное содержание.

По сути дела, запускается банальный процесс «приручения» населения к отдельной плате за коммунальные отходы. При этом устанавливаемые для населения тарифы назвать таковыми довольно проблематично. Настоящие тарифы, причем в разы большие, сформируются тогда, когда появится система обращения с ТКО, состоящая из заинтересованных компаний и взаимосвязанных объектов. А для этого нужно время. Пока что единственным действующим объектом является многократно закрывавшаяся, но пока еще упорно действующая свалка города Южно-Сахалинска.

Какой хочешь выбирай

Так называемая цивилизованная система обращения с отходами, которая должна вот-вот появиться в Южно-Сахалинске, согласно документам и презентациям официальных представителей областной власти, представляется в трех вариантах.

Первый из них частично реализован: в районе карьера «Известковый», примерно в 30 км от Южно-Сахалинска, уже построен полигон ТКО. Возможно, он и будет функционировать, но не раньше, чем здесь откроют цех по сортировке отходов. А дальше рисуется такая схема утилизации (захоронения) бытовых отходов:

* раздельный сбор ТКО горожанами непосредственно у себя на кухне;

* накопление различных отходов в раздельных контейнерах;

* вывоз отходов на полигон и вторичная их сортировка;

* прессование отходов в брикеты, упаковка в специальную пленку, обвязывание проволокой и захоронение на полигоне.

Предполагается двойная сортировка отходов на предмет извлечения пластика и металла. Куда пойдут отсортированные «полезные» компоненты – четких решений нет, одни лишь пафосные заявления отдельных чиновников. Нет ответа и на главный вопрос: «Сколько вся эта «цивилизация» будет стоить и кому за все платить?». Впрочем, ясно и так: платить будет население. Причем по реальному тарифу в тысячи рублей – чтобы обеспечить возврат денег, потраченных на строительство полигона, и обеспечивать содержание всей системы в рабочем состоянии в долгосрочной перспективе.

Два других варианта – строительство по утвержденной территориальной схеме объектов обращения с ТКО (мусороперегрузочная станция и мусороперерабатывающий комплекс) или строительство мусоросжигательного комбината на 200 тыс. тонн отходов – вообще не выдерживают никакой критики.

Что делать?

«Мусорная проблема» тянется в России еще со времен СССР и выглядит просто удручающе. Практически вся существующая система обращения с ТКО в стране пока основана на повсеместном захоронении отходов на несанкционированных свалках и полигонах. Бизнес этот, осуществляемый с нарушением законов РФ, развивается и процветает, получая огромные доходы.

Однако ситуация постепенно меняется. Распоряжением правительства РФ утверждена стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. «Сложившаяся за десятилетия система обращения с отходами на территории нашей страны, – в частности, говорится в документе, – требует коренной перестройки от повсеместного захоронения в пользу эффективно применяемых в мировой экономике технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов». Рядом с этим как-то нелепо выглядят намерения покрыть территорию области сетью мусоросжигательных заводов, мусороперерабатывающих комплексов и прочими «благами цивилизации».

В Южно-Сахалинске, как бы критично мы к ситуации ни относились, давно налажен и поддерживается вполне приемлемый порядок обращения с коммунальными отходами. На общероссийском фоне проблемы города представляются не самыми запущенными.

Для их решения всего-то нужно сделать несколько последовательных шагов. В частности, перестать тиражировать за бюджетные деньги всякого рода виртуальные проекты, а вместо этого привлечь компетентных специалистов для оценки ситуации и выработки реальных предложений. Затем оформить их в виде проектов и обеспечить безусловную реализацию перспективных решений.

В разумном варианте для этого потребуется минимум времени и не так уж много средств, результат же обещает быть весьма достойным. Но для этого надо заняться реальным делом, а не строить полигоны на бумаге.

Николай ШУГАИПОВ.