Пятница, 17 мая, 2024

В Сингапуре быть начальником, наверное, проще

Как (и когда) начинает свой трудовой день первый вице-мэр областного центра; можно ли искоренить зарплаты в конвертах; сколько нужно чиновников для нормальной работы горадминистрации – на эти и другие вопросы отвечает С. НАДСАДИН:
– Сергей Александрович, в должности первого вице-мэра вы пребываете с 23 апреля. Освоились на новом для вас поприще?
– На эту работу меня пригласил мэр, Андрей Игоревич Лобкин. Однако не буду скрывать, что значительную роль при принятии решения сыграл губернатор Иван Павлович Малахов. Так вот, он мне и сказал, что примерно три месяца понадобится для того, чтобы познакомиться с людьми, понять проблемы города, и только через год можно будет почувствовать себя более уверенно в этой должности.
– У вас, скажем так, успешная бизнес-история, более десяти лет вы занимали руководящие посты в коммерческих структурах, с 2000 года возглавляли ООО «ДальСатКом». Зачем вам хлопотная должность первого вице-мэра?
– Для начала скажу, что в очереди к этому креслу я не стоял. Мне 45 лет, и если бы я хотел раньше начать реализовывать себя во власти,  то уже предпринял бы определенные действия. Я ведь родился в Южно-Сахалинске в семье областного руководителя, и мне не надо, как иным приезжим людям, знакомиться с местной элитой, потому что многих, в том числе и нынешних руководителей, знаю немало лет. И, повторюсь, при желании уже давно мог бы «засветиться» в качестве претендента на какие-то должности, мандаты и так далее
Мне очень важно ощущать вокруг себя гармоничное пространство, и работа в бизнес-структуре позволила сформировать некий небольшой мир, который без острых углов вписался в большую вселенную… Замечательная семья, жена, умница и красавица, – руководитель филиала крупной международной корпорации, сын – студент уже третьего курса одного из самых престижных университетов России – МГИМО, притом практически отличник, замечательные родители, живущие в нашем городе, наконец, интересный, высокотехнологичный и перспективный бизнес, созданный вместе с партнером…
…– Тем более непонятно, зачем такие перемены?
– Да, с одной стороны, вы правы. Но вместе с тем перемены случаются тогда, когда к ним готов, когда созданы необходимые и достаточные условия.
Я не могу сказать: мол, пришел, чтобы построить светлую жизнь нашим горожанам. Чтобы так заявлять, нужно быть абсолютно уверенным в том, что ты сможешь это сделать. Но я люблю наш остров, нашу природу, люблю Южно-Сахалинск, город, в котором я родился. И, безусловно, хочу, чтобы он был красивым, современным городом, в котором комфортно жить. Поэтому у меня есть желание способствовать развитию Южно-Сахалинска, и те полезные начинания, которые предприняты администрацией города, моими предшественниками, буду поддерживать, развивать, по возможности – улучшать. Так как до этого никогда не был чиновником, поэтому буду стараться смотреть на проблемы незашоренным взглядом, вносить какую-то логику в деятельность муниципальных служб, разумность, прозрачность. Надеюсь, что эти действия позитивны.
– Какой вам видится экономика города и какую, по вашему мнению, отрасль можно развивать, чтобы Южно-Сахалинск – город чиновников и офисов – мог зарабатывать деньги?
– Во-первых, я не так долго работаю в должности первого вице-мэра, чтобы генерировать какие-то мощные идеи, которые реально можно превратить в дела.
Во-вторых, считаю, что «зарабатывать деньги» – не функция муниципалитета. Его функция – создавать условия для того, чтобы население получало качественные услуги. А еще – оказывать положительное влияние на формирование бизнес-среды. Хочу заметить, что у многих наших бизнесменов, взаимодействующих с городской администрацией, есть масса созидательных идей. Вот буквально полчаса назад я встречался с одним известным бизнесменом: он так и сыплет дельными предложениями! Да, он стремится развивать свой бизнес, но это так или иначе связано с нашим городом – с его архитектурой, сферой услуг. Созидательный бизнес – это рабочие места, налоги и т. д. А все сооружения, автостоянки, здания остаются здесь, в Южно-Сахалинске. Потому мы и должны поддерживать таких людей, убирать чиновничьи преграды на их пути. И я, по возможности, пытаюсь это делать.
– К слову, о чиновничьих барьерах. Вам как бывшему бизнесмену приходилось их преодолевать?
– Будучи бизнесменом, если и взаимодействовал с органами власти, то, как правило, это были областные структуры. Могу сказать, что в основном там работают профессионалы и очень конструктивные люди, каждый из которых в отдельности никогда не будет строить препятствия бизнесу. Вместе с тем есть система власти, которая строится на нормативных документах и, безусловно, на законах. Так вот, эта система по сути должна быть консервативна, что часто путают с чиновничьими барьерами.
Что касается муниципалитета… Во все времена для бизнеса были интересны вопросы земли, собственности. Есть реальный интерес к муниципальным заказам. Оттого крайне важно, чтобы все контракты заключались на конкурсной основе, чтобы этот процесс был прозрачным. Поэтому мы и стараемся работать по такому принципу. А сведения о конкурсах и их итоги публикуются в прессе. Не стану говорить, что здесь все идеально. Наверно, как и везде, случаются злоупотребления или непрофессионализм. Но нельзя, как мне кажется, не признать: позитивный тренд этого процесса очевиден.
– Сергей Александрович, скажите, а где работа напряженней – в бизнесе или в администрации?
– В бизнесе, как я уже говорил, мне было комфортнее. Сейчас приходится изучать очень большой объем новой информации, причем разносторонней, связанной с экономикой, ЖКХ, строительством, взаимоотношениями с областными, федеральными органами власти и т. д. Есть еще и представительские функции. И получается, что день очень серьезно распланирован. Так что физические и психологические нагрузки велики. Приходят горожане, необходимо вникнуть в их проблемы, а это непросто… Ведь когда у людей – в жизни, в бизнесе – все хорошо, они не идут в муниципалитет…
Когда меня приглашали на эту должность, я пошутил: вот если бы занять кресло первого вице-мэра, к примеру, в Сингапуре! Вода есть, дороги есть… Остается только выполнять представительские функции. А здесь мы, по большому счету, работаем как пожарники.
Но недавняя поездка в Москву, где проходило совещание с участием первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева, внушила мне оптимизм. Впервые за новейшую историю страны запланировано на ближайшие годы выделить 250 млрд. руб. на восстановление ЖКХ. Это огромная сумма! И это – очень правильный ход. Ветхое жилье, изношенная инфраструктура – ни один муниципалитет своими силами этих проблем не решит. Возьмем те же дороги. Строились они десятилетия назад и с тех пор капитально не ремонтировались. А у них, как у людей, есть срок жизни…
Считаю, что сейчас для муниципалитетов наступает неплохое время: будут деньги – будут видны и результаты работы.
– …Если эти деньги, простите, не украдут, что не раз случалось в истории России.
– Надеюсь, что не украдут, если будут применены все механизмы для их целевого использования. В том числе – конкурсы на освоение средств. Да и контролирующих структур у нас предостаточно.
– Бич города – зарплаты в конвертах. Неужто это неискоренимо?
– Это очень важный момент. У нас есть совет экономической безопасности, в состав которого входят представители налоговых, правоохранительных органов,  экономических структур городской администрации. Не наша функция детально разбираться в «серых» схемах, но руководителей фирм, где (а это очевидно, если зарплата ниже прожиточного минимума) они применяются, мы приглашаем на заседания совета. И, надо  сказать, даже этот факт оказывает на них воздействие.
Кроме того, растет и самосознание людей, особенно молодежи. Они начинают понимать, что официальная зарплата – это их будущая пенсия.
Работать в этом направлении (в том числе и в части профилактики) будем и дальше.
– А вы в свое время не платили сотрудникам «серую» зарплату?
– Нет. С момента создания предприятия, с 1993 года, зарплата была только «чистой».
– Каким вы были законопослушным бизнесменом…
– Тут, наверное, дело не только в законопослушании, а прежде всего в уважении к людям, с которыми ты ведешь бизнес.
– Сергей Александрович, как вы начинаете свой рабочий день? В мэрию добираетесь на джипе? Ходите ли по городу пешком?
– Добираюсь и на служебном транспорте, и пешком – в зависимости от ситуации. Бывает, что сначала вызывают в администрацию области. Или –  проезжаю по городу, по его объектам.
А вообще, мой  день начинается в 5 часов 55 минут, это уже традиционно, вне зависимости от места работы. Физическая зарядка, чтение газет, книг, теленовости – все приходится на раннее утро. Вечера чаще всего заняты какими-либо мероприятиями. Или просто поздно придешь, уставший, домой с работы.  А утром ты полон энергии и можешь посвятить несколько часов своему развитию.
– Не могли бы вы немного рассказать о том, чем занимаетесь в свободное время?
– Очень люблю спорт, игровые виды, особенно теннис. С друзьями играем круглый год, летом – на открытых кортах, зимой – в зале. Еще обожаю кататься на горных лыжах, выезжаем с семьей, с друзьями на горнолыжные курорты. Уверен, что скоро и наш «Горный воздух» станет настоящим центром зимних видов спорта. Люблю с друзьями попариться в баньке, сразиться в бильярд. А еще с удовольствием читаю книги политической, экономической и духовной направленности. И, конечно, нравится путешествовать.
– С аппаратом администрации сработались?
– В большинстве своем здесь работают квалифицированные специалисты. В бизнесе, например, больше маневренности, там все зависит от тебя, твоей сообразительности. Работа с бюджетными деньгами – совсем иное дело. Здесь более жесткий контроль, масса ограничений. Шаг влево или вправо – и протест прокурора. Чиновник управляет не своими, им заработанными, деньгами, а деньгами налогоплательщика. И в этом плане уровень ответственности чиновника более высокий, нежели у предпринимателя.
Но, повторюсь, я не так давно работаю в администрации, чтобы давать публичную оценку чиновникам городского округа. Это было бы некорректно.
– В городском Собрании вынашивается идея сокращения чиновников. Как вы к этому относитесь?
– Для меня это трудный вопрос. С одной стороны, количество чиновников на душу населения в России (по сравнению с СССР) растет. Была, вы знаете, проведена административная реформа. С благими, как водится, намерениями. Но из министерств выделились различные агентства, что привело в итоге к… увеличению чиновников. С другой стороны, в ряде стран – пропорционально количеству населения – чиновников значительно больше. И страны эти, как ни странно, управляемы, богаты. Например, Япония. И дороги там лучше… Так что есть очень тонкая грань между количеством чиновников и качеством их работы. Вот над качеством и надо работать.
Кстати, недавно вышел указ Президента РФ: оценка работы глав субъектов Российской Федерации будет проводиться по 43 конкретным параметрам. И я больше чем уверен, что в скором будущем этот процесс распространится и на глав муниципальных образований. А критерии оценки очень серьезные. Что, несомненно, заставит чиновников администрации города работать более качественно и эффективно.
Записала Л. ПУСТОВАЛОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ