Лучше один раз увидеть… Курилы

В последнее время поездки депутатов областной Думы на Курильские острова стали регулярными. Вот и недавно группа думцев посетила Итуруп, Шикотан и Кунашир. Какова цель этого визита; насколько эффективны такие поездки; как живется нынче курильчанам – на эти и другие вопросы отвечает депутат областной Думы, член фракции КП РФ
Б. БОРИСОВ.
– На сей раз на острова мы отправились вместе с группой членов Совета Федерации. Основная цель поездки – посмотреть, как идет реализация федеральной целевой программы развития Курил на период до 2015 г. Вместе с тем мы хотели показать сенаторам, как живут курильчане, какие проблемы осложняют их быт. А проблем, к сожалению, немало, и решить их только за счет средств областного бюджета невозможно. Оттого так важна позиция и Совета Федерации, ведь при принятии важных для Курил решений личные впечатление могут тоже иметь значение.
Замечу, что для депутатов областной Думы эта поездка не первая. В 2005 г. на островах побывала рабочая делегация в составе А. Болотникова, С. Ивановой, С. Пономарева, С. Седова и вашего покорного слуги. Уже тогда мы не только озвучили проблемы, существующие на самых дальних наших островах, но и отразили их в постановлении облдумы.
– Борис Борисович, можно чуть поподробнее – о каких конкретно проблемах идет речь и есть ли подвижки в их решении?
– Для Кунашира это – строительство геотермальной тепловой электростанции. Которая, кстати, «выбрасывает» до 200 литров горячей воды в минуту, это колоссальный объем энергии, дающей возможность отапливать не только Южно-Курильск, но и располагающиеся близ него воинские части. Но, несмотря на то что станция построена давно, тепло в дома южнокурильчан начнут подавать только в этот отопительный сезон. Если сравнивать ситуацию, сложившуюся на Кунашире в 2005 г., с днем сегодняшним, нельзя не отметить положительных подвижек. Идет большое строительство, в частности теплотрубопровода, фактически он уже смонтирован, остался небольшой объем работ, и в этот сезон подача тепла на южные Курилы будет осуществлена.
Мы увидели, что на Кунашире ведется строительство дорог и реконструкция аэропорта Менделеево, здесь будет взлетно-посадочная полоса длиной 1800 – 2000 метров. Будет также возведено новое здание аэровокзала, и это – положительный факт. Правда, введение в эксплуатацию аэропорта возможно только после приобретения необходимого комплекта спецтехники (пожарные, снегоуборочные машины и т. д.). Так что в ближайшее время мы совместно с администрацией области будем искать пути решения этого вопроса, хотя аэропорт и находится в ведении федерации. Но членами делегации высказывалось мнение, что лучше бы такие аэропорты передавать в собственность субъекту – на месте виднее, в чем нуждается предприятие.
Сдвинулся с мертвой точки и другой процесс – очистка акваторий от затонувших судов. На Кунашире создана фирма, которая будет этим заниматься (подъем, распилка, дальнейшая утилизация или отправка на металлолом). Необходимое оборудование имеется.
К слову, в этом году на Курилах работала группа социологов из Москвы вместе с нашим ученым – кандидатом психологических наук Е. Манчилиной. В райцентре Южно-Курильск опрошено 320 человек на предмет возможной передачи островов Японии. Так вот, только трое из опрошенных полагают, что этот вопрос в принципе не стоит снимать с повестки дня.
Два года назад настроение у людей было иным. Мы в этом убедились, проводя прием населения. Многие жители резко и откровенно говорили о том, что, если федеральный центр не желает обращать внимания на положение дел на Курилах, пусть их освоением займутся соседи и создадут комфортные условия для жизни. Сегодня, как видим, ситуация в корне изменилась.
Хотя, конечно, не все проблемы на Кунашире решены. Например, с 2005 г. остро стоит вопрос об отсутствии морга. Сейчас направлено письмо в администрацию области с просьбой выделить 1,5 млн. руб. для подготовки здания под это, скажем так, печальное учреждение, а оборудование для него планируется получить в рамках национального проекта.
– А как вам глянулись другие острова?
– Остров Шикотан явно украсила уже известная на всю страну новая школа. Впечатления – самые благоприятные.
На Итурупе мы, естественно, посмотрели те объекты, которые возводит Гидрострой. Прежде всего, весьма значимый объект – причальный ковш, где будет производиться погрузка и разгрузка судов. Сегодня там по-прежнему продолжается рейдовая разгрузка. Причем нет самоходных плашкоутов, как на Кунашире, то есть их еще и буксируют, что небезопасно и неудобно для населения. Тем более что буксировщикам «от роду» по 30 – 40 лет и они уже давно выработали свой ресурс.
Построен на Итурупе главный корпус райбольницы (главная подрядная организация – все тот же Гидрострой). Зимой планируется завершить внутреннюю отделку здания.
Вместе с тем внимание наше привлек вот такой вопрос. На период путины Гидрострой завозит рабочих из разных регионов страны. Пассажирские же перевозки мы дотируем из областного бюджета. Конечно, отказывать в приобретении билетов на Курилы мы никому не имеем права, но и не дело, что этой дотацией пользуется большое количество приезжих с материка. Я думаю, что фирма, которая твердо стоит на ногах, могла бы уменьшить часть этих расходов. Коль завозите сезонных рабочих – фрахтуйте суда. Ведь областной бюджет не столь богат, а в области есть масса других социальных проблем.
– Не один год ведется полемика вокруг брошенных военных объектов и передачи их в собственность муниципалитетов…
– Действительно, об этой проблеме речь идет давно, в том числе и на уровне российского парламента. Депутат Госдумы С. Иванова задавала эти вопросы бывшему министру обороны С. Иванову. Долгое время эти объекты, находящиеся в оборонном ведомстве, оставались, по сути дела, без присмотра. А теперь, когда они разрушены-разграблены, их пытаются  «столкнуть» муниципалитетам.  Но откуда нашим муниципальным образованиям брать деньги на их содержание? Мы считаем, что такая передача собственности должна обеспечиваться средствами федерального бюджета.
– Внимание сенаторов на это обстоятельство обратили?
– Конечно. Тем более что в составе делегации был член Совета Федерации Б. Третяк, который и выступил в качестве организатора этой поездки. Борис Никитович прекрасно знает истинное положение дел на Курилах, а теперь еще приобщил к этому своих коллег – пусть воочию видят, как живут люди на самых дальних российских островах. Насколько мне известно, группа сенаторов будет готовить большой пакет документов по итогам поездки. Ожидается своего рода презентация в Совете Федерации – с фотографиями, комментариями по поводу того, что происходит на Курилах. Нам нужно использовать этот шанс и совместно с Советом Федерации «проталкивать» решение давно назревших вопросов. И уже не только один Б. Третяк будет говорить о Курилах, а еще и двое его коллег-сенаторов, посетивших острова. Лично у меня есть надежда, что они будут лоббировать наши интересы. Хорошо также, что у нас есть и свой депутат в Госдуме – С. Иванова. Сообща многое возможно сделать.
– Борис Борисович, неоднократно (в том числе и на пленарных заседаниях облдумы) говорилось о том, что в федеральной целевой программе развития Курил как-то не нашлось места жилищному строительству…
– Да, такая проблема существует. Мы действительно вкладываем деньги в развитие островов, а самим островитянам жить негде! Сегодня, например, 3-комнатная квартира в Северо-Курильске стоит 600 – 700 тыс. руб. Для района, где всего-то 2,5 – 3 тыс. населения, это заоблачная цена!
Бесспорно, нужно строить сейсмобезопасное жилье. И здесь я бы хотел обратить внимание на выступление губернатора А. Хорошавина на торжественном собрании, посвященном 60-летию области. Его речь можно считать программным заявлением о дальнейшей работе. Говорил глава области и о строительстве нового, безопасного жилья. На тех же Курилах – возводить не пятиэтажки, а нормальные, к земле приближенные, удобные и современные дома.
А многие курильчане, еще раз повторюсь, не хотели бы покидать родные места. Тем более если будет проявлено внимание и со стороны федерального центра.
Беседовала
Л. ПУСТОВАЛОВА.