Воскресенье, 12 мая, 2024

В ожидании большой нефти

Несколько лет назад мне довелось побывать в Ногликском районе, где развернулось мощное строительство в рамках шельфового проекта «Сахалин-2». С берега отчетливо виднелась нефтеперерабатывающая платформа, у которой работали суда. От нее с заглублением в три метра к берегу уже были проложены толстые кабели, и предстояло завершить прокладку кабелей по суше к расположенному в нескольких километрах объединенному береговому технологическому комплексу – ОБТК. На его территории расположен энергоблок, сопоставимый по мощности с Охинской ТЭЦ или с половиной ТЭЦ-1 в Южно-Сахалинске. Интересно, как все изменилось за прошедшее время? Оператор проекта «Сахалин Энерджи» предложил журналистам побывать на ОБТК, и от такого предложения грех было бы отказаться! Факел в тундре Первым делом при подъезде к комплексу бросается в глаза пылающий факел. Впечатляет: кругом на десятки километров тундра и тайга, сохранились целые массивы нетронутой островной природы, а тут – огонь, очень похожий на олимпийский. О том, для чего он горит, что сегодня представляет из себя комплекс, журналистам рассказали подробно и обстоятельно. Презентация напоминала лекцию, изобилующую техническими терминами, причем нередко англоязычными. Вот, например, слово pig в буквальном переводе означает «свинья», а у нефтяников это скребок, функционально сходный с пыжом в охотничьем патроне. Его прогоняют по трубе магистрального трубопровода для очистки ее изнутри, а иногда и для проведения исследований на каком-либо участке. Впрочем, монтажники нашли и еще одно применение – успешно отправили на дальний конец трубы своеобразную «sms-ку» – шуточный текст, написанный на боку этого скребка. Сообщение поступило по назначению, и довольно оперативно! ОБТК размещен на северо-восточном побережье, в семи километрах от места берегового примыкания трубопроводов, идущих от платформы «Лунская-А». Основное его предназначение – первичная переработка газа и конденсата, добытых на Лунском месторождении. После чего нефть и газ будут поступать по трубопроводам на терминал отгрузки нефти и на завод СПГ в Пригородном. Помимо этого на данный комплекс для переработки будут поступать нефть и газ, добытые на платформах с Пильтун-Астохского месторождения, также для дальнейшей транспортировки в Пригородное. Береговой комплекс с полным правом называют еще заводом, он размещается на площади 210 тыс. квадратных метров. На выходе этот завод способен выдавать около 50 млн. кубометров осушенного газа и 31 тыс. кубометров нефти в день. ЧИП – в каждой задвижке Совершенно не желая того, исключительно в силу неопытности, автор этих строк едва не стал виновником ложной тревоги на территории ОБТК. В то время, когда проходила экскурсия, забыл отключить фотовспышку и сделал пару снимков. Это не осталось незамеченным – вежливо попросили впредь вспышку не использовать. И объяснили причину. Оказывается, все, что сосредоточено на данной площадке, буквально нашпиговано электроникой, датчиками, даже задвижки на трубах имеют встроенные чипы. Системы автоматического управления и обеспечения безопасности ОБТК спроектированы на основе «интеллектуальных» устройств, которые облегчают диагностику и повышают надежность оборудования. То есть если бы журналист использовал фотовспышку на участке, расположенном чуть поодаль, сработала бы тревожная сигнализация, далее по инструкции последовала бы эвакуация людей с территории и так далее. Хорошо, все обошлось, и я продолжил свое участие в экскурсии с соблюдением всех обязательных требований по безопасности. Между прочим, правила эти весьма строги и соблюдаются неукоснительно всеми. Результат очевиден: 31 октября на ОБТК отметили ровно 1 млн. человеко-часов безопасного труда – за три года не было ни одного ЧП. На проходной, перед тем как пройти на территорию, обязательный алкотест: даже незначительное употребление алкоголя запрещено. О таких «мелочах», как спец-одежда, каски, специальные ботинки с металлическими носками, защитные очки, и говорить много не приходится, их наличие само собой разумеется. Курение – только в специально отведенных местах, зажигалка, спички, пачка сигарет в кармане спецовки, как нас заверили, могут стать причиной увольнения работника эксплуатирующей компании. Ведь объект потенциально опасен, здесь газ, нефтепродукты, так что одна искра может стать причиной чрезвычайной ситуации. Впрочем, здесь уместно сказать о том, что компания-оператор «Сахалин Энерджи» не поскупилась на финансы и уделила большое внимание безопасности. На ОБТК есть боеспособное, оснащенное по последнему слову техники, сертифицированное пожарное подразделение. Причем, что важно – систематически проводятся учения, отрабатывается более трех десятков сценариев различных чрезвычайных ситуаций. Но об этом ниже. Для чего нужна факельная система и что, собственно, сжигается в факеле? Для ответа на этот вопрос нужно «заглянуть» на технологическую «кухню». На заводе-комплексе имеется большое количество различных емкостей, прежде всего содержащих нефть. Ее пары не должны соприкасаться с воздухом, поэтому устраивается так называемая газовая подушка. Газ должен постоянно освежаться, он находится в движении, его продувают через факельную систему, в конце концов он сгорает в факеле. По всем экологическим расчетам выходит, что ущерб природе при этом наносится гораздо меньший, чем если бы тот же газ метан продували, но не сжигали в конце цикла. Сжигается и газ, поступающий с платформы «Моликпак», который используют для опрессовки систем, динамического тестирования оборудования, это производственная необходимость. Помимо прочего горящий факел говорит о готовности к эксплуатации северного газопровода «Моликпак – ОБТК». Сейчас и компания-оператор, и подрядчики не готовы назвать точную дату запуска ОБТК на полную мощность, но отмечают: все идет к тому, что к концу года нефтяная линия заработает в полную силу. Всевидящее око О чудесах современных технологий на примере ОБТК можно говорить много. Журналисты побывали, например, в «мозговом центре» комплекса – в центре управления и диагностики, где круглосуточно, сменяя друг друга, как часовые на посту, дежурят у мониторов операторы. На одной консоли мониторы отражают в онлайновом режиме все, что происходит на ОБТК (в том числе видна была и неуместная фотовспышка), на второй – все, что делается на трубопроводе. Пока так, но специалисты говорят, что в скором будущем с одной из этих консолей можно будет дистанционно управлять платформой «Лун-А». Оператор за пультом имеет возможность моментально оценить обстановку на каком-либо участке и принять необходимое решение без выезда на место. Не имеет пока аналогов в России система «Foundation Fieldbus»: чипы, встроенные, скажем, в задвижки, узлы, агрегаты, позволяют следить за состоянием каждой конструкции и своевременно приводить их в должный порядок, не доводя до поломки. Или другая система, внедренная на ОБТК: это система сбора и хранения данных PI Historian, которая будет хранить данные о производственном процессе в течение всего срока эксплуатации комплекса. Хочешь работать безопасно – готовься к аварии! Впервые в России (в мире аналоги есть, но их можно сосчитать по пальцам) применена на данном производстве технология регенерации (восстановления) моноэтиленгликоля (МЭГ). МЭГ – жидкость, которая используется для осушки газа, она поглощает влагу. И подобных технологических новшеств множество. Недавно «Советский Сахалин» рассказал об особенностях аварийно-восстановительного пункта, расположенного у трассы магистрального трубопровода в с. Советском. На сей же раз журналистам представили еще более интересный объект – АВП «Ноглики». Его особенность в том, что на его базе сосредоточено оборудование и все необходимое для ликвидации возможных разливов нефти не только на суше, но и на море. Главный подрядчик, обеспечивающий безопасность населения и территории, – компания «Экошельф». Перед началом заполнения трубопровода нефтью проведены многочисленные учения: в августе, сентябре, октябре. Оборудование, имеющееся на здешней базе, должно постоянно быть наготове – такова установка руководства. И она исполняется: проверки, запуски, тестирования, техобслуживание проводятся постоянно. Журналистам продемонстрировали часть этого специального оборудования и снаряжения. Например, на «выставку» под открытым небом попали лодки двух типов, включая аэролодку «Скиф». Они предназначены для работы на мелководье. С их помощью выставляются боновые заграждения, собирается нефть с поверхности воды. «Скиф» позволяет передвигаться по зарастающему травой мелководью, в случае необходимости доставлять пострадавших на берег для оказания медпомощи. Раз в два года проводятся крупные учения, в которых задействованы силы МЧС, различных госструктур, а также «Сахалин Энерджи» и «Экошельфа». Например, по одному из сценариев на «Моликпаке» произошел разлив нефти, и пятно движется в направлении двух заливов. Морскую часть работы взяли на себя специалисты, находящиеся на борту судна «Ирбис», несущего постоянную вахту у платформы. Прибрежную – «Экошельф». Все происходило по-боевому, группы экологических спасателей прибыли к местам своевременно, развернулись в соответствии с нормативами. Интересно, что для подобных спасательных операций привлекаются волонтеры. Это добровольцы разного возраста (17 – 50 лет) из местного населения. Они проходят начальную подготовку, имеют навыки работы с бонами, знают элементарные правила техники безопасности. За пять последних лет подготовку прошли не менее 200 человек. Сейчас на учения могут быть привлечены три десятка добровольцев. К слову, им оплачивается участие в учениях, со своими основными работодателями они договариваются о временном освобождении от труда самостоятельно. Перечислять все оборудование и технику нет возможности. Привлек внимание, например, автомобиль-фургон, оснащенный всем необходимым для ликвидации разливов не только нефти, но и других опасных веществ. Прежде всего тех, которые используются на разных участках шельфового проекта «Сахалин-2». Список обширный, на каждое вещество есть паспорт безопасности. Собранные химические продукты заключаются в герметичные емкости и затем отправляются на утилизацию. К слову, этот «химический» универсальный автомобиль может быть задействован и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, не связанных с проектом «Сахалин-2». Интересны оборудование и техника, которые позволяют ликвидировать нефтяные разливы зимой на водоемах. Это различное ледорезное оборудование: буры, обычные бензопилы, траншеекопатель, позволяющий резать лед толщиной до 1,5 метра. Ледовые боны – это металлические и фанерные щиты, которые вставляются в ледяные траншеи. Течением реки нефть «выдавливается» на поверхность, ее затем несложно собрать… По словам руководителя недавно созданного в составе «Сахалин Энерджи» отдела по обеспечению безопасности населения и территории Петра Пака, только на защиту разнообразного оборудования и материалов выделено было около 12 млн. долларов. Помимо этого вложены немалые средства в строительство АВП, заключены соответствующие контракты с подрядчиками. Бюджет впечатляющий, но при этом есть уверенность: приобретенное оборудование и материалы соответствуют российским и международным стандартам, персонал квалифицированный, готовый в нужный момент быстро оценить ситуацию и приступить к активным действиям. Так что к началу эксплуатации комплекса служба безопасности подготовлена. Я. САФОНОВ. Фото автора.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ