Воскресенье, 28 апреля, 2024

Источник неиссякаемого оптимизма

В Долинске девять лет строится котельная

«Ерунда? Нет или да?» – так называлась публикация в номере «Советского Сахалина» за 10 декабря 2013 года. В ней рассказывалось о сахалинском долгострое – возведении мини-ТЭЦ в Долинске. К тому времени стройке, изначально рассчитанной на три года, исполнилось семь лет, и конца ей не было видно. Ввод объекта то и дело переносился. В ходе строительства он «потерял» один из трех пусковых комплексов – генерацию, производство электроэнергии для собственных нужд. На Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 появилось два новых энергоблока, и проблема дефицита мощностей отпала. В проект также было заложено оборудование, которое перестали выпускать. То есть проект, пока его облекали в кровь и плоть, морально устарел. Хотелось бы добавить, что с отказом от строительства «генерации» долинцы лишились надежды на централизованное горячее водоснабжение, о котором мечтали.
В этой же публикации приводилось мнение специалиста-теплотехника, директора ООО «Институт коммунальной энергетики» В. Ромашева, который заявлял, что проект строительства мини-ТЭЦ изначально был обречен на провал и его институт сделал все возможное, чтобы упредить эту безграмотную и очень дорогую стройку, направлял экспертное заключение в управление ФСБ и прокуратуру, но Главэкспертиза по Сахалинской области дала ему добро. Все чиновники, которых я знакомила с оценкой строительства мини-ТЭЦ В. Ромашевым, отзывались о ней одним словом – «ерунда».
Министерство энергетики и ЖКХ собрало по поводу этой публикации круглый стол, на котором присутствовало десятка два чиновников и депутатов, но главными фигурами мероприятия стали В. Ромашев и журналист, использовавший его мнения и выводы. Их критиковали за то, что они ищут не достижения в областной экономике, а недостатки. Власть очень задела негативная оценка проекта, особенно «преувеличенные» В. Ромашевым суммы стоимости стройки. Но специалисты не могли не признать, что мини-ТЭЦ объект сложный. Однако пообещали, что уже в апреле 2014 года он будет завершен и тепла его хватит на обогрев Долинска с лихвой. Можно будет отказаться, наконец, от неэкономичной ТЭЦ бывшего бумзавода, до сих пор обогревающей город.
Но в апреле 2014 года мини-ТЭЦ так и не вступила в эксплуатацию. Она «задымила» в октябре, но весь текущий отопительный сезон работает в тестовом режиме.
На запрос редакции по поводу сегодняшней работы долинской мини-ТЭЦ  из министерства энергетики и ЖКХ пришло коротенькое сообщение о том, что в настоящее время указанный объект в эксплуатацию не сдан, силами специализированных организаций проводится режимная наладка оборудования котельной. Тем не менее производственные мощности котельной используются при подаче тепла потребителям Долинска. За более объективной и достоверной информацией журналисту посоветовали обратиться к заказчику стройки – в долинскую администрацию.
Однако мэр В. Данилов так и не объяснил, как именно не сданный в эксплуатацию объект дает тепло и насколько активно участие в отоплении города «старой» котельной. Мэр на эти вопросы ответил одной короткой фразой: объект  в эксплуатацию не введен, в ходе отопительного сезона работает в режиме пусконаладки.
В 2012 году, когда объект «усекли» на один комплекс, в который уже были вложены деньги, а перспектива его пуска оставалась под большим вопросом, им заинтересовался областной совет по противодействию коррупции. В конце декабря 2012 года совет обратился в контрольно-счетную палату Сахалинской области с просьбой проверить целесообразность произведенных затрат при строительстве Долинской мини-ТЭЦ. Палата  в проверке отказала.
Аналогичное письмо ушло в Счетную палату РФ, но его переслали в управление федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области. Это управление запросило у долинской администрации документацию по конкурсам. Однако не получило ее и на том успокоилось.
В мае 2013 года совет по противодействию коррупции обратился в контрольно-счетную палату долинского городского собрания с просьбой проверить, на что потрачены государственные деньги. И здесь антикоррупционерам было отказано, потому что палата работает по плану, внеплановые проверки не предусмотрены.
Несколько раз общественная организация обращалась в областную, затем генеральную прокуратуру РФ – все без толку. Никто не хотел инициировать проверку.
Наконец по настоятельному предложению фракции КПРФ в областной думе этот многострадальный объект был внесен в график плановых проверок 2014 года, и в самом конце года появился отчет о результатах контрольного мероприятия.
Нецелевого использования бюджетных средств контролеры не установили. Выявили только неэффективные и неправомерные расходы, а также прочие нарушения в общей сумме 528 млн. 493 тысяч рублей.
В 2012 – 2013 годах, констатировали проверяющие, было допущено неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 240 млн. 923 тыс. рублей. Деньги ушли на скрытое финансирование исполнения муниципальных контрактов на строительно-монтажные работы. Контракты были заключены с ООО СК «Энергострой» и сводились к оплате оборудования и материалов. Некоторые поставки так и не были сделаны или были осуществлены лишь спустя один-два года. Установили также неправомерные расходы на 5 млн. 587 тыс. рублей на оплату неподтвержденных результатов работ и приобретение строительной техники. Это странная история с автопогрузчиками, приобретенными для работы на угольном складе котельной и являющимися частью объектного комплекса. Они почему-то не были переданы заказчику. Оплаченную муниципалитетом технику подрядчик – ООО СК «Энергострой» – зарегистрировал  в государственной инспекции как собственное имущество и использовал в строительных работах более полутора лет.
Кроме того, заказчик в 2012 году принял к оплате работы на сумму 27 млн. 500 тыс. рублей по корректировке проектно-сметной документации, которые не были завершены на момент проверки.
В процессе проверки установлены низкое качество и многочисленные изменения проектных решений, которые привели к нарушению нормативно-правовых актов, снижению технико-экономических показателей объекта, его эксплуатационных и функциональных возможностей, а также к удорожанию стоимости строительства объекта в целом. Показатели финансирования по средствам областного бюджета превышены в 3,4 раза (529 млн. 585 тыс. рублей против плановых 154 млн. 170 тыс. рублей). Но окончательная стоимость строительства заказчиком до сих пор не определена и в ходе проверки не представлена. Чтобы получить контрольные цифры стоимости объекта, требуется еще одна корректировка проектной документации. Напомним, что рабочая документация по этому объекту дорабатывалась три раза – в 2009, 2011 и 2012 годах и на конец 2014 года не имела полной комплектности по третьему пусковому комплексу (сети). Сегодняшняя корректировка обойдется  в 38 млн. рублей. Стройка «проглатывает» миллионы не поперхнувшись.
Объект с 2012 года, с потерей комплекса генерации, – уже не мини-ТЭЦ, а просто водогрейная котельная. Так она значится теперь в официальных документах.
В 2013 году истек срок действия раздела федеральной целевой программы, в рамках реализации которого осуществлялось строительство объекта. Прекращено и финансирование из федерального бюджета, что, отмечают контролеры, существенно повышает риск для завершения строительства объекта в ближайшее время. Все же федеральные деньги были в этой стройке основными. Теперь расходы ложатся на областной и муниципальный бюджеты. Размещены заказы на проведение конкурса по корректировке проектной документации (об этом говорилось чуть раньше) и проведение работ по замечаниям государственной инспекции строительного надзора (цена второго заказа – 37 млн. рублей). Котельная требует «доводки», а подрядная организация обанкротилась и фактически не ведет строительство объекта.
Девять лет идет стройка, и что же на выходе?
Объект переквалифицирован в котельную 1-й категории, КПД использования тепловой энергии у которой в чисто тепловом режиме составляет 80,93 проц., тогда как по нормативам он должен быть не менее 85 проц. при нормальном режиме работы. Мощность котельной – 40 Гкал/час. Из-за отсутствия генерации «потеряно» 19,68 Гкал/час. Но заявленная потребность Долинска с учетом перспективных потребителей и строительства жилья – 28,56 Гкал/час. Казалось бы, беспокоиться не о чем: мощности на сегодня – с запасом. Но в котельной только два котла, что будет, если вдруг один выйдет из строя?
На том декабрьском круглом столе министру энергетики и ЖКХ Г. Митрику был задан вопрос: «На сегодня тепла хватит, а через пять лет, если жилищное строительство наберет темпы?». Министр ответил, что этого никто не знает, но если возникнет необходимость – будет принято новое техническое решение. «Тепло найдем», – оптимистично заявил он.
Отчего бы нам всем не разделять этот оптимизм? Потратили на стройку девять лет и более 2,7 млрд. рублей при начальной стоимости объекта около 1 млрд. 949 млн. рублей, а через пять лет можем позволить себе строительство нового объекта? У нас ведь профицитный областной бюджет. Впрочем, рано говорить о будущем, когда не все ясно с настоящим. Что-то затянулся пусконаладочный процесс.
Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ