В Южно-Сахалинске прошел первый урбанистический форум

96
Сквер исследователя Сахалина Николая Рудановского в Южно-Сахалинске.

Это мероприятие, собравшее в областной универсальной научной библиотеке архитекторов и градостроителей, представителей местной власти и общественности, оказалось и познавательным, и актуальным. Ведь островитян интересуют перспективы развития и благоустройства городской среды, а также современные тенденции в архитектуре, опыт других регионов, который мог бы пригодиться на Сахалине. 

Не случайно гостями форума стали московский урбанист Аркадий Гершман и руководитель архитектурного бюро, координатор правительства Тверской области по развитию архитектуры и городской среды Никита Маликов.

Открывая форум, мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин сказал:
– В последнее время мы стремимся придать Южно-Сахалинску особую узнаваемость, особые краски. Создаем благоприятную среду для жителей и гостей города, повышаем туристическую привлекательность областного центра.

Но впереди очень много работы. Такие форумы помогают осмыслить новые предложения. Какие-то из них могут войти в основу наших муниципальных программ, послужить более быстрому и эффективному решению городских проблем, чтобы мы стали жить лучше. 

Аркадий Гершман в своем выступлении сделал акцент на важности грамотного обустройства городского пространства. К сожалению, многие проекты благоустройства общественных мест в городах России красиво смотрятся только с высоты птичьего полета, но некомфортны для пребывания человека и безлюдны. 

Чтобы такое пространство стало привлекательным для людей всех возрастов, там должна кипеть жизнь. И чтобы так случилось, надо помнить о правиле «10+», то есть о создании в таком месте не менее десяти активных зон. Это могут быть детская площадка, воркаут, хоккейная коробка, волейбольная, баскетбольная, танцевальная площадки и прочее. Чем больше, тем лучше, сказал Аркадий. 

И, конечно же, надо продумать, что на таких общественных пространствах будут делать люди зимой, и создать условия для интересного времяпрепровождения. Важно спрашивать у горожан, чем они хотят заниматься, какие эмоции получать, и тогда уже создавать концепции, делать технические задания по благоустройству общественных мест. 

Иногда во дворе дома устанавливают детскую площадку, хотя такая же есть в соседнем дворе. Вот и получается, что детвора счастлива, а молодежи нечем заняться в своих дворах. 

В Москве и Казани уже созданы дирекции по управлению общественными пространствами. Они работают в тесном контакте с населением и сообща находят оптимальные и оригинальные решения благоустройства городской среды. 

Урбанист Никита Маликов предложил включать критическую логику, когда речь идет о том, надо ли делать яркими фасады домов?

Это плохо, неестественно для человеческого восприятия, считает он.

Навязчивый искусственный колор нельзя вводить в городскую среду.

Ведь в природе нет столь ярких красок даже у цветов. А у нас кричаще яркими делают фасады, бордюры, заборы. Их ядовитую расцветку видно даже из космоса. 

Еще один пример. В России часто пытаются скрыть примитивность архитектуры ярким пятном. Если на общем фоне новостроек выделяется такой дом, значит, строители предпочли кричащий цвет хорошей отделке. В Твери, например, в фасадной колеровке категорически запрещены яркие цвета. 

Какими должны быть многоэтажные здания? По мнению Никиты Маликова, чем они выше, тем сложнее должна быть архитектура и подход к ним. Вокруг высоток непременно должны быть скверы и парки, чтобы человек шел и видел деревья, кустарники, тропинки, но не видел дом-громадину. А в Южно-Сахалинске вокруг многоэтажек нет ничего, кроме асфальтового поля. В таком случае высотка максимально «давит» на людей, портит архитектурную среду, считает Маликов. 

Оказывается, важное правило для архитектора – «правило вытянутой руки». Все, до чего человек может дотянуться рукой, должно быть максимально дорогим и качественным. Особенно это касается отделки первых и вторых этажей зданий. В России же отделка фасада на этом уровне и при строительстве, и при капитальном ремонте выполняется некачественно и из материалов, приобретенных по бросовым ценам. В подъезды устанавливают самые дешевые входные двери. Все это не радует глаз. 

По-хорошему, убежден Никита Маликов, надо запретить использовать сайдинг и керамогранит – швы в палец толщиной выглядят ужасно. Пора заняться качественной отделкой первых этажей, в этом случае дома смотрятся эффектно. Да и, как показывает статистика, акты вандализма в таких зданиях случаются в два раза реже. 

Интересным показался гостям острова опыт архитекторов Белгорода. Они в рамках регионального закона запретили сооружать ступеньки у входа в новые дома. Вот такое нестандартное решение. В здания можно войти с уровня земли, что удобно для населения. 

Включив критическую логику, приезжие урбанисты сообщили: на Сахалине и в стране в целом не умеют правильно устанавливать бордюрный камень. Каждый из них надо подпиливать и аккуратно между собой соединять. У нас же их просто стыкуют, поэтому сквозь зазоры просачивается грязь и вода. 

Южносахалинцы радуются, что пешеходные тропинки и детские площадки стали и у нас делать с резиновым покрытием. Однако минимальная его толщина во всем мире 10 см, а в России 1 – 2 см. Такое покрытие долго не прослужит, к тому же оно травмоопасно. Дети и взрослые должны помнить об этом. 

Что касается детских площадок, то они у нас тоже чрезмерно яркие, из пластика. Между тем, считают градостроители, кроме различных деревянных конструкций и песка малышам ничего и не нужно. 

Неэкономично каждый год высаживать в городе цветущие растения. Это дорого. Зато единожды посаженные декоративные кустарники разных сортов будут радовать глаз более 20 лет, по очереди зацветая до самой осени. Для города такой вариант предпочтительнее. 

Что касается зеленого благоустройства, то местные градостроители получили полезный совет: прежде чем спроектировать и разбить сквер, можно создать элемент благоустройства и посмотреть, пользуются ли им люди, станет ли он точкой притяжения горожан. И тогда уже действовать. 

Большой разговор зашел о парковках автотранспорта и стоянках, ведь в Южно-Сахалинске очень много машин и мало свободного открытого пространства. По российским законам, расстояние от подъезда до парковочного места машины должно быть не менее 2 км (15 мин. ходьбы). Если же застройка новая, то допустимое расстояние от подъезда – 800 м.

Но каждый автовладелец стремится, чтобы его авто стояло ближе к дому. Как сообщили гости форума, сейчас в Госдуме разрабатывается проект закона о платных стоянках во дворах. Машина, по этому закону, будет считаться предметом роскоши, за который надо платить, как и в других странах. Зал возразил: для Сахалина автомобиль не роскошь, а средство передвижения по островным дорогам и бездорожью. 

Альтернативой машинам должен стать общественный транспорт и велосипеды. И Южно-Сахалинск уже взял курс на строительство велосипедных дорожек, со временем они должны превратиться в целую сеть. На этом направлении сейчас активно работает центр развития городской среды «Наш город» во главе с Василием Вишневским. Впрочем, это тема для другой публикации.

Людмила Степанец.