Поездки в автобусах областного центра теперь можно оплачивать банковской картой

315

По данным управления «Пассажирский транспорт города Южно-Сахалинска», все автобусы областного центра оборудованы валидаторами для оплаты проезда банковскими и транспортными картами. Ведутся переговоры о масштабировании данной системы на все автобусные маршруты Сахалинской области.

– Подобная идея появилась еще в конце 2015 года, – рассказывает заместитель начальника управления Даниил Зеленев. – Мы остановились на системе электронного проездного, которая уже реализована в Новосибирске. Оператором системы в городском округе «Город Южно-Сахалинск» при поддержке администрации города выступает МУП «ГИАЦ». Система функционирует на основе технологии «Золотая корона», которая получила дальнейшее развитие с помощью технологий Сбербанка, выступившего в роли инвестора и технического интегратора. 

Планировалось реализовать программу введения системы электронного проездного в несколько этапов. В октябре 2016 года мы обеспечили социальной транспортной картой школьников (24 тыс. человек), по которой они пользуются бесплатным проездом с неограниченным количеством поездок в течение учебного года.

Обладают подобной картой и 44 тыс. жителей области, имеющих право на льготный проезд в Южно-Сахалинске.

С декабря 2018 года в общественном транспорте города Южно-Сахалинска появилась возможность оплаты проезда с помощью банковских карт.

В настоящее время транспортную карту стоимостью 150 рублей смогут приобрести все желающие в автобусах перевозчика МУП «Транспортная компания» и непосредственно у оператора этой системы МУП «ГИАЦ» (ул. Пограничная, 30). Пополнение карты предусмотрено в любом терминале Сбербанка либо через сайт https://securepayments.sberbank.ru/tkp_sakhalin_ui/index.html, а также в приложении «Транспортная карта» (доступно в настоящее время для android и ios), которое устанавливается на телефон пользователя карты.

– Кто и что выигрывает от введения электронного проездного? 

– Социальная карта внедрялась прежде всего для удобства пассажиров и повышения качества услуг. Технология использования системы электронного проездного позволит произвести сбор исходных данных для определения реального пассажиропотока и в случае необходимости произвести работы по оптимизации маршрутной сети. 

Быстрая оплата проезда в общественном транспорте ускоряет посадку в автобус и не задерживает движение автобуса на маршруте. А также избавляет пассажиров, водителей, кондукторов от использования мелочи, чем также упрощает работу транспортным компаниям.

Теперь им не нужно каждый вечер сдавать килограммы монет и платить за инкассацию.

Подключенные к этой системе перевозчики видят количество совершенных транзакций — это количество совершенных покупок билетов банковскими картами, оплату наличными средствами или транспортными картами. Поэтому первоначальные сомнения в необходимости такого нововведения у них сразу же отпали.

Совершенствуя систему оплаты в транспорте, мы приступили к следующему этапу – банковскому эквайрингу, что означает возможность использования банковской карты с функцией «PAYPASS и PAYWAVE», еще ее ошибочно называют «wi-fi». 

Сейчас всем бюджетникам, государственным и муниципальным служащим выдаются зарплатные карты «МИР», обладающие данной технологией. Карты, которые нужно вставлять в терминал, требуют больше времени, тем самым создают очередь при оплате проезда.

Однако в настоящий момент на 100 проц. не функционирует возможность оплаты проезда с помощью телефона, полностью запустить данную функцию планируется в течение пары месяцев.

– В ряде городов проводились рейды по проверке подобных терминалов. По данным контролирующих органов, некоторые водители специально выводили их из строя, потому что им было выгодно получать оплату наличными. Было ли подобное у нас?

– Мы постоянно осуществляем контрольно-рейдовые мероприятия для выявления нарушений. За прошлый год было проведено 174 таких мероприятия. Благодаря этому количество недочетов снизилось порядка на 37 проц.

– Может ли снижение издержек на обслуживание перевозок повлиять на стоимость билетов?

– В настоящее время действующий тариф установлен ниже экономически обоснованного тарифа в два раза, ввиду этого система «Электронный проездной» не позволит его понизить.

– Пока система электронного проездного учитывает только безналичную оплату. Будет ли решена эта проблема?

– В настоящее время через валидатор фиксируются все типы платежей (банковская карта, транспортная карта, оплата наличными). В соответствии с 54-ФЗ с 1 июля этого года все транспортные предприятия обязаны оборудовать автобусы фискальными валидаторами. С этого момента перевозчик, не выдавший вам билет, получит большой штраф. Поэтому даже те перевозчики и водители, которые не хотят показывать свой денежный оборот, будут вынуждены работать по новым правилам. С неработающим терминалом транспортное средство не имеет права оставаться на маршруте.

Беседовал 
Даниил ПАНКСТЬЯНОВ.


Немного статистики
В январе проведено 25 тыс. операций по оплате проезда в общественном транспорте банковскими картами. Вместе с тем уже в феврале число таких операций выросло до 75 тыс., что свидетельствует о востребованности подобной услуги.

По словам Даниила Зеленева, электронный проездной является элементом системы «Умный город». В МКУ «Пассажирский транспорт города Южно-Сахалинска» с 2017 года создан сайт http://bus.yuzhno-sakh.ru/. Здесь можно посмотреть в режиме реального времени схему автобусного транспорта города. На портале зафиксированы посещения 189 тыс. уникальных пользователей, что немногим меньше, чем жителей областного центра – 210 тыс. человек. О его популярности свидетельствует и тот факт, что за прошлый год на нем было отмечено 3 млн. просмотров!