Вторник, 14 мая, 2024

Мост на материк? А зачем?

Продолжительное время в средствах массовой информации будируется тема создания трансазиатско-европейского железнодорожного коридора посредством строительства мостового (тоннельного) перехода между Сахалином и материком и тоннеля между Сахалином и Японией. Красивая, на мой взгляд, сказка, в  создание которой вовлечено множество госслужащих. Проводятся конференции, пресс-конференции, совещания на самых высоких уровнях с упоминанием (и присутствием) высокопоставленных чиновников. И все дают обещания по содействию в финансировании. Но… в 2030 году. На ум приходит незабвенный Ходжа Насреддин с его знаменитым изречением: «Через 20 лет или эмир умрет, или ишак сдохнет».
А жизнь наша быстротечна. Еще быстротечнее перемещение чиновников как в коридорах власти, так и вне их. А новые чиновники если и закрутят ту же пластинку, то с другими сроками исполнения.
Конечно, переход с Сахалина на материк – дело интересное и полезное. Но когда узнаешь стоимость этого проекта, невольно возникает мысль: «А может, эти средства лучше направить на более неотложные нужды?».
Какие это нужды? Например, строительство железнодорожной ветки Ильинск – Углегорск.  Сколько можно из Углегорского района уголь возить автомобилями в Ильинск с последующей его перегрузкой на железнодорожные платформы? В какую «копеечку» это влетает? А между тем при своем угле тарифы на электроэнергию и тепло на Сахалине одни из самых высоких в России. Какая составляющая в этих тарифах определяется автоперевозками угля из Углегорска в Ильинское и его перегрузкой? Об этом граждане не знают. А если узнают, то, наверное, вздрогнут.
А жилье? В прошлом году при вводе в строй 100 тыс. квадратных метров жилья социальное жилье не строилось. Ссылка на Невельск некорректна, поскольку, не случись там землетрясение, социального жилья не увидели бы и невельчане.
Некорректна также ссылка на ипотеку. Многие ли сахалинцы могут за счет кредитов приобрести жилье стоимостью 60 тыс. рублей за  один квадратный метр при месячном заработке 20 – 25 тыс. рублей? А переселяться людям из ветхого и аварийного жилья необходимо.
А на очереди еще более грандиозная и многотрудная задача. Это обветшание и, возможно, самообрушение крупноблочных и панельных многоэтажных «хрущевок», построенных в 60-е годы прошлого столетия. Гарантийный срок их эксплуатации – 50 лет. Возможно, они простоят еще 10 – 15 лет, но потом начнут тихо падать.
Удивляет вот что: за последние год-полтора на Сахалине побывало много чиновников высокого ранга из Москвы. В свой последний приезд (еще в ранге главы минэкономразвития) Г. Греф отметил, что Южно-Сахалинск «похорошел».  Да, положительные сдвиги есть. Тротуары стали лучше. Но «похорошевшие» здания – это муляж. Покрашенные фасады зданий, вдоль которых провозят чиновников, прочности стенам и фундаментам домов не добавляют.
Всем этим высокопоставленным чиновникам известно: чтобы не допустить самопроизвольного развала «хрущевок» и человеческих жертв, упомянутые «хрущевки» в Москве уже ликвидировали. И тем не менее никто не поинтересовался, как этот вопрос намереваются решить на Сахалине.
«Он мечтал о благополучии дружеской жизни, о том, как хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом…». Ничего не напоминает вам эта цитата из бессмертной поэмы Гоголя «Мертвые души»? Описанное явление называют с тех пор по имени героя-мечтателя – «маниловщина». Не ею ли болеют наши власти в своих мечтаниях о трансазиатско-европейском коридоре в Японию?
Во-первых, обращу внимание на техническую несуразность проекта тоннеля на Хоккайдо. Да, ширина пролива Лаперуза немногим более 40 километров. Зато глубина доходит до 600 метров. Чтобы обеспечить нормальный руководящий уклон движения поездов на такой глубине, длина тоннеля должна быть километров 70 – 80. Это в какие средства выльется строительство такого тоннеля? Кто будет его финансировать? И будет ли кто?
Надо беспристрастно, без мечтаний определиться – кому нужен этот тоннель? России? Она жила без него тысячу лет и еще проживет столько же. Японии? Ей тоннель пригодился бы. Но как быть с переводом всей ее железнодорожной сети на российскую – 1524-миллиметровую колею? Такой объем работ неподъемен даже для Японии.
Япония может участвовать в этом проекте. Но – в качестве подрядчика. Опыт по строительству тоннелей у нее есть. А кто возьмет на себя затраты по строительству и эксплуатации данного сооружения? Россия? Это было бы неосмотрительно, ибо никаких гарантий полной загрузки тоннеля нет, то есть наша страна понесет прямые убытки.
Никто не спорит, товарооборот между нашими странами необходимо наращивать. Неплохо, чтобы и транспортный коридор Япония – Европа пролег по территории нашей страны. На этом можно было бы зарабатывать неплохие деньги, и не через 20 лет, а уже в ближайшее время.
И если у наших стран есть срочная потребность в таком коридоре, то почему бы не осуществить, например, такой вариант. В ряде портов западного побережья Японии построить железнодорожные тупики под нашу колею и поставлять туда под загрузку российские вагоны. Нам, России, построить несколько паромов для перевозки этих вагонов в порт Ванино для дальнейшей их транспортировки по БАМу в Европу, а обратно везти в Японию нужные ей грузы. Это позволит ускорить доставку товаров из Японии в Европу, существенно снизить затраты на их транспортировку против традиционного нынешнего, исключительно морского пути. Не исключено, что Япония может даже инвестировать этот проект и даже построить по нашему заказу паромы на своих судоверфях. (Япония занимает первое место в мире по объему судостроения).
Данное предложение в марте я отправил на имя губернатора и главного федерального инспектора. Вот цитата из полученного ответа:
«Что касается предложенной вами схемы транспортировки японских товаров в порт Ванино посредством российских паромов.., то, по нашему мнению, строительство железнодорожной линии Сахалин – материк с мостовым переходом через пролив Невельского является наиболее перспективным и необходимым этапом для последующего создания международного железнодорожного коридора Япония – Россия – Европа».
Говорят, мечтать не вредно. Думается, иногда вредно. Особенно когда эти мечтания осуществляются за счет казны, то есть за счет налогоплательщиков. Когда вместо того, чтобы начать реально зарабатывать деньги, сплошные мечтания, мечтания, мечтания…
И. Мальцев,
ветеран труда.
г. Южно-Сахалинск.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ