Демпфер в действии. Роснефть в шестой раз с начала года повысила цены на моторное топливо

36

Утром 23 мая автомобилистов на заправках Роснефти «обрадовали» новыми ценниками. Бензины Аи-92 и Аи-95 подорожали на 40 коп., бензин Аи-98 и дизельное топливо – на 60 коп. Теперь в Южно-Сахалинске и Корсакове один литр 92-го стоит 48 руб. 50 коп., 95-го – 50 руб. 20 коп., 98-го – 58 руб. 35 коп., солярки – 57 руб. 25 коп. В других городах и районах цены еще выше. Это шестое подорожание с начала года.

Между тем с 1 мая скорректирован демпферный механизм. Его параметры согласовали минфин и минэнерго. Ведомства решили изменить демпфер из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть. Предполагается, что оптовая цена бензина снизится на 4 тыс. руб. за тонну с 1 мая. Но объем компенсаций нефтеперерабатывающим компаниям вырастет. Специалисты министерств считают, что это позволит улучшить экономику нефтеперерабатывающего комплекса и будет способствовать сохранению динамики цен на АЗС в пределах годовой инфляции.

О возможном росте цен на бензин и солярку выше инфляции предупреждал еще в марте Российский топливный союз. По оценкам экспертов, годовой рост цен может достигнуть 14 проц. Даже если цена будет ограничена законами и нормативными актами, рынок отыграет ситуацию чуть позже, считает независимый финансовый эксперт Дмитрий Чечулин.

И хотя обновленный демпфер уже действует, на стабилизацию цен в рознице это пока не повлияло.

Ранее сообщалось, что Российский топливный союз, объединяющий сети АЗС, направил вице-премьеру России Александру Новаку письмо, где назвал недостаточными принятые правительством меры по стабилизации рынка бензина. Сейчас необходимо срочно принимать меры по насыщению рынка России топливом, в противном случае уже этим летом есть риск появления дефицита топлива, утверждали в РТС.

В союзе также отмечали, что представители ведущих нефтяных компаний и РТС неоднократно обосновывали необходимость поддержки необходимого уровня маржинальной доходности розничных продаж топлива в размере 10 – 12 проц. от розничной цены, чтобы иметь возможность оплачивать налоги и эксплуатационные затраты. По данным союза, во всех регионах страны маржинальная доходность была в 2021 году существенно ниже, а в регионах Дальнего Востока и Сибири даже отрицательной.

Союз предложил ряд норм, которые позволили бы стабилизировать ситуацию: увеличить общий объем производства топлива в РФ, ввести временное ограничение экспорта бензина до 1 октября, увеличить норматив минимального объема продажи топлива на бирже до 15 проц. Однако в министерстве энергетики считают, что ввод временного моратория на экспорт топлива за пределы РФ рассматривается только в качестве крайней меры реагирования и влияния на рыночную ситуацию.

Николай ПРАСОЛОВ.