Без ретуши. В Курильской детской школе искусств открылась выставка двух авторов

46
Участники выставки – Ольга Терехова и Владимир Азеев.

Здесь представлены живописные работы Владимира Азеева и фотографии Ольги Тереховой.

Курильчане познакомились с Владимиром пять лет назад, когда он приехал на Итуруп работать в районной больнице врачом-рентгенологом. О том, что у него помимо медицинского образования есть еще и специальность преподавателя изобразительного искусства (окончил Забайкальский гуманитарно-педагогический университет), новые земляки до поры до времени не знали. Пока у него в творчестве не прервалась пауза длиною в несколько лет.

Что послужило поводом вновь взяться за карандаш и кисть? Может, вдохновила необыкновенная курильская природа, которая не оставляет равнодушными даже людей, казалось бы, весьма далеких от творчества? Но глядя на первые работы, написанные Владимиром на Итурупе, можно предположить, что навеяны они тоской по малой родине, по любимому селу Акша в Забайкальском крае. Тоска-печаль была светла, и это нашло отражение в пейзажах на персональной выставке Азеева. На нее он решился в 2018 году, уже имея стаж работы (по совместительству с медицинской практикой) в школе искусств в качестве преподавателя рисунка и станковой композиции.

Работа Владимира Азеева «В избе». Фото автора.

Сейчас, на выставке «Без ретуши», также есть работы, посвященные сельскому детству художника («Пастбище», «Маленький пастух», «На опушке леса»). По ним можно судить о безусловном профессиональном росте автора. А еще – о переосмыслении увиденного, усвоенного им в отроческие годы.

Наверное, результатом глубокой работы души и разума можно считать такие полотна Владимира, как «Печальное известие», «В избе». В них – нелегкая, порой мрачная изнанка деревенской жизни, которая, при этом, несмотря на всю тяжесть, остается близкой и любимой художником. (Об этом можно судить хотя бы по тому, насколько тщательно прописаны мельчайшие детали сельского быта). Разрабатывая данную тему, Азеев идет тем творческим путем, главная цель которого, пожалуй, в самопознании, в стремлении разобраться и понять: кто мы, откуда, зачем пришли на этот свет?

На суд зрителей художник представил более двадцати работ, среди них есть курильские пейзажи («Белые скалы», «Вулкан Богдан Хмельницкий в сумерках»). Обращает на себя особое внимание картина «Музей на посту Александровском, сборщики скелета кита», написанная под впечатлением осмотра экспозиций областного краеведческого музея.

«Это не фотография? Как живая!» – воскликнула юная зрительница, придирчиво рассматривая «Малую корону Российской империи», написанную маслом. Да, есть масляная живопись, графика, акварель – разные техники осваивает художник, разные жанры, экспериментирует: что поможет более глубоко, рельефно отразить его отношение к предмету, передать свое настроение зрителям.

В поисках способа самовыражения и другая участница выставки, Ольга Терехова, по образованию историк-культуролог, в настоящее время работающая в Курильском лесничестве. Многие из ее ровесников, владеющих фотокамерами, освоили один способ «самовыражения» – это селфи. Уж в каких только видах, на каком только фоне ни «увековечивают» они себя, любимых! А Ольге важнее рассмотреть других людей, попытаться угадать их внутренний мир и отразить свою догадку на фотоснимке. Запечатленные ею эмоции юношей и девушек (радость, озорство, удивление) передаются зрителям, и они просто расплываются в улыбках перед стендом с фотопортретами.

А другая серия снимков, сделанных на Кавказе, настраивает на философское восприятие мира. Наверное, такое воздействие на человека вообще свойственно горам. Впрочем, подолгу можно рассматривать и фото, сделанное на родном Итурупе, названное автором «Дорога в облака»… (Такой диалог состоялся во время открытия выставки: «Бывает, что, увидев подобную работу, думаешь: «Ну я же это видела много раз, но почему мне не удается сделать ТАКОЙ кадр?!» Ольга, улыбаясь: «Думаете, у меня не бывает такого отчаяния? Я ведь только учусь…»). Наверное, главное для нее сейчас – научиться передавать то настроение, которое возникло у фотографа при встрече с человеком, при виде цветка, дерева, долины. И эти попытки венчаются успехом, основание для такого утверждения дает серия фотографий, сделанных во время путешествия по Камчатке.

На открытии выставки преподаватель мировой художественной культуры ДШИ Ольга Бондарева говорила, объясняя название «Без ретуши»: «Красота – она в глазах смотрящего. Представленные работы – именно взгляд авторов, без идеализации, без искажения фильтрами обобщенного восприятия. Художники призывают нас воспринимать искусство внутренне, без навязанных интерпретаций, тогда произведение не станет обычным раскрашенным листом, а зритель окажется соавтором художника или фотографа».

Думаю, если многие из представленных работ дали повод для «послевыставочных» размышлений (о силе корней малой родины, о сущности красоты и т. д.), то можно считать, что зритель стал соавтором художника.

Галия Кунченко, г. Курильск.