Студент открыл магазин в Соколе, несет убытки, но не сдается

133
Наталья Якимова на посту ради соседей.

Продуктовая торговая точка Евгения Якимова в отдаленном районе долинского села Сокол выполняет скорее социальную функцию, нежели приносит прибыль. Сам Евгений общее число покупателей оценивает скромно: «400 с натяжечкой».

Наталья Якимова на посту ради соседей.

Тихий уголок

Улица Железнодорожная в селе Сокол возле производственного здания делает крутой поворот и превращается в Деповскую. Там, далеко от всех сельских остановок и магазинов, расположился тихий жилой уголок с тремя многоквартирными домами и частным сектором. С дорогой, по которой ходят автобусы в Южно-Сахалинск и Долинск, закуток связан петляющей улицей или неформальной тропой через железнодорожные пути.

В аккуратных домах живут в основном пенсионеры. Подъезды ухожены, дворы в порядке, есть и детские площадки.

Когда-то в доме № 4а на Железнодорожной улице был свой магазин. Но это и другие здания стояли на балансе РЖД. Когда наша путевая империя избавилась от непрофильного имущества, торговая точка исчезла. И жителям этого района за продуктами приходилось ходить, преодолевая действующие железнодорожные пути или изрядно петляя по улицам села.

Власть отказала, но пошла навстречу

В декабре прошлого года здесь вновь появился магазин. Точнее, павильон со скромным (в соответствии с торговой площадью) ассортиментом продуктов. Его площадь небольшая — до пятнадцати метров. В продаже продукты первой необходимости: мясо, молоко, яйца, бакалея, кондитерские изделия и хлеб.

— А спиртное? — спрашиваю предпринимателя.

— Нет, наш магазин больше социального характера, он необходим для жизнеобеспечения, а я не считаю, что алкоголь и табачные изделия являются, скажем так, содержимым продуктовой корзины. Я сам противник вредных привычек, и население травить не хочу. У кого есть желание и возможность — пусть идут в другой магазин, — говорит Евгений.

— Мы хотели взять в аренду помещение старого магазина. Администрация нам его не предоставила из-за отсутствия документов на него, — рассказывает он. — Дом был собственностью железной дороги, РЖД передала его муниципалитету. За исключением торгового помещения. И вопрос с ним повис в воздухе. Правда, мэрия пошла нам навстречу: разрешила установить нестационарный объект. Мы привезли торговый павильон на кран-балке, отсыпали фундамент, подключили электричество и запустили торговлю.

Предприниматель говорит «мы», потому что торговать ему помогает Алексей — приятель со школьных лет.

Помог людями опыт получил

Евгению 24 года. Он еще учится — в СахГУ на факультете начального образования с двумя иностранными языками — английским и японским. С партнером по бизнесу ходил в одну школу.

Евгений Якимов успевает учиться, работать и торговать.

— Мы давно думали заняться предпринимательством, для старта решили организовать магазин в уголке Сокола, где выросли. Этот район инвесторам не интересен. Уже по расчетам мы поняли, что проект не очень привлекателен в финансовом плане, но все равно запустили его.

Очень хотелось сделать какое-то доброе дело в первую очередь. А во-вторых, решили попробовать себя в роли предпринимателей: какой-никакой, а опыт. Возможно, он в дальнейшем пригодится, если я захочу связать свою жизнь с предпринимательством.

Стартовый капитал молодой предприниматель заработал сам. И на 10 тысяч рублей закупил первую партию продуктов для продажи.

Площадь не дает развернуться

— Пока в прогаре? — задаю вопрос начинающему предпринимателю.

— Каждый месяц примерно минус 10 – 15 тысяч рублей. Но никаких задолженностей у нас нет…

Убытки предприятия соколовский инвестор гасит из собственной зарплаты: Евгений работает администратором центра спортподготовки. Труд и учебу студент совмещал с первого курса вуза, так что успевать привык.

— Торговлю начали с десяти тысяч рублей. С тех пор увеличивали оборот, сейчас у нас в магазине товаров на 120 – 130 тысяч рублей. Средняя дневная выручка магазина составляет восемь тысяч рублей… Если я кому-то из предпринимателей расскажу, что магазин дает восемь тысяч рублей в день, будут смеяться. Чаще всего это часовые показатели рядового магазина. По моим подсчетам, точка безубыточности будет пройдена только по достижении выручки в 10 000 рублей в день. Но я не могу увеличить оборот, ограничен площадью помещения, — говорит он. — Не можем разнообразить товарный ассортимент. Если есть растительное масло, это продукт определенной компании, на стеллаже нет места для других марок. И так с каждой товарной категорией. Если покупатели хотят разнообразия, я линейку продуктов снимаю с продажи и завожу другую продукцию.

Решение, выгодное всем

— Когда администрация дала разрешение на установку павильона, встал вопрос: какой объект ставить? По предварительным расчетам, стоимость павильона — неважно, будем ли мы его строить или купим готовый, — ориентировочно 300 тысяч рублей. Таких средств у нас не было.

Нестационарный торговый объект — так называется павильон по документам — взял в аренду у Долинского хлебокомбината. Одно из условий договора — торговля исключительно долинским хлебом.

— Нестационарный объект у комбината теперь не стоит без дела и приносит три тысячи рублей в месяц. К тому же в день мы продаем долинский хлеб примерно на 2500 рублей, — Евгений считает сделку выгодной всем участникам.

Районный хлебозавод еще не ввел подобные сделки в практику, а зря: мог бы, обеспечив поселки вокруг Южно-Сахалинска павильонами, увеличить продажу своей продукции.

Мама приходит на помощь

Я приехал в село Сокол под вечер, чтобы убедиться во всем самому. Действительно, дома в начале Железнодорожной улицы оторваны от остального села. Ближайший магазин — бывший «двадцать девятый», а теперь «Фортуна» — находится почти за километр от домов. Да и от остановки пришлось пошагать: сначала переходить пути по переходу, затем срезать путь мимо промзоны по следам рельсов, уводивших поезда на Быков.

Когда я добрался до павильона, за прилавком стояла мама Евгения Наталья Якимова — подменяла отпускную продавщицу.

К вечеру хлеб в магазине уже разобрали: предприниматели знают точное количество покупателей, поэтому заказывают хлеб по необходимости. Разве что перед метелью берут две нормы, чтобы не оставить людей без продуктов.

По словам Натальи, в хороший день в магазин приходят два десятка человек. Активность покупателей также зависит от выплаты пенсий. На убытки магазина не жалуется, зато уверена, что дела пойдут бодрее, когда торговая точка из павильона переедет в соседний дом. Там и торговая площадь больше, есть складское помещение…

Единственная загвоздка с переездом — в общении с РЖД. Наталья рассказала, что даже для подключения электричества пришлось вести с «железнодорожной империей» сложную переписку, обращаясь в антикоррупционные департаменты путейцев. Коррупцию в проволочках не нашли, но виновник получил по шапке.

Надо только выучиться ждать

В долинском комитете по управлению муниципальной собственностью проблему магазина знают и пытаются решить. Начальник отдела по учетам имущества, отчетности и доходов КУМС Любовь Зюзина посвятила меня в подробности непростых отношений района с железной дорогой.

— Передавая здание, железнодорожники не передали помещение, которое изначально было выведено как нежилое. Мы сделали запросы, и нам пришли ответы министерств, но пока мы ждем реакции железной дороги. Как только придет ответ от РЖД, допустим, что это не их собственность, соответственно, будем признавать его как бесхозяйное имущество, признавать муниципальной собственностью, ставить на учет и рассматривать варианты передачи помещения.

Но Наталья Якимова немного опасается: сможет ли молодой предприниматель получить право на его аренду?

Хочется надеяться, что администрация Долинского округа ухитрится найти законный способ зачесть при выборе арендатора социальную нагрузку, которую добровольно взяли на себя студент и его замечательная мама. И верим, что из одного павильона Евгений вырастит настоящую торговую империю, не забывающую о социальном назначении торговли.

Николай ШЕЛЕПОВ.

От редакции

Евгений Якимов первый раз встретит День работника торговли как профессиональный праздник. «Советский Сахалин» поздравляет соколовского дебютанта и тысячи сахалинцев, работающих в отрасли, девиз которой «Спасибо за покупку!».