От простого к сложному. Выставка ювелирного искусства и гравюры на стекле Алексея Усманова

«В зарослях».

Экспозиция открыта в областном художественном музее.

В подростковом возрасте на Алексея произвел впечатление сувенир, привезенный отцом из Кисловодска, – кружка с гравировкой. Юноша сконструировал самодельный прибор для гравировки и занялся экспериментами. Начинающий ювелир самостоятельно нашел оптимальные для него технические и технологические возможности. Со временем купил бормашину, усовершенствовал ее.

Его техника нанесения рисунка на стекло заключается в применении различных фрез разной геометрии. С помощью вращающего момента алюминиевые линии под воздействием воздуха покрываются оксидной пленкой, что создает серебристый эффект, и наплавляются на основу. Искусствоведы считают, что аналогов подобной техники нет.

Ручная гравировка на стекле – это процесс, требующий тщательной подготовки материала и невероятной точности в каждой манипуляции, поскольку одно неловкое движение создаст линию на материале, которую уже невозможно исправить.

Уникальные технологии ручной гравировки нельзя сравнить ни с одним самым современным лазерным механизмом. Руки мастера, чувствуя каждую точку стекла, могут определить, в каком месте сделать тот или иной штрих, какой цвет заливки будет смотреться наиболее выгодно. Авторская технология имеет также ряд преимуществ по сравнению с традиционной. Она является менее вредной для самого мастера, поскольку сам принцип работы не позволяет создать продукты механического повреждения основы, т. е. осколки, либо стеклянную пыль, которая опасна и вредна.

«Жизнь оврага».

Следующее преимущество заключается в прочности. В процессе работы при ударном столкновении фрезы с поверхностью стекла образуется прочное соединение металла с основой, что позволяет совершать всяческие манипуляции с предметом, не повреждая его, т. е. сам рисунок можно мыть, царапать и прочее, без ущерба изображению.

Отсутствие профильного художественного образования не помешало Алексею в создании полноценных сюжетно-тематических и пейзажных композиций.

Использование различных средств графики, например, контрастов, позволяет передать структуру материала, оптические и осязательные свойства поверхности предметов. С помощью быстрых, отрывистых или же закругленных линий автор придает декоративно-ритмические свойства своим работам.

Увлечение декоративно-прикладным искусством привело Алексея со временем к особому и трепетному отношению к натуральным и драгоценным камням.

Благоприятным и позитивным толчком в новом занятии послужила поддержка и опора друга, а потом и наставника – ювелира Иосифа Ашкенази. И вот уже более двадцати лет Усманов занимается самообразованием, совершенствует свое мастерство, участвует во всевозможных проектах в качестве эксперта.

Большую часть предметов, представленных на выставке, составляют ювелирные украшения, принадлежащие семье автора, а также украшения из частных коллекций. Каждый предмет по-своему интересен и великолепен.

Дань истории Сахалина, а также целой эпохе Карафуто отдана в интересной и своеобразной серии работ «Новая жизнь эпохи Карафуто». В мастерской Усманова на полках и в ящиках можно увидеть японскую посуду, выкопанную и найденную в разных районах Сахалинской области. Многие из находок были бережно сохранены практически в идеальном состоянии. Им дана новая жизнь. Обработанный фарфор и нежные росписи гармонично сочетаются с изящным декором оправы. Серебро придает легкость общей композиции.

Использование сахалинских минералов часто можно встретить в работах Алексея. Удивительный по своей красоте александровск-сахалинский моховый агат окаймлен в серебряное окно, из которого в дальний путь отправляются птицы, поднимаясь высоко в лазурное необъятное небо («Прощай, гнездо»). Использованный камень практически прозрачен. Он пропускает свет и открывает взору объемный узор из древовидных вкраплений, созданных природой в результате постепенного наслоения халцедона (агата), а также образованию пустот, которые со временем заполняются другими минералами.

Завораживающие переливы гелиотиса создают глубину и пространственность в верхней части композиции, тем самым поддерживая общий композиционный строй изделия. Контраст между минералами подчеркивает красоту каждого в отдельности и изделия в целом. Настроение грусти и надежды на светлое будущее ощущается в данной работе.

Агаты полюбились многим ювелирам за неповторимый рисунок камня. Существует более ста пятидесяти разновидностей этого природного минерала. Так, сахалинский агат использован в комплекте украшений «Бухта бабочек», состоящем из кулона, кольца и серег. И хотя камень не отличается яркостью цветов и оттенков, в отличие от других видов агата, но его мягкие и холодные нюансы цвета создают плавные контуры с размытыми краями линий, постепенно меняющих интенсивность оттенка, что создает определенную глубину.

Особый интерес вызывает способ крепления камня в серебряное обрамление, которое позволяет подчеркнуть красоту камня, передать игру света, тени, создать оптическую игру. Камень помещен в серебряный овал, по сторонам которого имеется каст (место крепежа). В нижней части каждой серьги кастом служит созданный «карман», в виде серебряной бабочки, по другой стороне камень прижимается серебряными лапками. Специально подобранные формы для каждого вида изделий комплекта создают цельный, неповторимый образ. В то же время, каждое отдельное украшение из комплекта можно носить как самостоятельное изделие.

На выставке экспонируются предметы, изготовленные с 1988 года, большая часть их создана в последние два года. Изделия из серебра, белого золота, золота, кости, фарфора, а также разнообразие природных камней, среди которых можно увидеть чароит, родонит, агат, янтарь и другие, демонстрируют возможности техник и технологий, с которыми работает Алексей. На выставке представлено более тридцати предметов ювелирного искусства, демонстрирующих тонкую ювелирную работу.

Показаны также гравюры на стекле, с которых и начал свой пусть в творчество Алексей Усманов. И продолжает сейчас. Посетитель увидит, в частности, произведения нынешнего года. В основном, это птицы («Король неба», «Перепелятник», «Охотник неба», «В глухой тайге»), животные («Вепрь», «Зов предков», «Гордость хозяина»), природа («Жизнь оврага» – с насекомыми, травами). Гравировка выполнена алюминиевым и алмазным роликами по стеклу. Потрясающая точность исполнения.

Посетите выставку. Произведения Мастера с большой буквы Алексея Усманова впечатлят любого. А женщины от его эксклюзивных, неповторимых кулонов, колец, брелоков, других украшений из золота, серебра, жемчуга, родонита, тигрового глаза, моржовой кости, когтя медведя, бирюзы, зуба моржа, курильского и казахстанского агата, ракушки будут в неописуемом восторге.
Экспозицию можно посмотреть до 19 декабря.

Людмила БЕРКОВИЧ.