Вторник, 21 мая, 2024

Открытые двери. В Южно-Сахалинске прошел первый областной театральный фестиваль-конкурс Малых форм “Большое в малом”

Поддержка театральной самодеятельности является одним из приоритетов Сахалинского областного центра народного творчества. Периодически театралы-любители выходят на фестивальные подмостки – взрослые и дети, учащиеся детских школ искусств, клубных студий и школьных драмкружков. Не сказать, что тематические фестивали изжили себя, но идея запустить новый, синтетический, театральный фестиваль исходила из самой природы детища Мельпомены сегодня. Ведь современный театр играет и взаимодействует со всеми искусствами, он может возникнуть из всего, что составляет нашу жизнь. И, судя по отклику (более ста участников из 10 муниципальных образований, от Охи до Невельска, 34 наименования в афише), возможность увидеть грани театра, опробованные коллегами по цеху, привлекла многих. Чего только не было в программе – театр кукольный, музыкальный, литературный, этнографический, сказка, классика, современная драматургия. А «малые формы» в названии подразумевали, что организаторы входят в непростое финансовое положение культучреждений и на фестивале можно показаться хоть ансамблем, хоть соло.

Естественно, что представленные постановки были разными по художественному уровню. Одни вполне тривиальны, другие претендуют на новаторство, третьи блещут яркими актерскими работами, но в сумме дают картину дня театральной «самодельщины». Что и намеревались оценить организаторы после нескольких лет фестивального молчания, которые стали периодом накопления сил. Если говорить о тенденциях, то, во-первых, во многих районах в последние годы появились новые имена и, соответственно, театральные очаги, во-вторых, самодеятельность следует в фарватере профессионального театра, по возможности «приживляя» его новации.

Так, студия Оксаны Леонтьевой «Каприз» из Углегорска исповедует визуальный театр дня и ночи. Свои романтические «Белые истории» он представил вне текста, посредством эффектных картинок в кромешной тьме. Помимо диплома первой степени в номинации «Театр кукол», дорогой наградой для «капризных» углегорцев, так сказать, братьев и сестер по духу, было предложение худрука Сахалинского театра кукол Антонины Добролюбовой стать студией-помощником на время проведения IV международного фестиваля театров кукол «На островах чудес» в 2017 году.

В номинации «Пластический театр» вне конкуренции был охинский народный театр «Экспромт» под руководством Ларисы Невзоровой – из числа тех знаковых деятелей, что десятилетиями формируют театральную карту области. Динамичный, драйвовый «Экспромт» показал себя многогранно, напомнив, что генетически молодежная Оха – наследница балета Валентины Длугий и танцоров Валентина Стефанцева. В миниатюре «Белое и черное» атомная энергия человеческих страстей была облечена в изысканную хореографическую форму, а в «Ложкарях», настоянных на хорошо узнаваемых фольклорных хитах, выплескивается русская душа во всей ее бесшабашной удали.

Гран-при фестиваля был безоговорочно присужден также охинке – Ольге Зубаревой с постановкой «Последние свидетели» Светланы Алексиевич. Несмотря на то, что ее номер был заявлен в номинации «Художественное слово», жюри в лице актера и режиссера хабаровского театра «Триада» Сергея Листопадова и худрука Сахалинского театра кукол назвало «Последних свидетелей» «подлинным мини-театром, тонко и умно срежиссированным, при минимуме выразительных средств триумфом актерского мастерства, проживания литературного материала». При этом не менее собственного дорог и педагогический талант Ольги Зубаревой, руководителя театрального объединения «ЭлИминация». Ее очень юная ученица Светлана Гайнанова в композиции «Девочки с Васильевского острова» показала редкостное умение вживляться в образ «до полной гибели всерьез» на сцене и чувствовать пульс давно ушедшего времени войны.

С охинцами перекликались тымовчане. Совсем невеликие по возрасту ученики Анны Шамриковой (Тымовская детская школа искусств) в миниатюре «Апрель 1945-го. Дети и война» проживали жизнь своих ровесников. И это было совсем недетское, пронзительное прочтение – про смерть, боль утраты друзей и простой подвиг самопожертвования. Нужны ли такие душевные потрясения юным актерам? Нужны, ведь без них не повзрослеть – неумолимо вытекало из «Апреля 1945-го», чей посыл постановщик увязал с днем нынешним, в котором по-прежнему идут войны и гибнут дети.

То, что театр прежде всего завлекает в свои сети соблазнами яркой игры, дали понять жизнерадостные южносахалинцы (первое и второе места в номинации «Литературный театр»). Чистой «академией смеха» под музыку «Битлз» и «Большой перемены» вышел номер «Двойка» из «двойки» (детской школы искусств № 2) от коллектива «Волшебный сундучок» под руководством Анны Васильевой. Не менее остроумно им вторил театральный коллектив «Веселые каникулы» Юлии Хоренковой (гимназия № 3): немножко стульев, огромный бант на актерской шее, и на сцене переливался всеми цветами радости калейдоскоп бессмертного «Телефона» Чуковского.

Нотку непривычной, почти нездешней нежности на подмостки фестиваля внесла зарисовка «Ежик в тумане. Если тебя нет…» литературного кружка «Талантиум» школы с. Сокол. В диалоге из культового мультфильма Юрия Норштейна руководитель Ольга Пак удачно соединила одиннадцатиклассника Кирилла Горочкина, который все больше играет драматические роли, и ясноглазую второклассницу Софию Курило. «Ежик…» решен проще некуда. Двое, большой и маленькая, сидят на лавочке и разговаривают, а на поверхность языком детства выходят простодушные истины о ценности, точнее, бесценности дружбы («Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть»), о том, что театр был и остается «во первых строках» территорией человечности…

Зритель, в отличие от жюри, раскладывающего представленные номера на атомы (режиссура, артистизм, сценическая речь и т. п.), судит попроще: нравится – не нравится. С их позиции на фестивале было нескучно. Театралов на Сахалине ощутимо прибавилось. С точки зрения поставленных задач обмена свежими идеями, объединения всех, кто сегодня ставит на крыло любительский театр, первая проба пера удалась. Не только хранить богатую историю, но и двигаться в интересное будущее, поддерживать финансово и материально всеми уровнями власти театральные эксперименты и традиции – вот задача дня. Ведь от звездочек, которые сегодня зажигают в театральных студиях клубов и школ, зависит лицо профессионального театра ХХI века.

…В фойе Сахалинского театра кукол есть аллея-стена звезд, на которой оставили отпечатки рук его выдающиеся гости. В антракте юные актеры из Вахрушева приложили свои ладошки к стене. И, знаете, они совпали с «автографами» Людмилы Чурсиной и Екатерины Образцовой. Так что театр – в хороших руках.

И. СИДОРОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ