Воскресенье, 12 мая, 2024

Эрудиция – хорошая амбиция. Адрес опыта – южно-сахалинская гимназия № 2

Воспитанники Е. Клюевой – победители и призеры открытого первенства Сибири по интеллектуальным играм 2016 года.

Южно-сахалинская гимназия № 2 входит во всероссийский перечень «500 лучших школ России», в сотню лучших школ страны, обеспечивающих высокий уровень подготовки по филологическому профилю, а также в национальный реестр «Ведущие общеобразовательные учреждения России».

Гимназия, руководит которой заслуженный педагог Сахалинской области, почетный работник общего образования РФ Мария Анатольевна Чеснокова, трижды становилась победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы и проекты перспективного развития «Наша новая школа Сахалина». Гимназия полностью укомплектована высокопрофессиональными кадрами. Учащиеся получают здесь качественные знания и ежегодно успешно выступают на всех этапах всероссийской олимпиады школьников.

Отличительной особенностью гимназии № 2 является не только углубленное изучение английского языка, но и участие детей в интеллектуальных играх клуба «Эрудит». В этом учреждении он существует уже 23 года. Здесь даже ребята начальных классов хотят стать знатоками, и педагоги идут им навстречу. Они знают: интеллектуальные игры – это хорошая возможность оперативного получения знаний, которые расширяют кругозор, развивают сообразительность, умение логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. А в современном образовании тяжело без таких навыков.

Все началось с инициативы сотрудника областного института усовершенствования учителей Николая Александровича Литвинова. Почти четверть века назад он организовал для школьников областного центра интеллектуальную игру «Колесо фортуны». У нее был иной по сравнению с телевизионным клубом «Что? Где? Когда» формат и другие правила, но она получилась не менее занимательной. Интересную новацию поддержал департамент образования Южно-Сахалинска и объявил о первых городских соревнованиях юных знатоков. Узнав об этом, руководство гимназии № 2 поручило школьному библиотекарю Елене Вадимовне Клюевой создать команду эрудитов и подготовить ее к предстоящему турниру.

– Мне это стало интересно, – рассказала она. – И вот до сей поры готовлю детей к соревнованиям и сама играю во взрослых командах, поскольку вхожу в городской интеллектуальный клуб «Логос». Им руководит наш выпускник Сергей Киктев – один из создателей этого клуба, предложивших знатокам соревноваться в формате телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Такой вариант турниров сохраняется и поныне.

– Сначала в игры включились старшеклассники, – рассказывает Е. Клюева. – Потом мы узнали, что и в России, и за рубежом в таких соревнованиях участвуют дети младшего возраста. К примеру, пятиклассники заявляют о себе на региональных, всероссийских и европейских чемпионатах. Тогда я начала готовить юную смену со второго класса. Из пятиклассников формируются группы знатоков для соревнований разного уровня.

У каждого из них своя роль, свои сильные стороны, ведь в игре «Что? Где? Когда?» вопросы не прямые и не однозначные, их надо раскрутить, чтобы дойти до сути. Для этого необходимы достаточно широкий кругозор, развитая логика, вариативность мышления. Но главное – умение анализировать, работать командой в стрессовой ситуации, в жестких условиях ограниченного времени.

Хочу отметить, команды, сформировавшиеся в пятом классе, практически в таком же составе играют до конца одиннадцатого класса. Турниры (а их у нас великое множество) всесторонне развивают ребят. Чтобы команда была успешной, каждый ученик стремится получить и осмыслить больше информации из разных отраслей знаний.

В состав сборной Южно-Сахалинска по интеллектуальным играм среди школьников чаще всего попадают учащиеся из гимназии № 2. Сборная команда собирается из лучших игроков города по результатам личного чемпионата интеллектуальных игр. А поскольку в областном центре такого рода тренеров мало, команда под руководством Е. Клюевой тренируется в этих школьных стенах.

В гимназии гордятся достижениями своих знатоков: они не раз выигрывали открытое первенство Сибири по интеллектуальным играм, становились абсолютными победителями – из шести медалей завоевывали пять, а в качестве призов получали статуэтки мудрых пернатых – «Сов» и «Воронов», а также миниатюрный «Черный ящик». Три года назад юных сахалинских эрудитов пригласили на чемпионат Европы. Такое решение жюри озвучил член международной ассоциации клубов по интеллектуальным играм Леонид Климович на очном первенстве Сибири.

Первый раз на соревнованиях такого уровня в Белоруссии юные островитяне заняли пятое место, а второй раз выиграли чемпионат Европы в номинациях «Своя игра» и «Что? Где? Когда?». Отличились Юрий Маловичко, Антон Терещук, Денис Берендяев (гимназия № 2), Тимур Егоров, Семен Морозов (оба из лицея № 2), Никита Плотников (гимназия № 1). Кстати, в этой сильной команде были не только одиннадцатиклассники.

Нынешние гимназисты охотно участвуют в очных и дистанционных городских чемпионатах, в играх молодежного кубка мира. Практически ежегодно сборная попадает в десятку лучших (из 300 – 400 претендентов) команд в каждой возрастной категории и получает приглашение на чемпионаты России. И каждый раз на турнирах ей надо сильно постараться, ведь результаты игр суммируются.

– Наши дети успешны во всем, – отмечает заместитель директора гимназии по воспитательной работе Татьяна Юрьевна Фесенко. – И образовательная система работает на это. Все начинается с уроков, а затем дети вовлекаются во внеурочную и исследовательскую деятельность. Они учатся выбирать тему, цель, гипотезу и методы исследования, собирать материал, обращаются к литературе, интернету, специалистам.

В начальной школе ученики готовят работы на конкурс «Я – исследователь». Четвероклассники участвуют в олимпиаде младших школьников. Интересные виды деятельности учителя предлагают детям в рамках предметных недель. Ведь если у учащихся не возникнет интереса и мотивации, то не будет и результата.

– Предметные недели у нас начинаются с интеллектуального марафона, – поясняет учитель начальных классов Елена Юрьевна Пенчукова. – Если ребенок достигает хорошего результата по математике или окружающему миру, то после марафона он начинает больше интересоваться понравившейся дисциплиной.

Участвуют гимназисты и в городском конкурсе «Я – исследователь». Так, в прошлом учебном году четвероклассница Катя Рогова заняла второе место, раскрыв в работе тему «О чем может рассказать похвальный лист». В семье Роговых бережно хранится коллекция похвальных листов. Катя заинтересовалась их предысторией. Оказалось, раньше такие награды выдавались ученикам школ и гимназий. Девочка предложила вернуться к этой традиции и даже нарисовала свой эскиз похвального листа.

Максим Витковский в своей исследовательской работе искал ответ на вопрос, почему в русских сказках появился Змей Горыныч. Четвероклассник высказал гипотезу, что прообразом такого персонажа могла послужить монголо-татарская Орда, она завоевывала Русь не только мечом, но и огнем. Максим аргументировал такой вывод фактами из истории государства Российского.

В этом году на муниципальной учебно-исследовательской конференции старшеклассников «Шаг в будущее» ребята из гимназии № 2 также оказались в числе победителей и призеров. За всеми успехами ребят – многолетний кропотливый и системный труд всего педагогического коллектива. С годами его еще больше ценят повзрослевшие дети.

По словам Е. Клюевой, ей радостно, когда выпускники гимназии приезжают в родной город, благодарят за выучку и признаются, что приобретенные знания помогают в жизни. Причем даже в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся безвыходными.

– Однажды я уже и не надеялся изменить к лучшему жизненную ситуацию, – признался один из бывших гимназистов. – И вдруг вспомнил, как Елена Вадимовна Клюева говорила нам: «Если есть вход, значит, есть и выход, просто надо логически осмыслить возникшую проблему». Сел за стол, взял большой лист бумаги и расписал проблему с того момента, как она возникла, и до конца. Мне стало смешно, поскольку ситуация вдруг предстала в другом свете, без драматизма, и я нашел из нее достойный выход.

Педагоги общаются со своими выпускниками не только в глобальной сети интернета. Приезжая в областной центр, молодые люди приходят на тренировки в клуб «Эрудит», вливаются в детские команды знатоков. А некоторые члены клуба, окончив вузы, сейчас безвозмездно занимаются организацией интеллектуальных игр в Южно-Сахалинске. В частности, сотрудники компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», оператора проекта «Сахалин-1», Андрей Тугин и Сергей Киктев проводят чемпионаты для взрослых и детей, сами составляют интересные вопросы с неизвестными фактами об известном.

Знают о юных сахалинских знатоках и в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?». Многократный обладатель «Хрустальной совы» Александр Друзь познакомился с ними много лет назад на мастер-классе в областном центре. Дружеские контакты сохраняются и с ним, и с другими членами знаменитого клуба. Эрудиты гимназии и их тренер стараются не пропускать ни одну серию телевизионных игр с участием своих любимцев. Интеллектуалы высокого ранга были и остаются для них примером для подражания.

К концу нашей встречи заместитель директора Светлана Николаевна Бизюкова поделилась новостью: школа приобрела для клуба «Эрудит» брейн-машину. Световым и звуковым сигналами она фиксирует, кто из знатоков, зная ответ на вопрос, быстрее нажал кнопку. В школе полюбили «игры на кнопочках», и теперь они регулярно проходят в классных параллелях. Кроме того, учащиеся самостоятельно проводят турниры для 5 – 7-х классов на городской «Детской лиге», в составе которой больше всего ребят из гимназии № 2. Они везде успевают. Им не лень хорошо учиться и заниматься дополнительным образованием, они умеют работать в команде и знают цену настоящей дружбе. И главное – каждый из них, как говорят педагоги, хочет стать настоящей личностью. Это ли не главное?

Л. Степанец.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ