Понедельник, 13 мая, 2024

Наша сила – в кластерах

Кластеры – слово модное и для многих непонятное. Однако означает оно всего лишь межотраслевой сектор экономики. Яркий пример такого кластера – туризм. Его развитие подразумевает под собой не только деятельность турагентств, но и гостиничный бизнес, торговлю, коммунальную инфраструктуру, культурно-имиджевые мероприятия и т. д. Они проходят по разным ведомствам, но сама экономика сводит все в единый кластер. Собственно, именно с туризма и начался наш разговор с начальником департамента потребительского рынка и продовольствия администрации Южно-Сахалинска Александром БАНДЮКОВЫМ, который является инициатором развития кластерной экономики в областном центре. – Александр Владимирович, вы занимаетесь развитием в городе туристического, рыбного и торгового кластеров. С туризмом все достаточно ясно. Давно уже, например, было понятно, что рано или поздно основным его двигателем должен стать гостиничный бизнес. Во время активной фазы освоения шельфовых проектов было построено большое количество гостиниц, теперь им срочно требуются клиенты. Но одним гостиничным сервисом их не привлечь – стало быть, надо вкладывать деньги и во многое другое. Даже в уборку мусора, ведь на помойку гостей не повезешь… – Совершенно верно. Ситуация у нас сейчас уникальная. Область обладает мощным природным ресурсом, имеется относительно развитая транспортная инфраструктура, по крайней мере, доступность Сахалина выше, чем Камчатки, и действительно много гостиниц достаточно высокого уровня. Но на сегодняшний день эти гостиницы пустуют, хотя при этом продолжают по инерции открываться новые. Всем понятно, если кардинально ситуацию не изменить, отрасль ожидает стагнация. Необходимость развития въездного туризма очевидна. Но, к стыду сказать, в прошлом году нас с этой целью посетило всего 4 тысячи человек. И не только в прошлом году… Словом, идея кластера возникает сама собой. И уже создано некоммерческое партнерство «Сахалинский туристический кластер». – Конкуренты готовы к сотрудничеству? – Конечно, ведь там же все грамотные люди. Все понимают – если воевать между собой, то клиента от этой войны не прибавится, а если совместными усилиями привесзти его на остров, то работы хватит всем. Среди членов этого партнерства есть серьезные структуры, которые понимают, что в одиночку им отрасль не поднять. И уже готовы вкладывать деньги в совместные действия. Причем в партнерстве не только гостиницы – и рестораны, и транспортные предприятия, и турагентства. Мы приглашаем всех. Даже энтузиастов-одиночек. У нас ведь очень много уникальных людей, которые занимаются путешествиями по островам для своего удовольствия. Надо подтягивать их к общему делу. Это ведь наш золотой запас. Правда, у многих из них к чиновникам отношение настороженное, мол, они много говорят, но ничего не делают, какие с ними можно иметь дела. Но, например, известного сахалинского путешественника А. Клитина мы включили в совет некоммерческого партнерства. Он был очень удивлен. Но к работе готов. – В чем будет заключаться эта работа? – На первом этапе займемся информационным обеспечением. Беда в том, что мы просто «белое пятно» даже для жителей центральной России. Поэтому начинаем участвовать в центральных выставках. Кроме того, хотим в августе силами «Сахалинского туристического кластера» организовать форум, на котором предложим обменяться идеями и предложениями по созданию новых туристических продуктов. Естественно, дело не ограничивается одним только Южно-Сахалинском. Туристический кластер экономики должен охватывать все наши острова. Конечно же, мы поддерживаем теснейшие отношения с соответствующим областным агентством. Но тут надо особо подчеркнуть, что мы, то есть власть, никогда не потянем развитие туризма. Мы можем давать какой-то толчок к организации, какие-то деньги выделять, льготы устанавливать, но в целом это дело заинтересованного бизнеса и скажу больше – заинтересованного общества. – Если в отношении туризма создание кластера видится достаточно очевидным, то в рыбной отрасли не вполне. У «туристов» есть экономический интерес к объединению усилий. А у рыбаков? У них нормальная сложившаяся рыбалка, выстроенные схемы продаж, они не разоряются, зачем им какое-то новое объединение – существующих вполне хватает… – Надо вот что иметь в виду… Кластерная экономика – это не организационная форма, она не подразумевает создание какого-то ООО, гигантского холдинга, который по велению властей подгребет все под себя. Это просто скоординированные действия всех на благо каждого. Причем никто не собирается ломать сложившиеся схемы. В первую очередь развитие кластера подразумевает вовлечение в оборот неиспользуемых ресурсов моря и продвижение новых технологий. Наши рыбаки занимаются в основном лососем и выпуском из него традиционной продукции путем глубокой заморозки, копчения, производства консервов. Но во всем мире растет потребление охлажденной – подчеркну, не замороженной, а охлажденной – рыбы, которую мы не производим. Почему мы отстаем? Причин тут множество. Несовершенна, в частности, нормативная база. Она убивает прибрежное рыболовство, работу маленьких семейных фирм. Практически во всем мире до 80 процентов флота, это москитный флот – семьи уходят в море с утра и возвращаются с уловом. А у нас попробуй выйди. Но помимо этого встает и вопрос технологий: щадящих орудий лова, режимного хранения, специальной тары и дистрибьюции. Вот мы и хотим, чтобы бизнес создал такой технологический центр, который бы продвигал эти направления. Чтобы рыбаки небольших фирм могли сдать в него, так сказать, нетрадиционные ресурсы. Ту же разнорыбицу, например, потому что сейчас сдавать ее некуда. Возможности наших микрорынков – это не те возможности, которые обеспечат рост производства, здесь надо выходить на российские и мировые рынки. – В принципе обо всем этом говорится уже давно, почему сейчас должно что-то измениться? – А потому что у нас уже есть хорошие подвижки. Недавно у нас были руководители компании «Ля маре», российской компании, которая занимается импортом в нашу страну охлажденной рыбы со всего мира – из Канады, Австралии и т. д. И не только охлажденной, но и живой. Это вызывает сильное изумление – как доставлять из Австралии в Россию живую рыбу? А если это возможно, то почему ее доставляют из Австралии, а не с Сахалина? Действительно, почему? И вот уже есть два предприятия, которые готовы сотрудничать с «Ля маре». На Сахалин компания уже завезла современный промышленный аквариум на 3,5 тонны живых морепродуктов, он превосходит даже тот, что имеется на знаменитом токийском рыбном рынке Цукидзи. Он будет смонтирован в ближайшие месяцы. И это будет первый шаг к созданию кластера. Начнется выстраиваться дистрибьюция и логистика, появится центр обработки, хранения и сбыта свежей и охлажденной рыбопродукции. Который не будет перекрывать действующие схемы: продают рыбопромышленники свою мороженую рыбу и икру на материк – и ради бога. Но если они намерены продавать охлажденный лосось через центр, тем более что цены на него выше, чем на замороженный, – почему бы и нет? – Вы говорите о развитии прибрежного рыболовства. Но в Южно-Сахалинске нет моря. Как доставить рыбу из районов, особенно северных? – Есть великолепная технология жидкого льда. Это небольшие установки по производству из морской воды шуги, пастообразной массы. Рыба укладывается в термоконтейнеры – они уже в область завезены – и заливается этой шугой. Она обволакивает всю рыбу, причем не травмирует ее, не замораживает, а именно охлаждает. И в таких условиях рыбу можно хранить 21 сутки. А если со льдом подавать озон, то до 40 суток. Такие сроки могут обеспечить ее доставку в любой конец планеты. Тем более что в технологическом центре будет предусмотрен таможенный пост. При переработке поступившей рыбы будет происходить ее перемерка, пломбировка и т. д. Какие наши рыбаки с севера могут позволить себе экспортировать свежую рыбу, если все таможенные посты в южных портах? – Но нужна ли на мировом рынке наша разнорыбица? – Президент компании «Ля маре» господин Меди впервые попробовал навагу. Он специалист в рыбной кулинарии, приготовил навагу на гриле и был в восторге – это великолепная рыба для ресторанного бизнеса. А ведь обычно она считается рыбой для рабочего класса. И вот первые партии наваги уже заказаны. А рыба-лапша, которую ловят только любители на озере Айнском, куда она массово идет на нерест? Это деликатес мирового масштаба. Словом, неиспользуемые ресурсы Сахалина огромны. Необходимо только обеспечить их сбыт. Создающийся технологический центр как раз этот сбыт и обеспечит. И еще раз повторюсь, здесь нет и не может быть никакой обязаловки. Никто никого в кластер силком загонять не будет. Дело власти, тоже повторюсь, просвещать и помогать. Все остальное зависит только от бизнеса. – Хорошо. Ну а уж торговле-то зачем кластеры? Она прекрасно развивается и самостоятельно, вон какие супермаркеты вырастают… – Здесь скорее всего надо уйти от слова кластер, а говорить о развитии социальной розничной сети, хотя она, по сути, тоже будет являться своеобразным кластером. А организовать такую торговую сеть для людей с невысоким достатком с товарами по ценам эконом-класса – это наша прямая обязанность, предусмотренная законом. Как сделать, чтобы магазины торговали дешевыми товарами? Есть административный путь – заставить, но он, в общем-то, тупиковый. Но имеется и экономический путь. Пример подает Москва, где сейчас стремительно развивается социальная торговая сеть «Утконос». Ее суть – снижение цен за счет снижения производственных издержек. По всей столице теперь устанавливаются сенсорные панели наподобие всем известных телефонных платежных терминалов, с которых можно сделать продовольственные и иные заказы. А это означает то, что в любой торговой точке можно разместить ассортимент гипермаркета! Сейчас «Утконос» оперирует 60 тыс. наименований, а намерен выйти на 250 тыс. (у крупнейшей столичной розничной сети «Ашан» – всего 80 тыс. наименований в ассортименте)! Но при этом не нести затраты на аренду, закупку и хранение 7-дневного запаса, завоз, содержание большого штата обслуживающего персонала и так далее. Вот это и будет люфт для снижения цен и возможность получать прибыль за счет увеличения оборота. – Но возможно ли у нас увеличение оборота? Население области ограничено, и его покупательская способность тоже не беспредельна. – У нас открыт один социальный магазин. Он работает по старому принципу, его держит оптовое предприятие, все идет на уровне договоренности – но каждый день на маленькой площади здесь получают очень хорошие обороты, несмотря на невысокие цены. То есть он пользуется популярностью. Уверен, что дешевые и удобные терминалы тоже будут пользоваться огромным спросом. На работе вы просто сделали заказ, по пути домой зашли в стол выдачи заказов и забрали покупку. Или вам просто привезли ее на дом… – Но социальная сеть нужна прежде всего людям старшего поколения. А тут какая-то сложная электроника, будет ли она для них понятна? – Те же телефонные платежные терминалы тоже появились не так давно, но уже стали понятны для всех и популярны. А что касается бабушек, то в Москве они у «утконосовских» терминалов с утра до вечера, у каждого чуть ли не свой клуб по интересам появился. Думаю, и у нас будет так же, хотя у нас будет не «Утконос» – у них очень дорогая франшиза, да и такие колоссальные объемы, что Сахалин им просто не интересен. И снова скажу, никто никого силком сюда загонять не будет. Все основывается на экономическом интересе. Если бабушки увидят, что это действительно дешево, выгодно и удобно, они пойдут к терминалам. Если нет – их владельцы разорятся. Значит, их прямая выгода – сделать свою сеть действительно социальной. А мы только «за». Записал В. ГОРБУНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ