Успешное развитие Сахалинской области во многом определяется транспортной доступностью территории

Boeing-777-300ER

Более 95 процентов пассажиров, прибывающих в островной регион, делают выбор в пользу воздушного транспорта и международного аэропорта Южно-Сахалинск.

Не случайно обеспечение надежной, бесперебойной работы по приему и обслуживанию всех типов воздушных судов является приоритетной задачей регионального правительства.

В настоящее время оно инициировало разработку проектно-сметной документации по строительству новой взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием в аэропорту Южно-Сахалинск.

Такая необходимость продиктована тем, что существующая ИВПП построена более чем 55 лет назад (в 1964 году) под тип самолета Ил-18.

В настоящее время состояние полосы значительно ухудшается, что не позволит осуществлять прием и обслуживание широкофюзеляжных самолетов типа Airbus 330 и Boeing 777.

Это приведет к прекращению полетов по маршруту Южно-Сахалинск – Москва и, как следствие, к росту социальной напряженности, снижению деловой активности и туристической привлекательности региона.

Первый этаж нового пассажирского терминала.

Предварительные проработки нового объекта выполняли специалисты государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института гражданской авиации «Аэропроект» (г. Москва).

По словам заместителя регионального министра транспорта и дорожного хозяйства Николая Давыдова, это подведомственное предприятие Росавиации с огромным опытом проектирования линейных объектов и сооружений по самым высоким стандартам качества.

Оно занимает одну из лидирующих позиций в области проектирования и научных исследований в сфере наземной инфраструктуры гражданской авиации России.

И все это благодаря квалифицированному персоналу, передовой материальной и научно-технической базе и 80-летнему опыту работы.

Здесь выполняются проекты любой степени сложности – от концепции развития до рабочей документации на строительство или реконструкцию аэропортовых комплексов и их инфраструктуры, оперативно внедряются научные достижения в практику аэропортостроения.

И таких объектов по стране уже сотни.

Новая взлетно-посадочная полоса аэропорта Южно-Сахалинск будет спроектирована так, что сможет принимать и выпускать все типы судов.

Аналогичных взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием и функциональными характеристиками в России всего несколько. Все они входят в инфраструктуру крупных аэропортов.

Габариты новой полосы 3400 х 60 метров. Ее искусственное покрытие рассчитано на динамические нагрузки взлетающих и приземляющихся самолетов, на устойчивость к воздействию химических реагентов, предотвращающих обледенение.

Оно выдерживает длительную статическую нагрузку во время стоянки многотонных воздушных судов. Требования, строительные нормы и критерии к аэродромным покрытиям очень строгие и жесткие.

В предложенном институтом варианте ось современной ИВПП должна пройти в 250 – 300 метрах от оси ныне действующей полосы, которая после ввода новой в эксплуатацию будет переведена в разряд магистральной рулежной дорожки.

Сегодня отсутствие таковой – серьезное препятствие для увеличения пропускной способности аэропорта.

– Проектно-сметную документацию от института «Аэропроект» мы получим ориентировочно в январе 2021 года, – сообщил Николай Давыдов.

– И приступим к строительно-монтажным работам. По проекту завершить объект необходимо до 2024 года.

Новая взлетно-посадочная полоса позволит единственному международному аэропорту Сахалинской области после 2025 года обеспечивать прием всех типов воздушных судов как гражданской, так и государственной авиации (министерство обороны РФ, ФСБ, МЧС).

По информации регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства, большое внимание уделяется и развитию малой авиации на территории области.

Уже объявлен аукцион на первый этап строительства в Северо-Курильске грунтовой посадочной площадки. Ориентировочный срок завершения работ на объекте – 2021-й.

Северо-Курильский городской округ с 1991 года лишился возможности принимать самолеты.

Новая посадочная площадка позволит принимать и обслуживать воздушные суда небольшой вместимости типа DHC-6 пассажировместимостью до 19 человек.

У правительства области есть планы по расширению авиапарка компаний.

Разрабатывается и технико-экономическое обоснование для строительства посадочной площадки с грунтовым покрытием на острове Шикотан.

Что касается нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске, то сейчас в Москве в Главгосэкспертизе России проходит корректировку проектно-сметная документация этого объекта.

По словам генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никиты Полонского, новострой в пять раз больше по площади, чем нынешнее здание аэровокзала. Соответственно, он сможет в пять раз больше принять и отправить в полет пассажиров.

Сейчас на объекте завершен основной объем строительных работ. Архитектурное решение здания выполнено в форме волны. Одним из элементов декора внутреннего убранства будет инсталляция в виде островов, что в совокупности с другими интересными фишками оставит след в памяти приезжающих.

Согласно контракту строительство международного аэропортовского комплекса должно завершиться к концу 2020 года.

Все сложное оборудование для «начинки» нового терминала, организации предполетного досмотра и обработки багажа уже доставлено на Сахалин. В том числе шесть телескопических трапов («рукавов»).

Оборудование приобретено у одной из известнейших немецких фирм, имеющей полувековую славу мирового производителя трапов.

Телетрапы для аэропорта Южно-Сахалинск выполнены по индивидуальному проекту с учетом особенностей нового аэровокзального комплекса и островного климата.

Они позволят пассажирам, не выходя на улицу, из аэровокзала перейти в самолет или из самолета в аэровокзальный комплекс.

Эти «коридоры», состоящие из нескольких модулей, значительно ускорят и сделают комфортной посадку и высадку людей.

Да и плохая погода в этом случае не страшна – не надо мокнуть под дождем, мерзнуть на ветру и морозе…

Еще один плюс такого новшества – потребуется меньше авиатехники и персонала для обслуживания рейсов.

На электронном аукционе прошли конкурсные процедуры по изготовлению современной автоматической системы обработки багажа.

По техническому заданию она обязана отвечать всем международным стандартам и нормативам: обеспечивать регистрацию, сортировку, транспортировку и выдачу чемоданов пассажирам.

Такое оборудование готовится индивидуально для каждого аэровокзала, исходя из конкретных особенностей проекта здания, особенностей загрузки и расчетов интенсивности пассажиропотока.

Поступил на Сахалин и полный комплект оборудования для досмотра. На просторных площадях нового аэровокзала его будет больше, чем в нынешнем здании.

Это комплекс различных детекторов, газоанализаторов, устройств радиационного контроля и приборов для обнаружения жидкостей.

Такая система упростит и ускорит обработку и досмотр багажа в аэропорту и в целях безопасности полетов поможет контролировать перевозимые пассажирами грузы.

По информации генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никиты Полонского, новый аэрокомплекс сможет обслуживать до 800 пассажиров в час: суммарно 250 по международному направлению и 550 по внутренним рейсам.

В случае, если возрастет поток транзитных пассажиров, следующих в какие-то другие аэропорты, будет возможность расширить трансфертную зону.

В планах развития авиапредприятия ровно половина пассажиропотока отводится туристам. В прошлом году Сахалинскую область посетило 300 тысяч путешественников.

Кроме того, услугами авиаперевозок воспользовалось 700 тысяч местных жителей. К 2035 году островной международный аэропорт сможет обслуживать около 3 миллионов пассажиров в год.

Подготовила Людмила НИКОЛАЕВА.