Дмитрий Рева: «Сегодня надо не только производить сельхозпродукцию, но и учиться правильно предлагать ее потребителю»

141
Дмитрий Рева.

В каком направлении развивается сегодня региональный АПК? Насколько нуждается Сахалин в производстве собственной сельхозпродукции? И как местным товаропроизводителям не остаться без рынков сбыта? На эти и другие вопросы отвечает министр сельского хозяйства правительства Сахалинской области Дмитрий Рева.

— Дмитрий Петрович, неделю назад в хозяйствах области началась массовая уборка картофеля. По прогнозам специалистов, собранного урожая хватит, чтобы полностью обеспечить потребности сахалинцев в течение всего года. А какую еще культуру можно назвать стратегической для регионального АПК?

— Общемировая тенденция — это увеличение потребления овощей, и мы намерены ей следовать. Сегодня наш регион полностью обеспечивает себя культурами закрытого грунта, иначе говоря, выращенными в теплицах. Норма потребления таких овощей у нас больше, чем рекомендованная по России. Тем не менее мы планируем расширить площади под посадку. Проекты будут реализовываться на базе ООО «Совхоз «Тепличный», а также ООО «Невельский Агроснаб».

Будем выращивать не только томаты и огурцы. Планируется существенно увеличить ассортимент овощных культур — выращивать баклажаны, кабачки, красные и желтые перцы, различные виды зелени.

На стол сахалинцев они должны попасть уже в ближайшей перспективе. Реализация этих проектов важна еще и потому, что мы рассчитываем в ближайшие несколько лет наладить поставку овощей на экспорт — в другие российские регионы. Не называю пока что конкретные овощные культуры, но такие планы у нас есть.

Производство молока в Сахалинской области за последние шесть лет увеличилось в три раза.

— Готов ли областной АПК к таким масштабным проектам?

— Весь, конечно же, не готов. А вот «совхоз «Тепличный» уже готов. В свое время региональное правительство оказало финансовую поддержку предприятию.

В «Тепличном» была проведена глубокая модернизация производства, и хозяйство заметно улучшило свои показатели. Оно стало весьма прибыльным и уже начало возвращать в бюджет средства, которые в свое время в него были вложены.

Сегодня это признанный лидер по выращиванию овощей в закрытом грунте среди хозяйств Дальнего Востока. На квадратном метре площади здесь выращивают 77 килограммов овощей.

Для сравнения: в Голландии этот показатель составляет 80 килограммов. Продукция предприятия пользуется устойчивым спросом, прибыль постоянно растет. Растут и налоговые отчисления. Здесь успешно работают над повышением производительности труда, и взятые темпы хозяйство будет только наращивать.

Надо отдать должное руководителю, сумевшему создать работоспособную команду, которая справляется с самыми сложными задачами.

— А что можно сказать об отрасли в целом? Хватает ли на предприятиях специалистов?

— Сегодня дефицит профессионалов ощутим на всех уровнях, и аграрная отрасль не исключение. Сельское хозяйство мало привлекает молодежь, поэтому в наших хозяйствах постоянные проблемы с кадрами: требуются агрономы, животноводы, зоотехники… даже директора. Трудно найти людей, но еще труднее объединить их в одну команду, создать атмосферу взаимопонимания.

А главное, сегодня требуются кадры не просто знающие и ответственные, но и готовые работать на общее благо. Мало просто взять кого-то и выучить, надо развивать в людях патриотизм к своему предприятию. И это не высокие слова, а жизненная необходимость.

— Что помогает региональному АПК решать кадровую проблему?

— В нашей области уже не первый год действует программа поддержки специалистов сельскохозяйственной отрасли. Пожалуй, нигде нет таких льгот, как у нас: проработавшие пять лет имеют право купить жилье за 30 процентов его стоимости, остальные 70 процентов оплачивает бюджет.

Для молодых специалистов у нас действует система грантов, предусматривающая выплату до 625 тысяч рублей. Словом, было бы желание работать в отрасли, а поддержка с нашей стороны гарантирована.

— Чем еще, кроме овощей, регион способен полностью себя обеспечить?

— По своим климатическим условиям Сахалин способен производить достаточно ограниченный перечень сельхозпродукции. Повторюсь, мы полностью обеспечиваем себя картофелем, а также яйцом. У нас высокие показатели по обеспеченности овощами открытого грунта и молочными продуктами. При всем желании нам не удастся самостоятельно обеспечить население растительным маслом, мукой или сахаром, даже если всего лишь перерабатывать привозное сырье.

С учетом затрат на логистику себестоимость такой продукции будет такова, что предприятия просто-напросто не выдержат конкуренции. Вот где мы видим себя вполне конкурентоспособными, так это в производстве продукции с короткими сроками годности.

— То есть?..

— Речь идет об охлажденной продукции, рассчитанной на реализацию в течение нескольких суток. Например, это мясо птицы. Поскольку с материка ничего из таких продуктов доставить не могут, островным сельхозпредприятиям дается отличный шанс стать успешными, и этим грех не воспользоваться. Скажу, что у нас большие планы по птицеводству. Инвестиционный проект реализуется на базе сельхозпредприятия «Птицефабрика «Островная».

Сейчас здесь идет активное строительство — создаются производственные мощности по выращиванию мясных бройлеров.

Будет развиваться глубокая переработка, ведь именно в ней большая часть прибыли, получаемой от реализации продукции. Планируется наладить производство полуфабрикатов в потребительской упаковке на подложке. Все это будет реализовываться через собственную систему сбыта. Планируемая производительность — 6 тысяч тонн охлажденного мяса в год. В таких объемах подобная продукция у нас раньше не производилась. За счет новых мощностей будет закрыто 35–38 процентов от общего количества потребления этого вида продукции.

— Перечень конкурентоспособной продукции этим не ограничивается?

— Перспективным направлением является производство охлажденной свинины. Было время, когда торговая сеть предлагала мясо в основном глубокой заморозки по цене от 600 рублей за килограмм. Однако созданная несколько лет назад компания «Мерси Агро Сахалин» смогла существенно изменить потребительский баланс. Сегодня здесь производят более шести тысяч тонн охлажденной продукции, что позволяет успешно закрывать потребности населения в свинине, и цена ее снизилась до 250 – 300 рублей за килограмм.

— А как обстоят дела с производством молокопродуктов?

— В 2013 году в России была принята «Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы».

В рамках ее реализации Сахалинская область смогла существенно (в разы) увеличить производство молока. Особенно радует увеличение производства молочной продукции среди фермерских хозяйств.

Регион практически вышел на 40 тысяч тонн молока в год. Существенный рост производства молока мы ожидаем от запуска проекта «Грин Агро Сахалин».

— Но ведь есть уже молокозаводы в Южно-Сахалинске, Поронайске… Выдержат ли они конкуренцию?

— Данные предприятия являются переработчиками, но сырье они покупают у местных сельхозтоваропроизводителей. Мы будем регулировать производство молочной продукции, с тем чтобы на рынке было место и для других, менее крупных товаропроизводителей.

В рамках программы развития рынка сельхозпродукции мы обязаны поддерживать всех без исключения игроков, причем безо всяких преференций. Недавно по поручению губернатора мы на 10 процентов увеличили субсидии на производство молока. Это существенно увеличило финансовое состояние многих предприятий малого и среднего бизнеса.

Дополнительные средства они могут направить на модернизацию производства, решение кадровой проблемы… Все это будет способствовать выпуску качественной продукции.

— Стало быть, качество превыше всего?

— Сегодня это единственное, что может сделать островную продукцию конкурентоспособной. Мы даже наметили к реализации специальную программу, цель которой — объяснить потребителю, насколько полезна такая продукция. В целях стимулирования качества своими силами оказываем поддержку региональным фермерам — создаем единую систему сбыта сельхозпродукции. В частности, открывается сеть фермерских магазинов. Оптимальное соотношение цены, качества и доступности — вот главное, на чем строится реализация такой продукции.

— Разве система сбыта появилась у нас только вчера?

— Она, конечно же, существовала и раньше, другое дело, насколько она соответствует современным требованиям. На сегодняшний день многие региональные товаропроизводители испытывают трудности с реализацией продукции глубокой переработки — кефира, молока, сметаны…

Практически нет системы продаж! Производители сидят и ждут, когда им позвонят и скажут: мол, привезите нам на реализацию пару упаковок того-то и того-то… Рынок меняется, сидеть и ждать, что к тебе придут за товаром, — это путь в никуда. Необходимо самому двигаться и предлагать свой товар, заниматься каждым клиентом.

Добровольно конкуренты дорогу к потребительскому прилавку не уступят. Более того, в ближайшие три года предполагается существенная трансформация местного потребительского рынка. Появляются торговые сети «Реми», «Самбери», работающие по большей части с завезенными с материка продуктами питания.

Местному товаропроизводителю заключить договор на поставку своей продукции и разместить товар на полках сетей довольно трудно. Если доля продаж магазинов сетевого формата в торговом обороте сельхозпродукции увеличится до 70 процентов, малый и средний бизнес практически останется без сбыта. Сегодня нужно уметь не только производить сельхозпродукцию, но и предлагать ее потребителю. Вот это мы сейчас и пытаемся объяснить нашим товаропроизводителям.

— Какие же аргументы вы приводите?

— Например, напоминаем о том, что в сетевой торговле традиционно преобладает продукция с долгим сроком хранения. И потребители это понимают, поэтому ищут на прилавках не глубокую заморозку, а охлажденную продукцию.

Именно она сегодня так востребована в торговой сети. Отсюда в стране сегодня бум маленьких специализированных магазинов, торгующих охлажденным мясом, кондитерской продукцией и другими натуральными продуктами. Сегодня наша задача — создать устойчивый канал сбыта сельхозпродукции для среднего и малого бизнеса. Нам надо наконец-то научиться торговать!

То есть существенно поднять уровень маркетинга, увеличить качество прямых продаж, серьезно поработать над системой мотивации, наконец, внедрять систему KPI, по которой оценивать личный вклад сотрудников. Кроме того, необходимо разработать долгосрочные стратегии, анализировать рынок, заниматься брендингом своей продукции.

Четко отпозиционироваться от конкурентов и активно внедрять систему лояльности потребителя, контролировать потери клиентов и работать с такими инструментами, как АTL и BTL. Вот если мы это сделаем, то за региональный АПК можно будет не переживать. Выиграют все — и товаропроизводители, и торговая сеть, и потребители сельхозпродукции.

Мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы помочь сельхозтоваропроизводителям. Отдельно хочу отметить, в ближайшее время в регионе ожидается внедрение смарт-контрактов и появятся личные кабинеты у сельхозтоваропроизводителей. Планируется запустить проекты по электронным субсидиям, чтобы сельхозтоваропроизводители могли получать все услуги не выходя из дома.

Желаю всем крепкого здоровья, хороших урожаев. Спасибо за ваш труд, такой тяжелый и такой необходимый.

Беседовал Сергей ЧЕВГУН.