В августе в Южно-Сахалинске впервые пройдет международный образовательный форум

101
На региональном этапе всероссийских соревнований по робототехнике «Инженерные кадры России».

Без стратегии – неопределенность
Если кто чаще других и оперирует категорией будущего, так это педагоги. Только представьте себе: нынешние первоклассники станут трудовыми ресурсами страны не раньше чем через 16 (!) лет.

Как же в стремительно меняющемся мире спроектировать основные направления их образования и воспитания? Как в условиях неопределенности будущего с учетом индивидуальных особенностей ребенка задать ему верную траекторию личностного развития?

Согласитесь, это очень сложная педагогическая задача.
– Образование – динамично развивающаяся отрасль, – отмечает начальник южно-сахалинского департамента образования Анастасия Киктева. – Исходя из этого, мы рассматриваем город как образовательную среду. Здесь с дошкольного возраста можно получать непрерывное образование, постоянно наращивая профессиональные и личностные компетенции. 

Если цель муниципалитета – создать для этого все условия, то задача педагогов – уже сегодня дать детям не только предметные знания и развить их эрудицию, но и сформировать навыки к учебе, самостоятельному поиску информации и критическому к ней отношению. А еще важно научить ребят работать в команде, и не обязательно в роли лидера. 

С перспективой до 2030 года в профильном департаменте сверстали концепцию развития городского образования. В проекте стратегического документа определили важнейшие направления в этой сфере. Но только пройдя научную и законодательную экспертизу, концепция станет основой финансово-экономической программы по реализации намеченного. 

Кто они, эксперты? 
В этой роли на международном форуме «Образование – энергия будущего» выступят представители Института проблем образовательной политики «Эврика», Рособрнадзора и координационного комитета фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества (г. Москва), а также педагогическая общественность и горожане.

В областной думе за круглым столом концепцию обсудят эксперты из комитета по образованию и науке Государственной Думы. На сайте ЮСОФ.ру пройдет голосование по тезисам документа и появятся общественные отклики на него. 

По предварительным данным, в работе форума примут участие президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Юрий Зинченко; доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования Александр Асмолов, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Надо сказать, «Эврика» сопровождает инновационные процессы в образовательных учреждениях страны. Директора школ Южно-Сахалинска – постоянные участники ее академических сессий. Под руководством «Эврики» развивались инновационные площадки в гимназии № 1 имени А. Пушкина, обсуждался стратегический вопрос создания насыщенной образовательной среды в гимназии № 3. 

Вокальные ансамбли гимназии № 3 известны не только на Сахалине, но и в России.

С этим партнером департамент образования областного центра работает более десяти лет. Все это время сотрудники института непосредственно наблюдали за развитием отрасли и в регионе, и в муниципалитете. Так что в профильном департаменте рассчитывают на серьезное экспертное мнение по поводу тех изменений, которые произошли и происходят в профессиональной сфере.

Для общественной экспертизы лучшего педагогического опыта учителей города создано тринадцать открытых площадок. 

– Мы хотим убедиться, верно ли определяем для себя основные стратегические направления? – подчеркнула Анастасия Киктева. – Например, переход к цифровизации и созданию насыщенной образовательной среды. Иногда у нас есть понимание, что и как делать, но для реализации не хватает механизмов или законодательных норм. После экспертизы определим для себя порядок и последовательность действий. 

Добро пожаловать на площадки!
В областной центр приедут партнеры из городов-побратимов Южной Кореи и Японии, директора московских школ, коллеги из Владивостока, Казани, Ижевска, Благовещенска. Южно-Сахалинск представят руководители образовательных организаций и педагоги, работающие в инновационном режиме. Участниками встречи будут и учителя из районов. 

15 августа с 9.00 до 13.00 на открытых площадках восточного факультета СахГУ, областного театра кукол, гимназии № 3 и городского парка культуры и отдыха им. Ю. Гагарина состоится знакомство с ярким опытом различных образовательных учреждений Южно-Сахалинска. Здесь можно будет увидеть, как дошкольники, постигая научную картину мира, создают своих первых роботов. 

На объединенной площадке детсада № 9 «Чебурашка» и восточной гимназии будет представлен опыт обучения детей в двуязычной среде на русском и корейском языках. 

Не праздный вопрос: каким оборудованием располагают южно-сахалинские школы? Сегодня оно интерактивное, цифровое, современное. И тоже будет демонстрироваться.

Одна из презентационных площадок форума расскажет о роли общественных инициатив в развитии образования на примере ассоциации молодых педагогов и клуба ветеранов педагогического труда Южно-Сахалинска. Несомненно, привлечет внимание участников и гостей форума площадка по культурному образованию учащихся. Ее представит управление культуры администрации города. 

В программе международного мероприятия – круглые столы и мастер-классы. Прогнозированию будущего кадрового обеспечения региона будет посвящена форсайт-сессия с представителями местной власти, бизнеса и руководителями образовательных организаций.

Есть горячие темы для отраслевых, общественно-профессиональных и научных дискуссий. Одна из них – социализация образования. Инфраструктуре образовательных организаций, по мнению работников департамента образования, требуется нестандартное обновление. С этой точки зрения оригинальными признаны проекты по строительству современных школ на ул. Больничной и ул. Садовой. С ними также ознакомятся участники форума.

Педагоги убеждены: следует активнее выводить образовательный процесс за пределы учебных кабинетов – в музеи, театры, выставочные и концертные залы, на катки и лыжные трассы. Яркий тому пример – образовательная инициатива «Коньки – в школу» и «Лыжи – в школу». На основе трехсторонних соглашений (частного бизнеса, регионального правительства и муниципалитета) уже три года ученики начальных классов южно-сахалинских школ проходят интенсивный курс обучения катанию на горных лыжах и коньках.

Расширяя образовательные ресурсы
Концепция насыщенной образовательной среды стала принципом построения образовательного пространства в гимназии № 3. Это учреждение покажет участникам форума свои образовательные ресурсы и цифровую платформу. Здесь востребованы двухлетние программы обучения, более основательно знакомящие гимназистов с любимыми предметами. И в то же время около 80 проц. ребят параллельно со школьной программой в течение восьми лет проходят предпрофессиональную подготовку. Обучаются по художественному, театральному или музыкальному направлениям. Ежегодно на отчетных концертах выпускники демонстрируют свои творческие достижения. 

Конечно, не все дети станут профессиональными вокалистами, музыкантами, художниками или актерами. Но, можно не сомневаться, из них получатся хорошие читатели и слушатели литературно-художественных произведений, умные, сопереживающие зрители театра и кино, личности с достойным художественно-эстетическим воспитанием. 

В День знаний в гимназии № 3 откроется новый корпус для дополнительного образования. А в декабре в его стенах заработает детский технопарк (кванториум). На новый уровень информатизации и цифровизации выйдет преподавание художественно-эстетических дисциплин. С новыми материалами и инструментарием ребята станут постигать основы промышленного дизайна и другие направления. Так что творческих побед у них прибавится. 

За скобками форума не останется интересный опыт частных и государственных детских садов. Ведь в муниципалитете активно развиваются и такие формы дошкольного и дополнительного образования. Работают три частных детских сада, а также около 15 групп присмотра и ухода. На робототехническом направлении преуспевает учебный центр «Активное образование».

– Конечно же, нам интересно узнать мнение иностранных коллег о нашем опыте и планах на будущее, – сообщила Анастасия Киктева. – Ведь мы получаем японское оборудование и комплектующие к нему. На международном уровне обсуждаем новые продуктивные технологии обучения. 

Сразу после завершения форума группа сахалинских педагогов поедет в Страну восходящего солнца знакомиться с учебными и спортивными учреждениями, с финансовыми моделями управления образованием. Возможно, какой-то опыт японских коллег можно будет адаптировать к сахалинским условиям. 

Участниками форума будут и дети. Их мнения, суждения и предложения важны для специалистов. Гости ответят на вопросы, волнующие старшеклассников. Ведь, собственно, ради этой аудитории и затеваются все новации. 

Людмила Степанец.

Мария Чеснокова, директор южно-сахалинской гимназии № 2:
– Знакового события такого уровня и масштаба в городе еще не было. Конечно же, поучаствую в нем вместе с коллегами.

В 1990-х доводилось учиться у Александра Адамского – научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика». На форуме он выступит в роли модератора. Интересно будет с ним пообщаться. Жду от встречи с высококлассными специалистами новых идей, новых планов и перспектив.

Анна Умнова, директор южно-сахалинской гимназии № 3:
– Наша гимназия как современное образовательное учреждение с интеграцией дополнительного образования все дни форума будет принимать его участников.

У нас большой выбор досуговых объединений школьников. В рамках образовательных программ мы интересно работаем с парком культуры и отдыха имени Ю. Гагарина и с зооботаническим парком. На наших площадках пройдут мастер-классы, лекции, мастерские не только для педагогов, но и для жителей города и его гостей. 

После торжественного открытия форума в рамках первого детского кинофестиваля «Игра света» четыре мастерские нашей гимназии покажут свои анималистические работы. Они создавались учащимися в течение года под руководством известного режиссера Алексея Аграновича. Мы также готовы поделиться лучшим педагогическим опытом и наработками, с интересом пообщаемся с коллегами и учеными. Словом, воспользуемся счастливой возможностью сверить курс и подкорректировать свою работу.