Обладателями почетных грамот Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея (Санкт-Петербург) стали четвероклассники южно-сахалинской средней школы № 11, принявшие участие в интернет-олимпиаде.
Двадцать два мальчика и восемь девочек педагога Ольги Бредихиной три года во внеурочное время занимались по образовательному проекту Русского музея, не имеющему аналогов в мире. Его авторы – лауреаты Государственной премии РФ в области литературы и искусств, доктор педагогических наук, профессор Б. Столяров и кандидат искусствоведческих наук А. Бойко. Вместе с коллегами они разработали образовательные программы по художественному образованию (начиная с воспитанников детских садов), создали специальные методические комплексы для педагогов и организовали в России более полусотни детских музейных образовательных центров с компьютерными классами.
Представители Русского музея приезжали на остров, проводили научно-практические конференции и семинары по современным музейно-образовательным технологиям. Их участницей была и О. Бредихина. В 2014-м в команде островных педагогов она прошла недельную стажировку в Русском музее, прослушала курс лекций ведущих специалистов, понаблюдала, как они проводят экскурсии для детей. В одной из гимназий Санкт-Петербурга увидела, с каким интересом ученики начальных классов знакомятся с изобразительным искусством, насколько они восприимчивы к новым знаниям.
В ноябре того же года учитель при дружной поддержке родителей увлекла второклассников изучением программы «Мир музея». Ее цель – научить ребенка виртуально входить в любой музей мира, не потеряться в нем, внимательно знакомиться с шедеврами.
Первый курс, который освоили ученики, назывался «Учись смотреть и видеть», второй – «Введение в музей», третий – «Введение в изо и народное творчество». В помощь любознательной детворе предлагались диски по различным видам искусства, рабочие тетради, где ребята рисовали, разгадывали занимательные кроссворды и ребусы, раскрашивали картинки, отвечали на вопросы. Занятиям они посвящали два часа в неделю, были еще мастер-классы, походы на художественные выставки, экскурсии.
Ученики О. Бредихиной стали ориентироваться в видах и жанрах искусства, получили представление о различных техниках, материалах, красках. Ежемесячно они посещали ресурсный центр областного художественного музея. Там они уже совсем свои – работают за компьютерами и даже удивляют взрослых. Однажды с помощью медиатеки вошли в программу, позволяющую виртуально гулять по территории Русского музея и осматривать здание снаружи. Ребята поинтересовались, можно ли войти в залы. Им сказали: это не предусмотрено. Однако продвинутая детвора, проявив смекалку, вошла не только в экспозиционные залы, но в картины формата 3D.
Руководитель ресурсного центра областного художественного музея, заслуженный работник культуры Сахалинской области Зинаида Турманова стала главным организатором и наставником учеников, педагогов и воспитателей в этом уникальном проекте. Вместе с О. Бредихиной она готовила четвероклассников к интернет-олимпиаде.
Первый тур творческого испытания прошел в мультимедийном зале музейного ресурсного центра. 21 школьнику выдали пароли и логины, персональные компьютеры. За 45 минут им надо было ответить на два десятка вопросов, после чего ответы автоматически поступали в Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея.
За олимпийцами по видеоконференцсвязи в режиме реального времени из Санкт-Петербурга наблюдала соавтор программы «Мир музея» Людмила Гольтякова. Каверзных заданий не было, предлагались вопросы в рамках образовательной программы. Организаторам уникального проекта прежде всего хотелось выяснить, в какой степени ее усвоили дети, какие темы оказались трудными, требующими большей популяризации.
В видеодиалоге выяснилось: сложнее всего юным сахалинцам было опознать архитектурные шедевры и памятники города на Неве, а также разобраться в особенностях печатной графики, не посетив мастерскую гравера. В областном художественном музее провели работу над ошибками, в частности, организовали для ребят мастер-класс по монотипии. Эта техника существует на стыке живописи и графики. Монотипия может выполняться масляными красками, но уникальность ее в том, что с нее можно получить лишь один печатный оттиск.
Как рассказала заведующая отделом музейной педагогики областного художественного музея Зинаида Турманова, на интернет-олимпиаде ученики южно-сахалинской средней школы № 11 соревновались со сверстниками из Санкт-Петербурга и его окрестностей, Выборга, Петрозаводска, Казани. Во втором туре ребята получили маршрутные листы с заданиями на знание музейных экспозиций и экспонатов. По итогам двух испытаний отличились девять учащихся. Все они стали дипломантами интернет-олимпиады. Диплома первой степени удостоен Руслан Кудряшов.
Награды всем участникам творческих испытаний, а также дипломы и сертификаты девяти лучшим юным знатокам искусства вручили заместитель министра культуры и архивного дела Анна Жук и директор областного художественного музея Александр Бурыка. Они тепло поздравили ребят и родителей, а кропотливый труд педагога Ольги Бредихиной, в течение трех лет приобщавшей детей к искусству и музейному делу, отметили благодарственным письмом.
Сахалинских победителей интеллектуального соревнования осенью очень ждут в Русском музее Санкт-Петербурга. З. Турманова и О. Бредихина не теряют надежды, что область найдет возможность поощрить лучших олимпийцев поездкой в город на Неве. Знакомство с подлинными шедеврами изобразительного искусства, которые они прежде видели только на картинках, станет для ребят хорошим стимулом к продолжению самообразования.
Важная деталь: благотворное влияние программы по художественному образованию на поведение и психологию учеников начальных классов средней школы № 11 отмечали и родители, и педагоги. Дети стали лучше успевать, больше читать, рисовать, с удовольствием ходить в музеи. О. Бредихина, которая в новом учебном году примет новичков, заверила, что постарается приобщить их к интересной образовательной программе «Мир музея», причем с первого по четвертый класс. Нынешним же выпускникам учителя довелось участвовать в проекте со второго класса, то есть учиться на год меньше. Так что будущим первоклашкам повезет еще больше.
Л. Степанец.