Пятница, 10 мая, 2024

На снегоходах – выше облаков

Активный отдых по-курильски

Впервые на один из самых высоких вулканов Итурупа – Богдан Хмельницкий (1589 м над уровнем моря) на снегоходах поднялась группа представителей Курильского и Южно-Курильского районов.
В воскресном «мотопоходе» участвовало восемнадцать (в основном горных) машин производства США, Канады и Японии с мощными двигателями объемом 800 и более «кубиков». Они без проблем «плыли» даже в пухлом глубоком снегу, преодолевали крутизну подъемов в 45 градусов и более.
Вершины достигли Алексей Крылатов, Виталий Каргин, Максим Муравьев, Павел Кравченко, Алексей Кон, Александр Им, Евгений Лотин, Гурам Ломадзе и Андрей Первушин. По словам Андрея, при подъеме на вулкан он испытал жуткий страх.
– Снегоход двигался практически по вертикали. Не для всех первые попытки подъема окончились благополучно. Те, кто держался левой стороны каньона, с первого раза не поднялись. Я по правой стороне сразу вышел на вершину, а первым покорил ее южнокурильчанин Алексей Крылатов. Наши снегоходы не умещались на гребешке вершины, их гусеницы свисали в сторону каньона…
С каждым годом все больше экстремалов, обкатывающих на такой технике заснеженные склоны островных сопок. Смельчаки освоили не только окрестности и предвершинье вулканов Чирип, Тебенькова, Ивана Грозного, Богдана Хмельницкого, кальдеры Цирк на севере Итурупа, но и проложили рискованные маршруты от Курильска до Горячих Ключей, от Буревестника до Лесозаводска, с океанской стороны подобрались к подножию вулканов Буревестник и Стокап.
Заезд на вулкан Богдана Хмельницкого группа начала с территории карьера «Нежный». В качестве фотографа в путешествие был приглашен и я. Признаюсь, с трудом представлял, как снегоход будет лавировать по глубокому и мягкому снегу, объезжая раскидистые деревья с низко нависающими толстыми ветвями. Но Юрий Сотников уверенно, на скорости вписывался во все петли и зигзаги, оставленные ушедшими вперед горными машинами. Так что когда перед нами возник первый крутой подъем, я уже не сомневался в его преодолении. И действительно, чуть сильнее взревев, мотор почти без усилий вытолкнул нас на следующий увал. А за ним был еще подъем, следом – третий…
Легкость, с которой техника преодолевала непроходимые снега, восхищала. Адреналина добавляли ситуации, когда при пересечении глубоких распадков летящий вниз снегоход казался неуправляемым снарядом! Но и при движении вверх не заскучаешь, как я убедился на обратном пути, сидя за спиной уже Сергея Дрюкова. Когда он, набрав приличную скорость, направил машину на почти отвесную стенку обрыва с большим снежным козырьком, мой мозг молниеносно перебрал варианты, чем это может завершиться, и от каждого стало страшно. Одна надежда на пилота… Мы перелетели козырек, пробив его насквозь. В такие минуты понимаешь: не зря тех, кто рулит снегоходами, называют пилотами. Да они и экипированы под стать им в яркую, с защитой, одежду, шлемы, легкую и прочную обувь.
Чем выше мы поднимались, тем большие возможности открывались для любителей покататься на снегоходах. Непролазные лесные дебри остались далеко внизу. Прекрасно просматривались окрестности: новый аэродром со всеми постройками, гладь Курильского залива с Китовым и Курильском. А впереди вздымались и казались неприступными предвершинные крутые склоны Богдана Хмельницкого. Южнокурильчанин Алексей Крылатов первым решается проложить след по гигантскому заснеженному откосу. Выписав захватывающую дух  петлю, на максимальной скорости он устремился вниз, к месту своего старта. Вдохновленные его примером, остальные пилоты принялись осваивать 600-метровую почти отвесную площадку.
Выбрав место для лучшего обзора, прошу Юрия Сотникова оставить меня здесь. И он тут же присоединяется к группе, прокладывая снегоходом свою борозду на склоне. Удивляюсь, каким образом на крутых виражах парням удается удержать от падения отнюдь не легкие машины? Но кто-то из них все же допускает ошибку, и вот уже, кувыркаясь, падают отдельно пилот и его снегоход. От машины отлетают какие-то детали. У меня замирает сердце: неужели что-то серьезное? На помощь спешат ребята. Пилот встает сам, а пострадавший снегоход ставят на «ноги» сообща, и экстремальная круговерть на склоне продолжается.
Но скоро интерес к этому месту пропадает, и группа принимает решение доехать до ущелья, что прорезает склон до самой вершины вулкана. И вновь я получаю уроки быстрой езды, пересекая на одной «лыже» снегохода, только уже по диагонали, обрывистые откосы. Преодолев несколько распадков, попадаем в искомое ущелье.
Вершина вулкана закрыта облаками, но это никого не останавливает. Однако для нас с Юрием законы тяготения непреодолимы: снегоход по крутому подъему донес до самых облаков и… забастовал. Но в этом месте уже собрались ребята, не рискнувшие подниматься в неизвестность. Некоторые из них искренне говорили: продолжать подъем страшно. Выше нас по каньону в облачной мути возились со своими машинами, видимо, разворачиваясь вниз, еще несколько человек. Но кто-то из пилотов прорвался наверх, и что там с ними – неизвестно. Шли минуты тревожного ожидания. И вот с «неба» на радость нам вернулись восторженные парни:
– Там за облаками солнце и бесконечная красота! Мы сделали это! – делится впечатлениями Максим Муравьев.
– Мы добрались до вершины. Это – космос! – ликует Павел Кравченко. А Алексей Крылатов очень доволен тем, что сделал на вершине фото на память.
В тот день пятеро пилотов, не удовлетворившись достигнутым, взяли курс на соседний вулкан Чирип (1516 м над уровнем моря) и забрались на его вершину. Вот имена этих смельчаков: А. Крылатов, М. Муравьев, Г. Ломадзе, А. Им и А. Первушин.
А. Самолюк.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ