Воскресенье, 28 апреля, 2024

Кунсткамера на Сахалине. Впервые в нашей области

 

Впервые в областном центре демонстрируются экспонаты из санкт-петербургского музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, более известного как Кунсткамера.

Выставка «Первые этно-графические сборы на острове Сахалин в конце XIX – начале XX веков» приурочена к 120-летию создания первого музея в посту Александровском (сохранился приказ об этом событии, датированный декабрем 1896 года, за подписью военного губернатора острова Владимира Мерказина). Как отметил директор областного краеведческого музея Темур Мироманов, увидеть такую экспозицию сахалинские историки и краеведы мечтали еще десять лет назад, но это стало возможным лишь сейчас.

Идея осуществилась благодаря кропотливому труду, заинтересованности и доверию обеих сторон. В реализации проекта участвовали региональное министерство культуры и архивного дела, сотрудники музеев, транспортных и страховых компаний, дизайнеры, полиграфисты. Сообща они преодолели все препоны и формальности.

Теперь, чтобы получить представление о культуре коренных народов Севера конца XIX – начала ХХ веков, можно ознакомиться с этнографическими сборами сахалинских ссыльно-каторжных этнографов Бронислава Пилсудского и Льва Штернберга. Ведь в нашей области почти не осталось подобных редкостей, экспонаты первого музея утрачены. И только благодаря существовавшей в то время практике направлять находки в «столичные» музеи в Кунсткамере сохранились восемь бесценных по своему содержанию коллекций. В них более тысячи предметов материальной и духовной культуры сахалинских этносов.

Малую толику раритетов можно увидеть в областном краеведческом музее. Причем интерес с научной точки зрения представляют не только предметы, но и фотографии Л. Штернберга, Б. Пилсудского, врача П. Супруненко, где запечатлена история дочеховского Сахалина, и портреты айнов, ороков, нивхов.

Заведующая отделом истории областного краеведческого музея кандидат исторических наук Ольга Шубина как экскурсовод сделала акцент на своеобразии айн-ской культуры, которую с интересом изучал Б. Пилсудский. Специально по заказу исследователя для первого островного музея аборигенами были изготовлены миниатюрные модели лыж и лодочки, выполнены орнаменты на образцах тканей. На юго-западном побережье острова в 1902 – 1905 годах коллекция этнографа пополнилась детской меховой шубой, погремушками, жуж-жалкой и другими игрушками. Одну из них – «шатающуюся» утку – и сейчас можно привести в движение, потянув за веревочки и изменив центр тяжести подвешенного грузика.

Казалось бы, сугубо утилитарная вещь – веер для раздувания огня – и та была выполнена айнским мастером по законам красоты из перьев орлана-белохвоста и декорирована традиционным орнаментом. Искусную резьбу по дереву и вышивку можно видеть даже на миниатюрных бытовых предметах. В начале ХХ века в обиходе «бородатых курильцев» были и заимствованные у соседей-японцев вещицы. Пример тому – представленная в экспозиции раскладная деревянная подставка. Посетители вряд ли догадаются, что предназначалась она… для головы вместо подушки.

В музейных витринах демонстрируются инструменты, орудия труда и рыбной ловли, предметы мужского и женского гардероба, меховая обувь сахалинских аборигенов. С сакральным ритуалом знакомит инсталляция, посвященная  эпизоду медвежьего праздника.

Ездовые собаки были первыми помощниками северян. И эта особенность тоже нашла отражение в фотографиях и предметах,

собранных Пилсудским. Один из них – привезенный из Кунсткамеры налобник из нерпичьей кожи с латунным бубенчиком и кистью из конского волоса – когда-то украшал запряженного в нарты вожака собачьей стаи.

Выставка ознакомит посетителей и с научным наследием первых островных этнографов – книгами, статьями, документами, записями фольклорных текстов и перепиской Б. Пилсудского, Л. Штернберга, Е. Крейновича. Труды этих ученых и сегодня востребованы. Во времена каторги, сохраняя свидетельства истории, они плодотворно поработали на будущее.

Л. СТЕПАНЕЦ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ