Воскресенье, 12 мая, 2024

Как сохранить население в регионе?

– Александр Семенович, в качестве кого вы работали на заседаниях общественной палаты?
– В слушаниях я участвовал, можно сказать, «в двух лицах». Как представителю среднего бизнеса мне близки и понятны обсуждаемые проблемы, особенно строительство транспортного перехода на материк. А как председателя правления регионального общественного фонда «Гражданские инициативы» не менее волнуют вопросы образования, просвещения. Наш фонд и наше предприятие организационно и финансово оказывают поддержку образовательным и культурным учреждениям города Южно-Сахалинска и области в целом.
– Насколько значимы для нашего региона общественные слушания подобного уровня?
– За последние годы Сахалин повидал руководителей самого высокого ранга – вплоть до президента. Но столь высокое представительство на уровне общественности мы имели впервые, ведь на форуме работала большая делегация членов общественной палаты РФ.
К сожалению, из-за задержки авиарейсов приехать на Сахалин смогли не все. Тем не менее я хочу поблагодарить организаторов этого значимого мероприятия, и прежде всего члена общественной палаты РФ от нашей области Е. Степанскую, за то, что оно состоялось. Благодарен и всем его участникам, поскольку я открыл для себя много интересного, неожиданного и в течение нескольких дней работал с большим удовольствием, в том числе и в составе группы «Проект «Мост на Сахалин».
– И какие впечатления остались после этой работы?
– Начну с того, что обсуждаемая тема («Роль образования, науки и культуры в формировании постоянного населения в Дальневосточном федеральном округе и укреплении позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе») крайне важна. Ни для кого не секрет, что идет отток населения как в целом с Дальнего Востока, так и с Сахалина. Причем отток самой активной, качественной категории населения, которая уже научилась работать в современном ритме.
Однако и тех, кто остается на островах, нельзя отнести к числу коренных и постоянных жителей. Многие из них тоже хотят уехать, но по ряду причин не могут этого сделать сегодня.
Именно под этим углом зрения и обсуждалась данная проблема. Всех участников общественных слушаний, в том числе и наших гостей, объединяло желание через соответствующие комитеты Госдумы, правительство «достучаться» до федерального центра и показать если не трагизм, то драматизм положения. Думаю, работа эта будет продолжена и резолюция (с учетом высказанных в ходе общественных слушаний предложений) дойдет до «верхов». Возможно, таким образом нам удастся повлиять на ситуацию.
– На первый взгляд строительство транспортного перехода на материк и проблемы образования, культуры, науки напрямую не связаны. Отчего же тогда рабочая группа, обсуждавшая перспективы соединения острова с «большой землей», была так многочисленна?
– Потому что любому разумному человеку понятно: транспортное соединение с материком скажется на развитии экономики в регионе, повлияет на улучшение качества жизни сахалинцев и закрепление их на островах. Поэтому не случайно организаторы форума объединили эти два на первый взгляд несочетаемых вопроса.
– А отчего улучшение жизни сахалинцев вы увязываете с транспортным переходом?
– Нам, бизнесменам, очень сложно работать в нынешних условиях, ведь время для нас – деньги. Повышение скорости передвижения грузов повысит скорость оборачиваемости капитала, а значит, возрастет и получаемая прибыль. Сегодня грузы на Сахалин доставляются со средней скоростью велосипедиста… Закупая товары, строительные материалы, мы вынуждены делать предоплату, а затем месяц ждать доставки «покупки». Зимой, с учетом островной непогоды, это ожидание длится до полутора месяцев. Указанные обстоятельства отразились и на темпах строительства жилья для невельчан, поставка грузов задерживалась. И это на фоне указаний президента! Что уж говорить о нас, бизнесменах среднего уровня…
Кроме того, нельзя рассматривать эту проблему как болевую точку только Сахалина. Задача строительства перехода – геополитическая. Если мы хотим сохранить Россию как единое целое, ее регионы не должны быть оторванными друг от друга.
Еще один важный момент: новая транспортная ветвь повлечет за собой создание инфраструктуры и на материке, и на Сахалине. И если, например, в стратегии развития Южно-Сахалинска мы обозначили город как логистический центр, он действительно станет таковым. В итоге мы будем надежно связаны с Россией-матушкой.
– Насколько реален этот проект?
– В ходе слушаний мы заметили, что главным локомотивом здесь выступают Российские железные дороги. Есть группа молодых, энергичных специалистов, которые заняты конкретной работой. Ребята просто молодцы! Звучит конкретика и из уст руководителя РЖД.
А вот администрация области говорит о необходимости строительства моста, на мой взгляд, неубедительно. Не столь настойчиво, как нам хотелось бы, бьет в набат.
Меня, честно говоря, не очень удовлетворили заключительные слова, сказанные по окончании слушаний вице-губернатором А. Кислициным: что, мол, вы здесь копья ломаете? В 2013 году приступим к строительству…
Хорошо, если так. Но я боюсь другого. В свое время один руководитель страны обещал, что к 1980 году мы будем жить при коммунизме, другой – что к 2000 году каждая семья будет иметь отдельную квартиру. А мы и по сей день не можем справиться с ветхим и аварийным жильем…
Поэтому и от областной администрации, коль сроки строительства обозначены, хотелось бы иметь большие ясности. Когда начнутся изыскательские работы? Когда состоится рассмотрение вариантов – тоннельный будет переход или мостовой? Когда приступим к проектированию, к строительству? Уложимся ли в заявленные сроки – вот в чем вопрос.
– В ходе слушаний обсуждалось и совмещение железнодорожного перехода с автомобильным. Что вы думаете по этому поводу?
– Такое совмещение имеет большое значение, но, полагаю, требует и большего общественного звучания.
Мне понравился боевой задор, порыв молодых ребят из группы «Новое звено», с которыми я работал по проблеме транспортного перехода. Но они действуют в рамках поставленной руководством ОАО «Российские железные дороги» задачи. Они должны выбрать оптимальный вариант, поскольку речь идет о финансовых затратах. Рассчитать окупаемость проекта, прибыль и так далее. У них, скажем так, определенный корпоративный интерес. А мы, повторюсь, не должны упускать из вида интерес геополитический. Да, железная дорога идет в правильном направлении, но при этом не решает столь важной составляющей, как совмещение железнодорожной трассы с автомобильной. Но если этого не произойдет, мы все равно не будем чувствовать себя комфортно!
Чисто житейский пример. У многих сахалинцев родственники живут на материке, на Дальнем Востоке. При наличии, наряду с железнодорожным, и автомобильного перехода повидаться с ними – запросто! Сел за руль личного автомобиля, да по хорошей-то трассе… Вот этого момента нам и нельзя упускать в данном проекте, держать ситуацию под контролем и, если угодно, даже навязывать власти общественное мнение: дороги должны быть совмещены!
– Но, согласитесь, это вовсе не забота железнодорожников. Им-то скорее конкурент и не нужен.
– Совершенно верно! И здесь вопрос – в политической воле высших руководителей страны. То есть при реализации проекта необходимо учесть и государственные интересы, которые заключаются в том, что Дальний Восток не должен терять население.
– Как шло обсуждение  вопросов, связанных с наукой, образованием, культурой?
– Лично меня встревожило выступление ректора СахГУ Б. Мисикова. Есть угроза, что это учебное заведение прекратит свою деятельность в качестве университета. Конечно, сахалинцев это не может не тревожить. Все-таки основную массу специалистов для местных предприятий готовит СахГУ.
Но я – сторонник более открытого и широкого рынка в сфере образовательных услуг. Да, сейчас департамент образования области плотно работает, в частности, с Санкт-Петербургским университетом, направляя туда сахалинских выпускников на учебу. Но мне бы хотелось, чтобы абитуриенты и их родители, в зависимости от их материального положения, имели более широкий выбор вузов, в том числе и тех, что к нам поближе расположены.
Вот, например, в ходе общественных слушаний мы узнали, что кузница научных кадров для Сибири и Дальнего Востока даже не широко известный Новосибирск с его академгородком, а Томский государственный университет. Почему бы и нам не проложить туда дорожку?
Полагаю, что очень важно переломить психологию родителей и учеников. Зачастую в вуз идут за дипломом, а надо бы – за знаниями! Сегодня получение диплома – не гарантия трудоустройства. Нужны хорошие знания, не помешает и какой-то опыт. Вот тогда ты будешь востребован.
У нас же пока высокая разбалансированность между выпуском специалистов с высшим образованием и рынком труда. Вроде бы дипломы получают многие, а мы, бизнесмены, испытываем кадровый голод. То же самое происходит в муниципальном управлении, в государственном управлении – на уровне области. О том, что кадровая проблема остра, заявил и президент Д. Медведев.
И, полагаю, не столь важно, в вузе какого региона получала высшее образование наша молодежь. Главное, чтобы она затем жила и работала в Сахалинской области.
Конечно, необходимо сохранять и местную научную базу, и интеллигенцию, сплотившуюся вокруг СахГУ. Но, с другой стороны, надо понимать: у человека должен быть выбор вуза. Пусть наши «продвинутые» ребята учатся на материке, а власть и бизнес при этом должны посодействовать их возвращению, чтобы обеспечить себя хорошим кадровым потенциалом.
– Каким образом это можно сделать?
– Есть два пути. Первый – финансовые рычаги. Направлять абитуриентов в вузы, брать на себя оплату их обучения, но в контракте оговаривать обязательную «отработку» на территории области. Путь второй: с учетом эффективности труда молодого специалиста власть обязана создать дополнительные условия для его закрепления в области. Например, предоставить льготный кредит на покупку квартиры.
В отличие от образования, которое, я считаю, универсально, культура – уникальна. И здесь нам необходимо воспитывать патриотизм, прививать любовь к малой родине, к сахалинской природе, одновременно создавая комфортные условия для жизни, досуга. И это тоже «привязка» населения к региону, пусть и не очень явная и жесткая.
Сейчас, к сожалению, говоря о патриотизме, основной упор делают на военно-патриотическое воспитание. Конечно, мы не имеем права забывать о том, что ветераны Великой Отечественной войны совершали подвиги во имя Родины, но, как мне кажется, не менее важна и любовь к родине малой. Вот почему слово «культура» присутствовало и на нашем форуме.
В целом, я в этом убежден, разговор состоялся полезный. Главное, чтобы итоги слушаний достигли цели и федеральная власть от слов о «сбережении» населения Дальнего Востока перешла к реальным делам.
Беседовала
Л. ПУСТОВАЛОВА.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ