Понедельник, 20 мая, 2024

Рельсобусы, умные перекрестки… Поездки по Южному становятся комфортнее

Транспортная реформа в островном регионе началась с Южно-Сахалинска.

Здесь  до неузнаваемости преобразилась привокзальная площадь: вместо сплошного асфальтового поля, на котором действовала, по сути, одна большая парковка, обустроена удобная, благоустроенная зона.

В городе появились перекрестки с умными светофорами, множество остановочных павильонов. На городских маршрутах все больше новых автобусов. Реформа коснулась не только общественного транспорта, но и организации дорожного движения. Появился каршеринг, началась интеграция железнодорожного транспорта в городской.

Обо всем этом шла речь на брифинге, в котором приняли участие региональный министр транспорта Валерий Спиченко, его заместитель Максим Жоголев, вице-мэр Южно-Сахалинска Алексей Римша, руководитель центра управления городской мобильности Александр Попов, руководитель центра развития городской среды Василий Вишневский.

По словам вице-мэра Алексея Римши, к началу реформы городские власти серьезно готовились около трех лет. К объемной аналитической работе по изучению маршрутной сети города привлекли специальный институт.

Брутто-эффект

Руководитель центра управления городской мобильности Александр Попов на наглядных примерах показал основные результаты работы.

Поменяли систему управления пассажироперевозками и организацию отношений между заказчиком и перевозчиком, заключив брутто-контракты на 7 лет. Брутто-контракты обеспечили равномерное нахождение автобусов по городу. Раньше в утренние и вечерние часы автобусы работали по максимуму, а в другое время суток маршрутки иногда полностью пропадали. Теперь ситуация изменилась к лучшему.

Автобусы в соответствии с условиями контрактов стали работать до позднего времени, в итоге возрос пассажиропоток.

Нужна была добросовестная конкуренция между перевозчиками. Раньше погоня за рублем ни к чему хорошему не приводила: нарушения правил дорожного движения, нелепые ДТП… Теперь все иначе: конкуренция стала выражаться в поставке более качественного подвижного состава – один автобус лучше другого.

Брутто-контракты облегчили перевозчикам получение в лизинг подвижного состава.

Почем проезд?

Замминистра транспорта Максим Жоголев сообщил о том, что с 10 августа меняется тарифное меню, основанное на анализе пассажиропотока. Будет единый подход к тарификации: 30 рублей (наличными 32 рубля. – Прим. авт.) на 45 минут. При этом не будет разницы, каким видом транспорта пользуется пассажир: поездом или автобусом. Пересадка, в том числе между автобусами и рельсобусами предусмотрена бесплатная. Пассажиры могут воспользоваться транспортными картами, которые продаются на транспортно-пересадочных узлах, вокзале, на Пограничной (МУП ГИАЦ).

Основное преимущество: в течение 45 минут пассажир может передвигаться на двух-трех-четырех маршрутах, единожды оплатив проезд.

Желающие смогут приобрести дневной абонемент на все виды транспорта в черте города. Доступны также недельный абонемент, удобный для отпускников или приезжих, а также месячный. Такие проездные будут стоить 104, 620 и 1800 рублей соответственно.

С поезда на автобус

Особое внимание власти уделяют интеграции железнодорожного транспорта в систему городского сообщения. «Советский Сахалин» в прошлом году сообщил о железнодорожном маршруте, который соединил Южно-Сахалинск и планировочный район Дальнее. Действуют два комфортных транспортно-пересадочных узла (ТПУ) – «Привокзальный» и «Алые розы». За год пассажиропоток здесь подрос в 10 раз.

С 7 августа начали работу еще три маршрута, связывающие юг и север областной столицы. До ТПУ «Привокзальный» на рельсобусах можно будет добраться из Новоалександровска и  Христофоровки. Теперь можно перемещаться между Новоалександровском и Христофоровкой без пересадки. На этих линиях задействуют два десятка поездов. Обустроены остановочные пункты. Кроме того, остановки «Сити Молл» и «Большая Елань» преобразованы в совмещенные пункты наземного автобусного и железнодорожного сообщения. Вскоре такая же остановка появится у завода им. Федотова (у пересечения улиц Ленина и Отдаленная).

На улице Пограничной в районе СахГУ обустроен еще один ТПУ под названием «Университет». Он связан с городским транспортом автобусным маршрутом № 5.

Един в четырех «лицах»

Диспетчеризацию всего городского транспорта обеспечивает Единый оператор. По единому телефонному номеру пассажиры могут узнать всю информацию, оставить предложения и жалобы. Сейчас разрабатывается собственное он-лайн приложение доступа к системе общественного транспорта Южно-Сахалинска.

Единый оператор контролирует и исполнение перевозчиками обязательств по муниципальным контрактам. Ежедневно проводится мониторинг, в конце месяца составляется акт. Если выявляются нарушения – накладывается штраф.

Южно-сахалинский автобусный парк уже обновился 100 единицами. Вся техника газомоторная, оснащена бескондукторной системой. Автобусы адаптированы под маломобильных пассажиров, в них есть системы кондиционирования и подсчета пассажиропотока.

До конца октября ожидается поступление второй партии – 43 единицы. Эти автобусы будут работать на маршрутах 104, 28, 45, 22. Первые 70-местные автобусы Yutong выйдут на линию к 1 сентября. В конце года при поддержке регионального правительства на Сахалин доставят еще 25 больших автобусов.

Изменена маршрутная сеть: охвачены новые улицы, скорректированы уже существующие маршруты. Не так давно поменялся маршрут № 5, теперь общественный транспорт ходит по улице Пограничной, чего не было последние лет 20. Ходят автобусы и по улице Больничной, по участку Украинской от проспекта Мира до улицы Ленина. Открыто три новых маршрута: 109 (до СНТ «Тимирязевское»), 23 (улицы Железнодорожная и Фархутдинова) и 108 – в сторону Новодеревенской. Исключены дублирующие маршруты. Значительную часть автобусов завели на транспортно-пересадочные узлы.

Руководитель центра развития городской среды Василий Вишневский привел один из примеров эффективности проведенной работы. На главных автодорогах города даже в часы пик уже снята напряженность с транспортным сообщением. На Сахалинской, например, в утренние часы образовывались огромные пробки, в которых те же автобусы передвигались со скоростью 5 километров в час. Теперь ситуация изменилась к лучшему.

Это только начало!

– Вся эта работа проводится в рамках транспортной стратегии РФ, которая задает тенденцию к использованию общественного транспорта в большей степени, – сказал министр транспорта и дорожного хозяйства области Валерий Спиченко. – При личном участии губернатора Валерия Лимаренко систематически проходят стратегические советы, на которых все детально прорабатывается. И это только начало. Будет больше остановочных пунктов, произойдет замена подвижного состава по всей маршрутной сети автобусных перевозок, межмуниципальных и дальнего следования. Транспорт переводится на газомоторное топливо.

Николай ПИТЕРСКИЙ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ