Ожившие шедевры. Интерактивная выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»

119
«Сыновья». Художники Сергей и Алексей Ткачевы принадлежат к поколению, в судьбе которого глубокий и тяжелый след оставила война. Братьев, как и многих их сверстников, она заставила повзрослеть до времени. Суровые годы военного лихолетья не забывались и в мирное время. Полотно этих мастеров живописи – «Сыновья», носит автобиографический характер. В основу его сюжета положены события, связанные непосредственно с многодетной семьей Ткачевых. Трое из пятерых сыновей были участниками Великой Отечественной войны – Сергей, Василий и их старший брат Серафим, погибший на фронте. Момент прощания матери с сыновьями, уходящими на фронт, изобразили художники. Картина – олицетворение драмы многих советских семей. Алексей и Сергей Ткачевы работали над картиной «Сыновья» пять лет – с 1985 по 1990 годы. На полотне запечатлен драматический момент: мать, провожая на фронт троих сыновей, не скрывает тревоги. Одного из них она крестит на прощание, двое других стоят рядом, их лица печальны и суровы. Сама мать прикрывает рот углом черного платка, пытаясь сдержать слезы… В основе композиции картины «Сыновья» художники передали мрачную атмосферу военного времени: комната написана темными красками, ее стены теряются в сумраке. Тревожное впечатление усиливает черный траурный платок на голове матери: она словно прощается с сыновьями навсегда и не надеется увидеть их живыми.

Уже два месяца в южно-сахалинском историческом парке «Россия – моя история» работает интерактивная выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Более 200 шедевров живописи отечественных мастеров ХХ века оживают с помощью современных цифровых технологий и оборудования. Экспозиция объединила собрания 45 музеев страны, в том числе Сахалинских областных краеведческого и художественного музеев, а также Северо-Курильского краеведческого музея. Это произведения Александра Дейнеки, Павла Корина, Аркадия Пластова, Петра Кончаловского, Ильи Глазунова, Гелия Коржева, Александра Лактионова и многих других. Знаменитые работы из статичного живописного изображения превратились в самостоятельные мини-новеллы о том, что острый взгляд художника выбрал из фронтовых будней в качестве сюжета для своего полотна.
Например, произведение Василия Яковлева «Портрет генерал-майора И. В. Панфилова. 1942» из Государственной Третьяковской галереи. Его, как и другие картины, можно смотреть на компактном видеомониторе или большом экране. При нажатии на изображение живопись оживает, появляются титры, поясняющие и дополняющие увиденное. «Зимой 1941 года личный состав частей Панфилова проявил массовый героизм». «За заботу о подчиненных солдаты называли генерала Ивана Панфилова «Батей». «С 1922 по 1943 год в Красной Армии не было погон. Вместо них использовались такие знаки различия, как петлицы. На генерале Панфилове – петлицы генерал-майора». «Генерал добился того, что никаких проблем с зимним обмундированием его солдат не было. Среди надписей, оставленных на рейхстаге, была и такая: «Мы Панфиловцы. Спасибо, Батя, за валенки».
– Мультимедийные выставки сегодня – это уже не просто дань моде, а устоявшийся формат, который, обладая своим инструментарием, открывает большие возможности для исторического просвещения. Наша новая экспозиция не только оживила картины с помощью спецэффектов, а помогает воспринять живопись как историческое свидетельство, цвета и художественные приемы как сигналы самого художника, который через них стремился донести важные, рассказывающие о войне детали для будущих поколений, – отметил директор Ассоциации исторических парков Иван Есин.
Выставка состоит из восьми залов.
Зал № 1 – «Начало войны». Уже летом 1941-го были написаны первые картины о войне. Они рассказывали о подвиге пограничников, о защитниках московских рубежей. Но главной темой полотен, созданных в 1941 – 1942 годах, становится мирная жизнь, уничтоженная войной.
Такова, к примеру, картина Гелия Коржнева «Проводы. Первые дни войны». Зритель видит обычного трудового человека в суровые годы. В стойкости и мужестве главного героя нет никаких сомнений.
Полотно Георгия Нисского «На защиту Москвы» отсылает нас к событиям осени 1941-го, когда началась битва за Москву. Художник создал эту картину по свежим впечатлениям, без этюдов, в двух вариантах – гуашью и маслом. И это ощущение напряженного момента было сохранено. Четко прослеживается мысль о неуместности танков на Ленинградском шоссе в Москве. Еще совсем недавно все вокруг было мирным, а теперь стальные «ежи» окружают дорогу.
– Я только чувствовал и смотрел. Потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. Вещь написал, сам не замечая, в два дня, – позже скажет Георгий Георгиевич.
Зал № 2 – «Фронт». Художник на передовой – не просто очевидец страшных и великих событий. Он – свидетель, летописец военных лет. Многие живописцы отправлялись на фронт с винтовкой на плече.
Зал № 3 – «Тыл и оккупация». В годы войны было создано немало живописных полотен о зверствах нацистов и о тех, кто сражался с оккупантами. Противостояли врагу и художники: они создавали поднимавшие народный дух картины, воспевая героев фронта и тыла.
Все, кто хотя бы раз увидел полотно Александра Пластова «Фашист пролетел», уже никогда не забудут его. Показано истинное лицо войны, горькая боль от потери, разоблачены жестокость и бездушность.
Считается, что эта картина повлияла на ход истории. Произведение находилось в посольстве СССР в Тегеране, где в 1943 году проходила Тегеранская конференция. Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт видели художественную работу и сильно впечатлились.
Картина разрывает ход времени на «до и после», когда в мирную жизнь врывается враг. Для обезличенного самолета не важно, кто ты и чем занят, кто ждет тебя дома.
Первоначальное название картины «Немец пролетел» было изменено на «Фашист пролетел», по одной из версий, Иосифом Сталиным, как раз перед Тегеранской конференцией.
Еще одно из самых сильных и драматичных произведений советского искусства военного времени – шедевр Сергея Герасимова «Мать партизана». Картину художник начал в 1943-м и писал семь лет. Работа получила высокую оценку и за рубежом. Тема партизанского движения объясняется тем, что вокруг них сложился устойчивый образ бесстрашных бойцов, которые объединяли тыл и фронт.
Герасимов намеренно отказался от главного героя в образе храброго юноши или мужчины, которому не страшны пытки. В центре работы – простая русская женщина. По ее внешнему виду можно определить, что она не боится. Позже художник уточнял, что это был образ «всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей».
В зале 4 отражены завершающие этапы войны. И центральное полотно – «Победа» Петра Кривоногова. За эту работу художник получил Сталинскую премию. Петр Александрович прошел войну с винтовкой и блокнотом. Буквально на коленке создал около 300 графических работ, в которых показал героические будни советских солдат. Награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями. Дослужился до звания майора. Работал над «Победой» около трех лет.
В этом зале есть подраздел «Дальневосточный удар». Здесь среди картин размещена работа сахалинского художника Гиви Манткавы «Штурм Харамитогских укреплений. Август 1945».
В дальнейших четырех залах размещены полотна в память о павших, о самых тяжелых и переломных моментах в жизни тех, кто жил в военную пору. Художники все чаще уходят от исторических, бытовых подробностей. Они обращаются к символическому языку, пытаются осмыслить трагедию 1941 – 1945 годов в философском, религиозном ключе.
Такова и картина Гиви Манткавы «Проклятая война». Исполнена очень декоративно, но в ней столько мужества и горя. Согбенная мужская фигура бредет по красной земле. Лучи черного солнца на фоне белого неба похожи на поток летящих пуль.

Гиви Манткава (1930 – 2003). «Штурм Харамитогских укреплений. Август 1945» (1975, холст, масло, из фондов Сахалинского областного краеведческого музея).

Современная живопись – это гимн во имя жизни. На картине сахалинского художника Юрия Степанова «Участники штурма на остров Шумшу Гайдуков и Ильин» бывшие десантники встретились у памятного обелиска, чтобы вспомнить своих боевых друзей-товарищей. Их имена – на граните, а воспоминания о них по-прежнему согревают сердца ветеранов.
В контент выставки вошла картина народного художника СССР Николая Садукова. Он в 1982 году написал групповой портрет участников войны сахалинского совхоза «Тепличный». За праздничным столом в День Победы собрались седовласые орденоносцы, участники боев на разных фронтах. А на проигрывателе кружится старая пластинка. Можно угадать, что звучит песня «Синий платочек», поскольку на переднем плане на спинке стула висит тот самый синий платочек.
На выставке представлен проект «За отвагу» – серия работ художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского.
Ветераны с медалями «За отвагу» на груди написаны в теплых тонах. В портретной галерее люди, в которых не было и нет ничего героического – здесь и хрупкие старушки, и согнутые грузом пережитого старики. Серия картин рассказывает, что Великая Победа была завоевана не сверхлюдьми, а далась сверхчеловеческим усилием обычных людей.
Еще есть на выставке разделы «Герои и подвиги» и «Война и правда (о мифах и фальсификациях истории)». А также раздел, посвященный монументальной скульптуре ХХ века. Здесь рассказывается о работах участника Великой Отечественной войны Евгения Вучетича. За свои произведения, главным из которых является мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде, автор награжден Ленинской и пятью Сталинскими премиями.
Переходя из зала в зал, от картины к картине, зритель незаметно погружается в тяжелую атмосферу военного времени, видит страшные лики огненных лет и, как апофеоз боев за мирную жизнь, – человеческий триумф над нечеловеческими условиями фронтовых лет.
Технологии, оживившие героев картин, помогают посетителям стать не просто созерцателями исторической живописи, а увидеть саму жизнь военного времени, стать ее соратником. Ведь живопись – лучший способ рассказать зрителю о Победе в Великой Отечественной через призму чувств, а не разума.
Выставка подготовлена при поддержке Ассоциации исторических парков «Россия – моя история», министерства культуры РФ, при участии Российского военно-исторического общества, министерства культуры и архивного дела Сахалинской области, сахалинских музеев – областного и Северо-Курильского краеведческих, областного художественного.
Проект приурочен к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, проведению Года памяти и славы в России, окончанию второй мировой войны и освобождению Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.
Экспозиция будет работать до 15 ноября. Успейте посмотреть ожившие шедевры. Они оставляют неизгладимый след в сердце, потрясают своей выразительностью. И их хочется видеть снова и снова.

Людмила БЕРКОВИЧ.