Четверг, 9 мая, 2024

Сильные моря сего

Выставка

На открытие выставки Олега Климова многие пришли в тельняшках и просто в «полосочку», а литературно-художественный музей книги А. Чехова «Остров Сахалин» поделился с организаторами штурвальным колесом.
Олега Климова в равной степени можно назвать и москвичом (по месту нынешнего жительства), и человеком мира. Один из основателей стрингерской фотографии в России, Климов начинал на перестроечной волне, которая и привела его с факультета астрофизики Казанского университета в фотографию. Абхазия, Осетия, Карабах, Грузия, Азербайджан, Чечня…  Войны, которые правильнее называть локальными конфликтами на обломках советской империи, остались на его фотографиях. А на Сахалин он привез выставку не о войне, а о нормальной жизни. Где нет смерти, раскатанных в пыль городов, пропавших без вести мальчиков-солдат и женщин с автоматом Калашникова в руках.
Спрыгнув с поезда войны после многих лет работы практически во всех местах экс-СССР и Восточной Европы, где горела земля под ногами, Климов пришел к воде: «Потому что война всегда деструктивна – и внутренне, и внешне». Поэтому он купил лодку и отправился вниз по Волге, по берегам которой, как оказалось, живут замечательные люди-россияне, занятые ежедневной работой на благо себя, семьи, родины. Ну а коль скоро Волга впадает в Каспийское море, за ней последовали моря – от Белого до Черного, от Балтийского до Охотского. Положив на полку диплом астрофизика, Климов тем не менее стал исследователем эволюции общества посредством фотографии: ведь именно реки были теми артериями страны, по которым текла торговля, вокруг них собирались люди и зарождались города, с них начиналось государство Российское. Есть люди горные и люди равнинные, а есть островитяне. К последним относит себя и Климов. Из долгих путешествий по рекам и морям России родилось собрание фотовпечатлений «Унесенные морем».
На Сахалине Климов бывал неоднократно, случалось ему добираться на Курилы, перемахнув ограждение аэропорта, чтобы попасть в губернаторский самолет, а возвращаться в трюме с гастарбайтерами. Всегда и везде он рассказывает о людях, о течении их жизни у большой воды. «Фотографы, профессионально снимающие природу, фиксируют божественную волю. А меня интересуют человеческие проявления». Среди этих многообразных проявлений – от мальчика, выделывающего брейк на владивостокской набережной, до «тушек» отдыхающих на черноморском берегу, залакированных до глаз лечебными грязями, самые сильные эмоции вызывают кадры, связанные с путиной. На многих снимках посетители выставки с удовольствием обнаружат своих земляков. Как сказали бы раньше – людей труда, моряков и рыбаков. Как сказали бы глядя откуда-нибудь с Золотого кольца – людей в экстремальных условиях. Тогда как это настоящая мужская работа, занятие людей сильных и свободных, а не перестук «офисного планктона» по клавиатуре. Только за эти кадры, благословляющие красоту трудного от века рыбацкого ремесла, за необыкновенные характеры, рожденные жизнью у большой воды, можно быть признательным фотографу Климову. И поверьте: серебряная рыбная река из трала или мальчик, держащий на руках огромную рыбину с такой же нежностью, как иные любимую кошку, – кадр не менее пронзительный, чем дороги обезлюдевшего Грозного периода лихих 90-х. Войны были, есть и будут сколько живет человечество, но река времени течет – все дальше и дальше.
Как планируется, Олег Климов будет в числе кураторов фотографического сегмента (взамен архитектурного павильона) на следующем, 5-м Сахалинском международном кинофестивале в августе 2015 года.
И. Сидорова.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ