Пятница, 26 апреля, 2024

В музейном закулисье

Юбилей

29 сентября областному литературно-художественному музею книги А. Чехова «Остров Сахалин» исполняется 20 лет. В честь этого события и 120-летия выхода в свет отдельного издания путевых записок писателя сегодня на центральной площади перед зданием музея откроется скульптурная композиция, посвященная документальному литературному памятнику о сахалинской каторге, а в выставочном зале пройдет праздничное мероприятие.
С переездом в новое специализированное здание молодой творческий коллектив этого учреждения культуры обрел новые возможности. Музей стал одной из самых востребованных площадок, знакомящих с личностью и творчеством классика, литературным краеведением, и не только. Здесь проводятся вернисажи и фотовыставки, научно-практические конференции и интересные встречи, онлайн-чтения и концерты, лекции и конкурсы. Словом, кипит культурная жизнь, реализуются оригинальные проекты, радует постановками литературно-театральная мастерская.
Однако, как говорит директор Анна Жук, это лишь вершина айсберга. Огромная, невидимая глазу посетителей работа вершится за пределами выставочных залов. Любая тайна притягательна, но всего лишь трижды в год (чаще не представляется возможным в силу профессиональных строгостей) для любознательных южносахалинцев и гостей города сотрудники учреждения проводят интерактивную экскурсию «Дорога в музей». Она знакомит с секретами и особенностями его деятельности, дает представление о редких профильных профессиях и, конечно же, – о «сердце» музея.
Оно находится на цокольном этаже за железной дверью, оснащенной системой допуска, датчиками на движение и традиционной системой опечатывания. Вход запрещен не только сотрудникам, но и директору, имеющему универсальный магнитный ключ от всех дверей здания. Анна Жук имеет право заходить в святая святых только в экстренных и аварийных случаях либо в сопровождении главного хранителя музейных предметов Ирины Романенко. Лишь она, специалист с семилетним стажем, в любую минуту может беспрепятственно посещать фондохранилище.
Накануне юбилея музея для журналистов (в порядке исключения) отворялась таинственная железная дверь. За ней оказалось довольно большое пространство с рядами стеллажей, где в идеальном порядке разместилось множество коробок.
– Основной фонд хранилища насчитывает 3900 предметов, а научно-вспомогательный – 11 тысяч, – рассказывает И. Романенко. – Они в закрытом доступе. На каждом стоит музейная печать. Для лучшей сохранности редкостей в хранилище поддерживается строго определенная температура, влажность, освещенность. Все подконтрольно автоматической системе безопасности и пожаротушения.
Условия хранения раритетов отвечают самым высоким требованиям. Коллекции живописи размещаются на удобных выдвижных металлических сетках. Графика, письменные источники, скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства занимают строго определенное место на специальных стеллажах. Редкие экземпляры книг и журналов, к которым обращался Чехов перед поездкой на Сахалин, находятся в коробках из бескислотного картона. Они упакованы в дорогую миколентную бумагу из длинноволокнистого хлопка, хорошо защищающую экспонаты от влажности, сырости, плесени. С предметами в фондохранилище работают самым аккуратным образом, причем в белоснежных хлопковых перчатках.
Здесь также хранятся подлинные вещи семьи Чеховых, в 1990-х приобретенные у потомков классика (к примеру, пресс-папье), и предметы-легенды. Один из таких – чернильница, которую, предположительно, Антону Павловичу подарила хорошая знакомая – писательница Лидия Авилова. Истину уже не узнать, но в литературно-художественном музее трепетно берегут экспонат для потомков.
И. Романенко продемонстрировала «Домашний молитвослов» XIX века – экспонат времен каторги, уникальную коллекцию графики семьи Чеховых и стол XIX века. В фондохранилище он стоит в ожидании своего места в будущей инсталляции кабинета Чехова. Такой, говоря профессиональным языком, типологический предмет сотрудники музея долго искали для воссоздания атмосферы далекого времени. А когда нашли, вернули ему первозданный вид в своей реставрационной мастерской.
Вход в нее также ограничен и для сотрудников, и для посторонних. Здесь работает выпускница Сахалинского колледжа искусств, художник Нина Косова. Она знает толк в восстановлении музейных ценностей, которые подверглись химико-физическим разрушениям. Среди пострадавших от времени раритетов были и графические работы художников Чеховых, и пожелтевшие книги с утраченными фрагментами бумажных листов, и старинная мебель с отслоившимся шпоном… Недавно сюда доставили рамы с маяка Жонкиер, сделанные без единого гвоздя. На них сохранился красочный слой, но часть древесины сгнила, часть жуки-точильщики превратили в труху. Реставратор уже провела дезинфекцию и приступила к кропотливой работе. Предстоит заменить некоторые фрагменты конструкции и подготовить рамы к выставке в 2016 году.
Свой профессиональный выбор Н. Косова объяснила тем, что решила продолжить династию. Ее мама – реставратор областного художественного музея Т. Антошкина. При таком наставнике Нина тем не менее ежегодно проходит стажировки и курсовую учебу, чтобы получить допуск на новый вид реставрационных работ.
А в экспозиционно-выставочном отделе дружная команда сотрудников работает над экскурсионными текстами и занимается организацией постановок, но не театральных, а выставочных. Таких за год набирается около двадцати. Специалист И. Курбатова вместе с сотрудниками создает идеи и концепции вернисажей, чтобы они заинтересовали посетителей и формой, и содержанием, и эстетикой.
Помимо компьютерного моделирования экспозиционеры работают с макетом выставочных залов. Из пластика в уменьшении 1:15 его выполнил художник-фотограф музея. Теперь размещение любой выставки можно «проиграть» на рабочем столе. Миниатюрные ширмы и макеты витрин легко движутся, их можно располагать в любой последовательности и в необходимом количестве. Есть цветные заготовки – «картины». Их примеряют, чтобы представить, как реальные произведения будут смотреться в зале на 4-метровых ширмах.
– В поиске лучшего варианта оформления экспозиции нередко кипят споры, – рассказывает И. Курбатова. – Но в творческом процессе создается интересный интеллектуальный продукт. Как, к примеру, оформленная нами выставка «Серебряный звон». В ней было представлено более сотни столовых приборов и предметов быта конца XVIII – XX веков из разных стран, собранных южно-сахалинским коллекционером. Мы сгруппировали предметы по темам и истории предметов, написали развернутую аннотацию о серебряной посуде. На постерах воспроизвели репродукции старинных мастеров с изображением изысканной утвари из благородного металла. Выставка имела большой успех.
Побывав в главных точках музейного закулисья, отмечаешь: всюду идет интенсивная разноплановая работа.  В скором времени здесь откроется экспозиционный зал, посвященный истории создания путевых записок А. Чехова «Остров Сахалин».
Л. Степанец.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ