Пятница, 12 апреля, 2024

Газификация — вопрос принципиальный. В ближайшие несколько лет наша область рассчитывает полностью перейти на газ

Реализация идеи полного обеспечения островитян экологически чистым топливом вошла в решающую стадию. В рамках подписанной с ПАО «Газпром» программы развития газоснабжения полная газификация Сахалина должна быть завершена до конца 2025 года.

В частности, на Сахалине планируется построить более 1 000 километров газопроводов. Это позволит перевести на голубое топливо 26 тыс. частных домовладений, а также почти 160 котельных ЖКХ и промышленных предприятий.

Газификация с доплатой

На сегодняшний день уровень газификации в области составляет уже более 55 процентов. В то же время в информационной системе CRM зарегистрировано более 15 тыс. заявок от сахалинцев, желающих провести в свои дома долгожданный газ. В том, что мечты непременно сбудутся, сомнений нет. Власть уверена, что газификация Сахалина будет завершена точно в установленные сроки.

До конца 2023 года планируется подключить к газу 7 тыс. домов. Это в 3,5 раза больше, чем в прошлом году. Темпы газификации весьма высоки: еженедельно на экологически чистое топливо переходят около 40 домовладений. Это много. Однако чтобы уложиться в отведенные сроки, необходимо увеличить объемы работ в полтора раза. Региональное министерство энергетики держит этот вопрос на постоянном контроле. Динамика работ, и без того достаточно высокая, с наступлением теплого времени года будет только расти.

Другое дело, что подвести газ к частному дому — мероприятие весьма затратное, не каждому по карману. И здесь островитяне рассчитывают на господдержку участников газификации частного жилого фонда. В частности, сахалинцам возмещают до 152 тыс. рублей. Сюда входят затраты на обустройство фасадного газопровода, внутридомовой разводки и монтаж газового оборудования.

Кроме того, в городской агломерации (в нее входят Южно-Сахалинск, Корсаков и Анива) льготным категориям граждан частично компенсируют затраты на покупку газовых плит, водонагревателей, отопительных котлов, приборов учета, безопасности и сигнализации. Для областного центра и Анивы это 50 тыс. рублей, а для Корсакова — 60.

Полная газификация региона захватит не только жилой сектор, но и объекты ЖКХ. В населенных пунктах, для которых поставку топлива обеспечивает магистральный газопровод, сроки газификации котельных зависят от темпов строительства местных сетей. А там, куда магистраль дотянуться не сможет, программа развития газоснабжения предусматривает автономную газификацию. В частности, так будут работать котельные в Северо-Курильске и Южно-Курильске, а также в некоторых других районах области.

На удаленные объекты ЖКХ газ будут завозить в сжиженном виде. Причем это топливо будет местного производства. Соответствующее соглашение с «Газпромом» региональное правительство подписало в 2022 году во Владивостоке — на Восточном экономическом форуме. Документ предусматривает строительство на Сахалине завода по производству сжиженного природного газа. Инвестиционный проект уже в работе, так что ждать осталось недолго.

А вот так нейросеть видит развитие альтернативных источников энергии. Пальму первенства
она отдает ветроэнергетике. И между прочим, правильно делает: чего-чего, а ветра-то у нас хватает!

Эх, газанём!

Восточный экономический форум интересен для региона еще и тем, что именно здесь в сентябре 2020 года были озвучены планы перевода сахалинского автотранспорта на газомоторное топливо. Предполагалось до 2025 года перевести на газ не менее половины островного автопарка.

С тех пор прошло два с лишним года. В настоящее время на территории области на газомоторное топливо переведено почти 3,7 тыс. единиц автотранспорта. Все эти годы тенденция повышения спроса на метан неизменно сохраняется. А это, в свою очередь, обеспечивает рост реализации объемов газового топлива. В 2022 году, например, станции «Газпром – газомоторное топливо» реализовали почти 7,7 млн куб. м метана.

Растет число газозаправочных станций. В настоящее время в областном центре их четыре. Три станции могут заправлять легковые и грузовые автомобили, а также специальные передвижные автогазозаправщики (ПАГЗ), а еще одна станция предназначена для обслуживания только газозаправщиков. А те в свою очередь доставляют газовое топливо в Корсаков, Невельск, Холмск, Поронайск, Долинск.

С дальнейшим развитием автопарка, предназначенного для работы на газомоторном топливе, продолжится и строительство новых газозаправочных станций. До 2025 года они должны появиться буквально в каждом муниципальном образовании.

Хорошим стимулом для автолюбителей, желающих перевести свой транспорт на экологически чистый вид топлива, станут меры господдержки. По этому показателю Сахалин вошел в топ-5 российских регионов. При этом область активно поддерживает не только владельцев автомобилей, но и частные автотранспортные предприятия.

Поддержка солидная. Для граждан компенсация затрат на переоборудование автотранспорта на газомоторное топливо составляет 100 процентов (до 150 тыс. рублей на человека), а для предприятий — в размере 70 процентов (не более 150 тыс. руб. на один автомобиль и не более 1,5 млн руб. на одну организацию). Еще выше государственная компенсация для сельхозпредприятий и предприятий пищевой промышленности — от 70 до 90 процентов.

Меры господдержки учитывают и то, что на переоборудование автотранспорта требуется определенное время, в течение которого машины вынуждены простаивать в боксах. В целях возмещения недополученных доходов государство предоставляет субсидии: физическим лицам в размере 100 процентов, юридическим лицам — 75. Кроме того, для всех видов автомобильной техники предусмотрена льгота по транспортному налогу в размере 50 процентов.

Не забыта и компенсация затрат по строительству объектов для заправки автомобилей природным газом. В этом случае государственные субсидии могут доходить до 36 млн рублей.

В поисках альтернативы

Рассказывая о перспективах перехода островитян на экологически чистое топливо, нельзя не коснуться темы альтернативных источников энергии. Прежде всего, это касается ветряных электростанций. Они относительно дешевые и хорошо подходят для местных условий. Установить такую станцию мощностью до 20 МВт планируется в селе Ильинское Томаринского района. Строительство планируется за счет средств инвестора — АО «НоваВинд». Срок реализации проекта — 2025 год.

А вот компания ООО «ВГК» рассматривает вопрос строительства в Углегорском районе целого ветропарка мощностью 67,2 МВт. В настоящее время на двух площадках завершен ветромониторинг — обязательные исследования основных характеристик ветра. Результаты стали основой для экономической оценки проекта строительства ветроэлектростанции, выбора конструкции ветроустановок и схемы их размещения. Решение о начале реализации проекта будет принято в ближайшее время.

По мнению специалистов, развитие ветропарков на Сахалине будет не только благоприятно влиять на местную экологию, но и будет способствовать снижению в окружающей среде углеродного следа. Для области, все еще использующей для производства электроэнергии мазут и бурый уголь, это более чем актуально.

Учитывая природные особенности Курильских островов, перспективными с точки зрения экологии здесь можно назвать электростанции, которые вырабатывают электрическую энергию за счет тепла подземных источников (геотерм). Например, Менделеевская ГеоТЭС, расположенная на острове Кунашир. В планах развития островной энергосистемы планируется увеличить ее мощность с 1,7 МВт до 7,4 МВт.

А вот на острове Итуруп намечается строительство в океанской ГеоТЭС. В настоящее время правительством Сахалинской области предпринимаются меры по вовлечению в данный проект федеральных органов исполнительной власти. В перспективе это даст возможность для получения гранта на разработку НИОКР и развитие центра компетенции по реализации подобных проектов на территории Российской Федерации.

Кроме геотермальных источников энергии, рассматривается вопрос строительства на Курилах и нескольких ветроэлектростанций. Поскольку в тарифе на электроэнергию топливная составляющая весьма высока, стоимость производства электроэнергии за счет альтернативных источников может стать весьма конкурентоспособной по сравнению с дизельным топливом или сжиженным газом.

В 2023 – 2026 гг. планируется провести первый этап модернизации дизельных электрических станций. В настоящее время совместно с министерством энергетики РФ разрабатываются варианты модернизации местной электроэнергетики, прежде всего с использованием экологически чистого вида топлива. Это позволит увеличить генерирующие мощности, что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию Курильских островов.

Сергей ЧЕВГУН.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ