Понедельник, 6 мая, 2024

На Сахалине обсуждают проект трехлетнего бюджета

 

 

Накануне данный вопрос стал ключевым в повестке заседания регионального правительства, которое провел губернатор Олег Кожемяко. Он назвал главные особенности бюджета на 2017-2019 годы: несмотря на снижение объемных показателей сохранение первоочередных социальных обязательств перед сахалинцами и курильчанами, продолжение курса на повышение эффективности от использования средств и налоговой дисциплины. И на этом фоне – дальнейшая ликвидация необоснованных трат при госзакупках, а также на содержание чиновничьего аппарата, стимулирование инвестиционной активности, вовлечение граждан в бюджетный процесс через механизмы публичных слушаний и общественного контроля за расходованием денег.

Областной бюджет 2017-2019 годов сверстан в сложных экономических условиях, обусловленных резким падением цен на энергоносители. Выручка от их реализации пока в значительной мере формирует доходную часть казны. По прогнозам в 2017 году она уменьшится примерно на треть и составит 96 миллиардов рублей. Но и при этом регион останется лидером на Дальнем Востоке по размеру поступлений в бюджет в расчете на одного жителя.

А вот общие доходы районов Сахалина и Курил напротив – вырастут. Если в текущем году их сумма превышала 24 миллиарда рублей, то в следующем она приблизится к 26. Объем финансовой помощи муниципалитетам в 2017 увеличится с нынешних 9 миллиардов до почти 10.

– В последующие 2018 и 2019 годы доходы бюджета составят соответственно 71,1 и 72 миллиарда рублей. Расходы на трехлетний период прогнозируются на каждый последующий год в суммах 111,4, 83,3 и 79,3 миллиарда рублей. Для покрытия возникающего дефицита будут использоваться средства Корпорации развития Сахалинской области – в размере около 9 миллиардов рублей, а также кредитных организаций, – сообщила министр финансов Анна Харченко.

Сократить разрыв между доходами и расходами поможет выделение приоритетов в финансировании и отказ от необязательных трат, считает  Олег Кожемяко.

– Одна из главных задач – отсечение неэффективных расходов для того, чтобы обеспечить выполнение всех наших социальных обязательств, в том числе, предусмотренных майскими Указами Президента РФ по поэтапному повышению оплаты труда работников бюджетной сферы в здравоохранении, образовании, культуре и сфере социального обслуживания. Также мы намерены завершить в следующем году работу по переселению людей из ветхого и аварийного жилья, вставших на учет до 1 января 2012 года. Все проекты, которые начаты в рамках реализации территорий опережающего развития «Горный воздух» и «Южная» – сельскохозяйственные и спортивные, а также ряд других, – продолжим реализовывать. При этом бюджетная система должна оставаться устойчивой и сбалансированной. Это значит, что необходимо, исходя из реальной оценки своих возможностей, максимально чётко планировать расходы, чтобы сконцентрировать бюджетные ресурсы на приоритетных направлениях, – сказал губернатор.

– Начали мы с себя: при формировании бюджета правительству области сокращены расходы на 350 миллионов рублей и по органам исполнительной власти – еще на 200 миллионов рублей. Убеждена, что аналогичным образом необходимо поступить и районным администрациям, где до сих пор нет четкого порядка в системе содержания этих органов и оплаты труда муниципальным чиновникам, – в свою очередь, отметила Вера Щербина, председатель регионального правительства.

Органам местного самоуправления, подчеркнула она, необходимо провести ревизию всех своих расходов и при принятии решений определить приоритеты, как это уже сделано на областном уровне. Кроме того, от районов требуется и большее участие в финансировании различных проектов на своих территориях. В большинстве случаев основные затраты при этом несет областной бюджет, а муниципалитеты выделяют символические суммы – как правило около 1 процента от всех расходов.

Как показала практика, существенно сэкономить бюджетные средства можно и на закупках. При проведении конкурсных процедур на областном уровне только за прошедшие полгода таким образом для казны было сохранено около 2 миллиардов рублей. Кроме того, региональные органы власти за этот же период пресекли неэффективные расходы на сумму около 500 миллионов рублей при проведении муниципальных закупок. В общей сложности отменено 140 конкурсных процедур.

– Немало попыток необоснованных расходов в последнее время пресечено и в сфере строительства. Мы уже сегодня на 50, а то и на 70 процентов дешевле строим жилье для государственных нужд. На следующий год предусмотрели возведение 3 фельдшерско-акушерских пунктов – в селах Новиково, Яблочное и Мгачи. Первоначально нам заявляли о стоимости каждого в 30 миллионов рублей. Но как выяснилось, выполнить данные работы можно втрое дешевле. Или вот еще примеры. Дом культуры в Некрасовке нам предложили построить за 59 миллионов рублей, а в Быкове – за 99,5 миллиона. После того, как губернатор принял решение использовать типовые проекты для строительства подобных учреждений, их стоимость снизилась до 49 миллионов рублей, – сказала Вера Щербина.

А вот на социальной сфере областные власти в предстоящие 3 года экономить не намерены. Бюджет по-прежнему останется социально ориентированным. Наибольший удельный вес его расходов приходится на социальную политику, образование и здравоохранение – около 48 процентов в 2017, 55 – в 2018 и почти 57 – в 2019 годах.

К примеру, в сфере социальной политики это позволит обеспечить более 18 мер поддержки для 186 тысяч сахалинцев и курильчан.

– Все социальные расходы запланированы в необходимых объёмах, они не только не уменьшатся, но отдельные меры поддержки проиндексированы в предстоящем среднесрочном периоде на 4 процента ежегодно, – подчеркнул Олег Кожемяко. – Кроме того, мы расширяем перечень мер помощи отдельным категориям островитян: к примеру, предусматриваем возможности обеспечивать жильем нуждающихся многодетных семей, имеющих пять и более детей, и компенсировать половину стоимости проезда к месту обучения и обратно студентам в возрасте до 23 лет, которые обучаются на бюджетной основе в Сахалинской области.

В 2017 году предусмотрено выделение около миллиарда рублей на строительство и реконструкцию таких социально значимых объектов в регионе, как реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маячок», Южно-Сахалинский психоневрологический интернат и реабилитационный центр для инвалидов.

В сфере образования бюджетные средства пойдут на строительство средней школы в Долинске, школы-интерната в селе Тунгор Охинского района и центральной детской музыкальной школы в Южно-Сахалинске, а также на окончание реконструкции анивской школы.

В здравоохранении – на завершение возведения перинатального центра и областной психиатрической больницы. С 2017 года в данной сфере вводится новая практика по централизованной закупке лекарств, продуктов питания длительного хранения, а также по централизованному проведению капитальных ремонтов. Это также позволит избежать необоснованных трат.

На нужды жилищно-коммунального хозяйства области в трехлетний период в среднем будет направлено около 15 процентов всех расходов бюджета. Значительная их часть – на строительство жилья для переселенцев из ветхого и аварийного жилфонда, а также на существующее госрегулирование тарифов на электроэнергию, газо-, тепло- и водоснабжение, водоотведение.

– Кроме того, запланировано проведение реконструкции очистных сооружений в Южно-Сахалинске и систем водоснабжения в Макаровском городском округе, строительство котельной на твердом топливе в  Поронайске и другие виды работ коммунального назначения, – сообщила Анна Харченко. – Правительство области нашло возможность обеспечить реализацию планов по строительству и реконструкции  автодорог Южно-Сахалинск – Оха, Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск,  Троицкое – Новотроицкое и других, международного аэропорта в Южно-Сахалинске, инженерной инфраструктуры, спортивных объектов. Это означает, что несмотря на значительное падение доходов, бюджет Сахалинской области все-таки остается «бюджетом развития, а не проедания».

По прогнозу уже в 2017 году доля нефтегазовых доходов в региональной казне снизится до 54 процентов. Сегодня она значительно больше – около 70 процентов. Сокращение поступлений от нефтегазового комплекса диктует необходимость перестройки всей структуры экономики. Впрочем, власти оказались к этому готовы. По поручению губернатора, в области был дан старт «новой экономической политике». Она направлена на развитие ряда отраслей, не связанных с добычей и последующей продажей углеводородного сырья.

Для стимулирования инвестиционной активности на Сахалине уже приняли ряд законов. Они предусматривают обнуление или снижение ставок по налогам на прибыль и имущество для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Корсаков, а также предпринимателей, которые будут реализовать региональные инвестпроекты. Эти решения в перспективе закладывают фундамент для прочного экономического развития региона.

– Сегодня одной из приоритетных задач также является повышение доступности информации об управлении финансами. К примеру, через возможности так называемого инициативного бюджетирования. Люди при этом участвуют в решении проблем местного значения, и осуществляют общественный контроль реализации отобранных проектов. За счет увеличения прозрачности управленческих решений создаются условия для снижения уровня коррупции, растет эффективность расходования бюджетных средств. В связи с этим, поручаю министерству финансов изучить практику вовлечения граждан в проекты инициативного бюджетирования на территории Сахалинской области, – сказал Олег Кожемяко.

В завершении обсуждения вопроса он напомнил собравшимся о предстоящих публичных слушаниях по проекту бюджета. Принять участие в них может любой желающий. В подобном формате главный финансовый документ на Сахалине будут обсуждать впервые. В результате власти получат рекомендации от островитян по приоритетам использования средств региональной казны.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ