От удара вертолет разлетелся на куски. По следам ЧП

523

Как уже сообщал «Советский Сахалин», 17 февраля в окрестностях Южно-Сахалинска разбился вертолет «Робинзон».

Фрагменты корпуса, искореженные детали разметало по приличной площади на заснеженном склоне пика Чехова. Следователи и сотрудники МЧС по горячим следам побывали на месте происшествия, зафиксировали эту жуткую картину и позже опубликовали шокирующий видеоотчет в официальном аккаунте восточного следственного управления на транспорте…

Погибли двое: пилот и Дарья, фотограф из Хабаровска. Ее супруг, Андрей, чудом выжил, получил тяжелую травму шеи, перенес операцию и находится в областной больнице. Оба – большие любители путешествий, в том числе и экстремальных, по дальневосточным просторам. Семейный фотоархив хранит незабываемые кадры: покорение горных вершин в Хабаровском крае и не только там, байдарочные походы по рекам и многое другое. Несколько лет назад у этой пары родился сын. Немного подрос – и родители стали брать ребенка с собой. Так поступили и на сей раз – привезли на Сахалин. Но, отправляясь в воздушное путешествие на вертолете, оставили в гостинице под присмотром няни.

15 февраля Дарья принимала поздравления с днем рождения, ей исполнилось 34 года. Замечательный возраст, когда кажется, что вся жизнь и множество новых впечатлений впереди. Увы, все закончилось через два дня.

Дарья и Андрей.

Чей ты, «Робинзон»?

Незадолго до происшествия южносахалинцы могли видеть небольшой красный вертолет, нарезающий круги над некоторыми районами областного центра. Тот самый, Robinson с бортовым номером RA-04340. Как удалось выяснить «Советскому Сахалину», эта «железная стрекоза» и еще одна такого же типа принадлежат индивидуальной предпринимательнице, причем ИП зарегистрировано совсем недавно – 27 сентября 2021 года в Горнозаводске Невельского района. Основной вид деятельности предприятия бизнесвумен – выполнение авиационных работ. Но есть и еще пять:  аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки; деятельность грузового воздушного транспорта; торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин; торговля оптовая неспециализированная и аренда грузовых воздушных судов с экипажем.

ИП включено в перечень эксплуатантов, имеющих соответствующий сертификат для осуществления авиационных работ. В качестве аэропорта базирования указана  посадочная площадка «Оленья Горка». Эта вертолетная площадка находится в южной части Южно-Сахалинска, южнее Христофоровки.

Именно с нее и отправился в последний полет красный «Робинзон». А в 07.43 по московскому времени (15.43 по сахалинскому) в единую систему авиационно-космического поиска и спасания поступил сигнал о сработке маяка, установленного на борту вертолета. Таким образом действует международная спутниковая поисково-спасательная система КОСПАС-САРСАТ.

Коварство снежной горы

На  взгляд нашего постоянного эксперта Юрия Генсио­ровского, кандидата геолого-минералогических наук, многие годы посвятившего изучению лавинных процессов на Сахалине и в других регионах, в горах, даже невысоких, возможны разные сценарии развития событий:

– В данном случае мог пилот ошибиться, а могло и ветром вертолет «крутнуть», ведь он легкий. Судя по опубликованным фотографиям и видео, место крушения расположено в районе пика Чехова, там есть такие скалы причудливой формы, которые попали в кадр при оперативной съемке… Полеты в гористой местности всегда рискованны…

В начале 1990-х я только приступил к работе техником в гидрографической партии Сахалингидромета. Мы выполняли авиадесантные снегомерные работы в горах. Происходило это так. На вертолете нас забрасывали в труднодоступную точку, и пока мы там свое отрабатывали, «вертушка» нас дожидалась – кружилась в воздухе рядом, если не могла приземлиться. Пилоты были профи в своем деле, и обычно все обходилось без особых приключений.

Но однажды… Наш вертолет летел над долиной реки вверх по ее течению, к хребту Шренка, что в южной части Сахалина. Внезапно мы влетели в снежный заряд. Это когда болтанка и видимость «ноль». Хорошо, что снег быстро закончился.

Выскакиваем из этой слепой зоны, а перед нами – горный склон! Нас всех выручило, что пилот был опытный, сориентировался мгновенно и успел увести с креном наш Ми-2 в сторону. А может, всем нам просто в тот раз повезло, вот и весь сказ…

Ярослав САФОНОВ.