Вечер вдохновения. Сахалинцы вошли в мир великого Бетховена вместе с Евой Геворгян

70
Дирижер Тигран Ахназарян и музыканты оркестра аплодируют Еве Геворгян.

О семнадцатилетней пианистке мирового уровня мы рассказали в нашей газете 25 мая, в тот же день, когда состоялся ее концерт в Чехов-центре. А вечером победитель более 50 крупнейших международных конкурсов, блистательная солистка, сыгравшая с ведущими симфоническими оркестрами в самых престижных концертных залах мира, раскрыла сахалинцам всю мощь своего таланта.

— Сегодня вы услышите, как чудесные звуки этого великолепного рояля наполнят зал, — сказал, открывая концерт, художественный руководитель и главный дирижер Южно-Сахалинского камерного оркестра Тигран Ахназарян. — Вы услышите великого Бетховена в исполнении одной из лучших пианисток молодого поколения.

По словам маэстро, исполнение в сахалинском зале третьего концерта Людвига ван Бетховена посвящено 250-летию гения классической музыки, юбилей которого из-за пандемии коронавирусной инфекции музыкальный мир продолжает отмечать и в этом году. По той же причине был отменен концерт Евы Геворгян в Японии, хотя Страна восходящего солнца знает и ждет российскую пианистку в своих концертных залах. В этом году в Японии ей присвоили престижное звание «Молодой артист фирмы Yamaha».

Как рассказала Ева, Дальний Восток она начала открывать для себя именно с нашего островного края.

Полтора года назад она впервые выступила в Южно-Сахалинске с двумя концертами Грига и Сен-Санса. А вот теперь подготовила третий концерт Бетховена — это «высшее творение среди тех, что были созданы всеми мастерами в данном жанре», как сказано в известном музыкальном словаре Гербера, изданном в 1812 году.

Вдохновенное настроение начало овладевать залом с первых же нот, взятых Южно-Сахалинским камерным оркестром. Хорошо известные и любимые сахалинцами исполнители начали музыкальный вечер полонезом Петра Ильича Чайковского. И вот за роялем Ева Геворгян…

Всего несколько минут, и ты уже не в этом зале и не в этом веке. Ты в таинственном 1800-м, когда немецкий композитор в 30-летнем возрасте завершил, по его же мнению, одно из своих лучших творений. Через три года концерт № 3 впервые прозвучал в авторском исполнении. А еще через год его представил публике признанный виртуоз того времени, двадцатилетний ученик гениального композитора Фердинанд Рис. Ему кричал «браво» сам маэстро, когда тот безупречно исполнил спорный пассаж.

Ева Геворгян «Надеюсь в самое ближайшее время вернуться на Сахалин. Планирую сыграть первый концерт Бетховена».

Интересная деталь: по настоянию Бетховена молодой исполнитель написал виртуозную музыкальную вставку — каденцию. Она удовлетворила композитора, однако один блестящий, но невероятно сложный пассаж Бетховен попросил переделать. Тем не менее на концерте Рис своевольно исполнил свой прежний вариант. По воспоминаниям Фердинанда, когда затихли аплодисменты, Бетховен сказал ему: «Вы своевольны и знайте, если бы пассаж был смазан, я с вами перестал бы заниматься».

То, что делала за роялем Ева Геворгян, не поддавалось никаким объяснениям. Мощный музыкальный талант, невероятное трудолюбие, лучшие учителя и оркестры, окружающие молодого исполнителя, — все это, безусловно, играет свою роль в формировании профессионального музыканта. Но когда слышишь эту виртуозную игру и видишь эту чудесную девочку, не можешь отделаться от мысли, что есть в этом какая-то таинственная, непознанная сила. И дана она этому хрупкому созданию именно для того, чтобы нести нам через музыку свет и добро.

Публика не отпускала Еву очень долго. Она снова и снова садилась за рояль. А зал продолжал и продолжал аплодировать. Из тех произведений, которые Ева сыграла на «бис», чаще всего звучал польский композитор Фредерик Шопен. Как позже рассказала Ева нашей газете, в октябре она планирует участвовать в Международном конкурсе пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве. Так что сахалинцы стали первыми ценителями ее конкурсной программы.

В нашем городе Ева провела всего три дня. Что успела за это время?
— Очень немного, — смеется она. — В музыкальной школе побывала, в Чехов-центре порепетировала с оркестром, немного прогулялась по городу, зашла в парк. После концерта впервые попробовала в ресторане японскую кухню, это было очень вкусно.

Как отметила Ева, с сахалинским оркестром было очень приятно работать. По ее словам, Тигран Ахназарян умеет донести до музыканта все, что он хочет видеть и слышать от него.

После выступления на Сахалине Еву ожидает несколько концертов в российских залах, а в конце июня она впервые после пандемии собирается в Испанию, в Мадрид.

— Надеюсь, в самое ближайшее время вернуться на Сахалин, — говорит молодая пианистка. — Планирую сыграть первый концерт Бетховена.

Сейчас у Евы параллельно с концертной деятельностью выпускные экзамены в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени Чайковского. Как она говорит, большую часть уже сдала, на этой неделе останется закрыть еще несколько предметов. Где продолжит обучение, она пока не решила. Вероятно, в Московской консерватории.

Южно-Сахалинский камерный оркестр закроет концертный сезон 2 июня. Любителей музыки ожидает премьера не часто исполняемого в мире произведения Бетховена — «12 немецких танцев». Прозвучат также всеми любимые сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига и «Кармен-сюита» Жоржа Бизе.

— Мы много уже концертов отыграли, — рассказал Тигран Ахназарян, — опережаем все планы. После завершающего выступления мы уходим на каникулы. А с сентября у нас новый сезон с не менее насыщенными планами — концертами и фестивалями.

Ольга ЖУРОВА.

Вечер вдохновения. Сахалинцы вошли в мир великого Бетховена вместе с Евой ГеворгянВечер вдохновения. Сахалинцы вошли в мир великого Бетховена вместе с Евой Геворгян