Прощальный гудок. 30 сентября ушел в историю тепловоз ТГ16, совершив по японской узкоколейке последний рейс по маршруту Холмск – Николайчук

Локомотив ТГ16 уходит в историю.

Знаковый день выдался теплым и солнечным. Магистральный грузопассажирский тепловоз старичком не выглядел. Но и руководители железной дороги, и ветераны, и журналисты смотрели на него уже как на музейный экспонат. Ведь после перешивки узкой японской колеи на широкую российскую труженик островных магистралей останется без работы.
Вообще-то таких локомотивов два. На один из них имеет виды музей истории Сахалинской железной дороги, на другой – музей истории Амурского моста в Хабаровске. Что касается вагонов, то им поменяют колесные пары, и они будут и дальше возить людей и грузы.
По словам начальника Сахалинской железной дороги Алексея Ромашина, дата последнего рейса поезда была согласована с администрацией области и Холмского городского округа. Она совпала с окончанием дачного сезона, так что люди успели вывезти урожай. А с 1 октября у путейцев появилась возможность приступить к перешивке колеи на российский стандарт.

Надежда Сусоева, кассир железнодорожного вокзала.

Машинисту тепловоза ТГ16-073 Вячеславу Новоселову, проводнику Роману Юрову и кассиру Надежде Сусоевой выпала почетная миссия выполнить исторический рейс из Холмска на станцию Николайчук вместе с участниками торжественного события и вернуться обратно еще и с пассажирами-дачниками.
Поездка до станции Николайчук была необычной. Журналисты проявили большой интерес к ветеранам островной железной дороги. Были среди них Юрий Проселков и Евгений Грицкевич. В 1960-е они были машинистами паровозов, правда, на разных направлениях. Свою профессию изучили так, что, говорят, с закрытыми глазами могли работать. На перегонах даже в тумане по перестуку колес и другим звукам знали, на каком километре находятся. Настолько все было знакомо. Бывало, и в обвал попадали, и в снежные заносы, и в критические ситуации, но выручал профессионализм.

Юрий Проселков и Евгений Грицкевич в свое время водили паровозы по японской колее.

Евгений Грицкевич приобщился к профессии на детской железной дороге, когда ему было 14 лет. В южно-сахалинском железнодорожном училище выучился на паровозника, а потом и на тепловозника. Практику проходил в Хабаровске, месяца два с наставником ездил по тоннелю под Амуром. Так что через 15 тоннелей и 35 мостов на участке Южно-Сахалинск – Холмск уверенно вел свой локомотив. Его стаж машиниста – более 40 лет.
Юрий Проселков, отработав на паровозе восемь лет, стал начальником депо, затем ревизором, инспектором, руководителем локомотивной службы и директором музея истории Сахалинской железной дороги. Признается, что у него была мечта проехать по широкой колее по Сахалину и отправиться на материк. Говорит, первая часть мечты уже сбылась.
Андрей Чиликин принял музей из рук Юрия Проселкова, и сегодня он один из знатоков истории островной железной дороги.
Рассказывает, что первая ветка была построена японцами в 1906 году, в 1911-м ее стали расширять. В 1917-м путейцы дошли до незамерзающих портов (ныне это Невельск и Холмск). К 1928 году на линии Маока – Тойохара было сдано в эксплуатацию 83,3 км дороги. Рельсы привозили из Японии и Америки, рабочую силу из Кореи и Китая.
В 1945 году на Южном Сахалине было 127 железнодорожных станций, 101 вокзал деревянной постройки. Островная колея сыграла огромную роль и в послевоенном развитии Сахалина. Но такова жизнь, что приходит время обновления и модернизации.
– Учитывая важность задания, все виды работ выполнит привлеченная организация – УМС-14 Архангельской области, – рассказал начальник Сахалинской железной дороги Алексей Ромашин. – Ее работникам ориентировочно за месяц предстоит перевести на широкий ход более 8 км пути. Для этого созданы все условия. И опыта им не занимать – с июня по август путейцы из Архангельска перевели на российский стандарт колею на железнодорожной ветке Холмск – Шахты.

Журналист Хирабаяси Осаму из японского агентства Киодо Цусин делает исторические кадры.

Радуется добрым переменам и мэр Холмского городского округа Дмитрий Любчинов, ведь любое строительство в районе – это инвестиции в его экономику. Сейчас «Орлан», который выполняет рейсы Томари – Холмск, проходит через такие села Холмского района, как Чехов, Костромское, Яблочное. Для людей это более комфортное передвижение, чем по автомобильной дороге. В этом году завершится перешивка колеи до станции Николайчук, и, возможно, современный рельсовый автобус станет перевозить островитян по маршруту Холмск – Невельск, считает мэр. Сейчас идет голосование о целесообразности применения «Орлана».
Итак, забрав дачников на 77-м километре, состав прибыл на станцию Холмск-сортировочная. А вскоре, дав прощальный гудок и спугнув стаю чаек, тепловоз отправился на заслуженный отдых.
Японский журналист Хирабаяси Осаму из агентства Киодо Цусин до последней возможности мощной оптикой фотографировал эту уходящую в прошлое натуру.

Людмила СТЕПАНЕЦ.