Вторник, 14 мая, 2024

Порой проще дать взятку, чем понять проверяющего

Новый президент страны начал свою деятельность с указа «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», который предусматривает подготовку на правительственном уровне соответствующих поправок в законодательство. По этому поводу на днях состоялось совместное заседание коллегии территориальных органов федеральной исполнительной власти при главном федеральном инспекторе по Сахалинской области и коллегии областной прокуратуры. Обсуждался вопрос о том, каким образом исполнять упомянутый указ и что надо сделать, чтобы намеченные мероприятия не остались на бумаге.
Главный федеральный инспектор С. Зарицкий начал, как всегда, без обиняков: истории вопроса легализации малого бизнеса уже больше десяти лет. Но так получалось, что одна кампания по реанимации малого бизнеса сменялась другой, а малому и среднему бизнесу становилось все хуже. Вот и сейчас, по его словам, он по-прежнему несет огромные расходы на «отстегивание» проверяющим, за «ускорение» процесса, за «крышевание». По-прежнему страдают предприниматели и от несовершенства законов и нормативных актов, длительности принятия решений, от дорогой аренды помещений и земли, неподъемных сумм за подключение к электрическим сетям и т.д. С. Зарицикий упомянул ДАГУН областного  центра – сбор документов занимает месяцы, а потом еще их рассматривают не менее двух месяцев. Проще дать взятку – и времени тратится меньше, и нервная система не так расшатывается. Для получения лицензии на оказание медицинских услуг приходится совершать 5 – 6 заходов в различные инстанции, причем требования каждый раз меняются. В рыбной отрасли также зачастую полная неразбериха. Кроме того, крайне низок профессионализм проверяющих – опять же «проще дать взятку, чем понять, что он хочет».
– Готовя вопрос, – сказал С. Зарицкий, – мы проанализировали ситуацию, сложившуюся в прошлом году. В области 4,3 тыс. малых предприятий. Над ними – 32 ведомства по контролю и надзору, которые провели около 24 тысяч всевозможных проверок, причем многие из них дублировали друг друга. Давайте думать, как устранить это избыточное администрирование и контроль…
Думать придется немало.
Как рассказал и.о. председателя областного комитета экономики С. Карпенко, в органах власти пока нет полноты данных по всем хозяйствующим субъектам, подпадающим под действие указа. К 4,3 тыс. малых предприятий необходимо добавить почти 19 тыс. частных предпринимателей, а есть еще и средние предприятия – и у всех свои условия деятельности, свой вклад в экономику области. Со своей стороны комитет экономики уже готовит проект целевой программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Одним из основных финансовых инструментов поддержки предпринимателей будет субсидирование процентных ставок по кредитам и платежей по лизинговым договорам. В текущем году на эти цели в бюджет заложено около 29 млн. рублей, что позволит привлечь 1,5 млрд. рублей кредитов, в проекте областного бюджета 2009 года будет заложено уже 100 млн. рублей. Кроме того, с рядом ведущих российских банков, которые работают в области, отрабатывается модель создания фонда гарантийной поддержки предпринимателей для получения беззалоговых кредитов.
Но поддержка – это одна сторона медали. Вторая – упомянутые выше административно-надзорные барьеры.
Однако, как отметили в своих выступлениях руководители ряда надзорных ведомств, перед этими обвинениями они чисты. Все проверки проходят на законных основаниях, по спущенным сверху инструкциям, и число их совсем не велико (статистика приводилась). И изменения в процедуре и регулярности проверок возможны только после того, как поступят новые инструкции от вышестоящих органов.
С этой позицией, правда, вступил в полемику руководитель территориального управления налоговой службы Б. Попов.
– Далеко не все регулируется законом, – сказал он, – многое зависит и от внутреннего регламента работы. Например, по моему личному мнению, в тех учреждениях, где существуют многочасовые очереди, неизбежна и коррупция. Мы изменили свои подходы к предпринимателям, в разы сократили число проверок, а на некоторые предприятия не заглядывали уже годами. Но на собираемости налогов это не сказалось, наоборот, она выросла…
И число претензий к налоговым органам от предпринимателей, заметим, тоже резко сократилось.
Однако в других учреждениях по-прежнему очереди и бумажная волокита.
Серьезной критике на заседании была подвергнута политика Сахалинэнерго по техприсоединениям. Энергетики для удобства предпринимателей сделали «единое окно», но остался вопрос о размерах оплаты за подключение дополнительных киловатт. Позиция энергокомпании здесь достаточно четкая: если вам нужно надежное электроснабжение всех потребителей, то или плата за техприсоединения остается, или скажите, где брать деньги на модернизацию сетей…
Ответа пока нет. Впрочем, и сами власти находятся в некотором противоречии. Например, первый вице-губернатор К. Строганов считает, что за предпринимателями, чья деятельность связана с жизнью и здоровьем людей (например, владельцами маршруток), контроль должен быть не только не снят, но и, наоборот, ужесточен. Но это палка о двух концах: ужесточишь – город останется без общественного транспорта, ослабишь – пойдут аварии. И найти баланс здесь очень и очень непросто.
За поиск этого баланса, собственно, власти и решились взяться. В частности, областная прокуратура уже запросила отчет контролирующих органов обо всех проведенных проверках за последние три года. После сбора данных будет проведена корректировка полномочий проверяющих структур, а также внесены упомянутые поправки в различные нормативные акты.
В. ГОРБУНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ