Сахалинские поисковики уточнили обстоятельства гибели военно-морских летчиков

60
Памятник Михаилу Солдатову и Петру Караваеву.

В районе бывшего п. Ольховатка, южнее с. Таранай Анивского района, до середины 50-х годов располагался военный аэродром и дислоцировались авиационные части.

Профессия военного летчика одна из наиболее опасных, за десять лет базирования двух авиадивизий образовалось небольшое воинское кладбище, на котором покоятся погибшие военнослужащие. С годами могилы постепенно разрушались, время стирало имена с захоронений.

Почти 15 лет назад сахалинцы Андрей Шонин и Виктор Горобец обнаружили заброшенное кладбище. С помощью неравнодушных жителей облагородили его.

С тех пор в меру своих возможностей за могилами стали ухаживать школьники с. Таранай. На одном из памятников сохранились фамилии: Солдатов и Караваев.

По этим фамилиям Сахалинское региональное отделение «Поискового движения России» в 2017 году установило, что на стрелково-бомбардировочном полигоне произошла катастрофа самолета Ил-2, в результате которой погиб экипаж.

На юге Сахалина в 40 – 50-х годах прошлого века дислоцировалась морская авиация. Поисковики в течение месяца изучали архивные документы в Центральном военно-морском архиве в г. Гатчина Ленинградской области. И установили обстоятельства гибели Солдатова и Караваева.

10 июля 1946 года в 60-м штурмовом авиационном полку 16-й смешанной авиационной дивизии ВВС ТОФ произошла катастрофа самолета Ил-2.

Экипаж – летчик, заместитель командира 2-й авиационной эскадрильи лейтенант Солдатов Михаил Иванович и воздушный стрелок сержант Караваев Петр Михайлович – на полигоне аэродрома Таранай выполнял учебный групповой полет в составе четверки Ил-2 со стрельбой по наземным целям и бомбометанием с пикирования.

Экипаж Солдатова в очередной раз начинал заход на цель, чтобы поразить мишень, но на высоте 600 метров из двигателя самолета пошел серый дым, затем практически сразу появился огонь, охвативший кабину.

Летчик развернул теряющий высоту самолет и направил его в сторону Анивского залива, но за несколько десятков метров до воды штурмовик врезался в землю. Экипаж погиб мгновенно.

Самолеты, находившиеся в воздухе, немедленно были отправлены на посадку, а к месту падения поспешили наблюдавшие за катастрофой офицеры штаба авиаполка.

При расследовании выяснилось, что причиной катастрофы стал обрыв обоих шатунов 5-й шейки коленвала, от чего произошел пожар, перешедший в кабину.

Во время падения на Ил-2 находились неизрасходованные три авиабомбы ФАБ-100 и реактивные снаряды РС-82. Удивительно, как они не сдетонировали при ударе о землю.

Летчик лейтенант Михаил Солдатов родился в 1924 году в д. Гранки Пензенской области. Участник Великой Отечественной войны в составе Черноморского флота. Совершил более 30 боевых вылетов. Был ранен. Награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

Воздушный стрелок сержант Петр Караваев родился в 1926 году в с. Перевесье Мордовской АССР. Повоевать не успел.

Благодаря сахалинцу Дмитрию Половникову удалось узнать, что в Москве проживает родной младший брат Петра Караваева, Виктор Михайлович Караваев, сообщила пресс-служба регионального отделения «Поискового движения России».

Его дочь Ольга написала поисковикам: «Папа всего на два года младше Пети, повоевать не успел. Сейчас ему 91 год, он в силах и тоже очень благодарен за память, за памятник и за все-все… Мне бесконечно жалко погибшего в 20 лет Петра, да еще так нелепо, из-за неисправного самолета».

– В военно-морском архиве нам удалось найти схему места падения Ил-2. Также были найдены фотографии, сделанные после катастрофы.

После того как сойдет снег, планируем выехать в район Ольховатки.

По схеме из архива необходимо найти место гибели экипажа Ил-2, установить там памятную табличку, – рассказал руководитель регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.

Это была первая катастрофа, произошедшая с летчиками, служившими на аэродроме Таранай. И, к сожалению, не последняя.
60-й штурмовой авиационный полк был расформирован в конце 1947 года в связи с ликвидацией штурмовой авиации в составе ВВС ТОФ.

Виктор ПРОХОРОВ.