Среда, 1 мая, 2024

Во поле березонька сиднейская стояла

Случайность или нет, но приезд Сиднейского оркестра русских народных инструментов «Балалайка» состоялся вскоре после визита посла Австралии в России Роберта Тайсона. Таким образом, слова о расширении связей между Зеленым континентом и нашей областью, в частности, в сфере культуры, незамедлительно получили реальное подкрепление. Гастроли организовала областная филармония при поддержке австралийско-российского делового совета.
Сахалинский дебют «Балалайки» состоялся два года назад на той же сцене Чехов-центра и произвел настоящий фурор, так что нынешний аншлаг вряд ли неожидан. И впрямь этот коллектив уникален по многим статьям.
Во-первых, он единственный на всю Австралию в своем роде, и по большей части в нем играют самоучки.
Во-вторых, сообщество это родилось из любви к искусству – к русской народной музыке. В нем участвуют представители 12 национальностей – хорваты, армяне, шотландец, австралийцы, белоруска и т. д. Русские в нем отнюдь не доминируют, да и не российского они происхождения зачастую, а харбинского, эпохи последней волны эмиграции из Китая в Австралию. Как, например, руководитель оркестра на протяжении последних сорока лет Виктор Сергий. Но незнание русского языка большинством музыкантов не освободило их от любви к русской культуре.
В-третьих, держится коллектив исключительно на энтузиазме, и это даже в конституции оркестра (да-да, есть и такая) прописано.
В-четвертых, называться «Балалайкой» оркестру позволяет наличие одного-единственного инструмента из этого семейства – балалайки-контрабас. Правда, во время долгого перелета, по выражению В. Сергия, она превратилась «в дрова», и, дабы не сорвать концерт, пришлось позаимствовать инструмент у сахалинских музыкантов.
Нынешний визит перевел «Балалайку» из разряда открытия в старые знакомцы. По-прежнему за роялем, то есть цимбалой, Людмила Воронова, в домристах – Эндрю Смит, он же президент оркестра, у микрофона – солистка Соня (София) Марковцева. И так же раскован и жизнерадостен руководитель оркестра Виктор Сергий, предпочитающий формат, далекий от принятого академизма, – максимум открытости, баек из жизни оркестра и милых препирательств с музыкантами на сцене.
В общем, австралийцы влегкую влюбили в себя зал и имели на это основание. Ведь «Амурские волны», «Кадриль», «Коробейники», «Во поле березонька стояла», вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» любимы и популярны по обе стороны экватора.
Вот только подумалось: был бы этот успех столь же бесспорным, когда бы не В. Сергий, непревзойденный мастер разговорного жанра, превративший концерт в незаурядное «Балалайка-шоу»? Потому что собственно музыкальная программа казалась лишь иллюстрацией его несомненного актерского дарования. И тут уж кто и как играет, имеет второстепенное значение. Кстати, репертуар не слишком обновляли: все те же, что и два года назад, «Волга-реченька», «Чардаш», «Харбинский вальс» в качестве финальной точки. Вероятно, поэтому обошлись вообще без программок, что превратило концерт в «Угадай мелодию».
Нет, дело не в пресловутом «в Тулу со своим самоваром не ездят». Конечно, отраден факт, что наша культура находит горячих поклонников за границей. Упаси боже «Балалайку» уличать в халтуре – люди действительно искренне интересуются русской культурой, по мере возможностей «продвигают» столь сложное творческое направление в Австралии, потому и пользуются заслуженной любовью слушателей. Но если отбросить блеск и мишуру заезжей экзотики, на поверхности останутся лучшие традиции русских ресторанов заграничья. Как язвительно заметил один из слушателей после концерта, «Балалайка» рассчитана на наличие большого русского сердца и отсутствие музыкального слуха. И как ни милы австралийцы, с искусством их пылкое творчество имеет мало общего. Ведь мы по-хорошему «избалованы» виртуозами «Братчины», «Этноса», «Бабушкиных песен». И на Сахалине русские традиции не веками переходят из рода в род, по наследству, а вживляются в современную реальность многолетними усилиями мэтров, не только энтузиастов, но, очень важно, знатоков своего дела – Натальи Эйдиновой, Сергея Суханова, Марии Головченко.
Честно говоря, если бы этот визит был бескорыстным даром австралийского правительства в честь юбилея Сахалинской области, кто бы спорил. Люди мы любопытные и на всякое «иное» отзывчивы.  Вот только кажется, что в визите этого пусть и очень обаятельного коллектива искусства было меньше, чем «дружбы народов» в контексте «мы празднуем юбилей». Миссия, одним словом. А коль скоро он состоялся по приглашению областной администрации, то, надо полагать, и финансирование было соответствующее. Хотя за те деньги, что потрачены на второй приезд почти двух десятков человек из страны кенгуру, наверно, можно было привезти ансамбль Игоря Моисеева или хор имени Пятницкого. Или другой коллектив уровнем выше, нежели сельская австралийская самодеятельность.
Помнится, на пресс-конференции прозвучал вопрос-предложение к В. Сергию о возможности совместных культурных проектов, благо прецеденты у сахалинских музыкантов в этом направлении есть, наработан успешный опыт и с японскими, и с корейскими коллегами. А «Балалайке», например, сыграть вместе с ансамблем филармонии «Братчина». Но, думается, уж больно разные величины – эти коллективы, чтобы «спеться». Отсюда встречное предложение: а может быть, наоборот, отправить «Братчину» в Австралию для повышения квалификации тамошних музыкантов? А в целом если уж тратиться на гастролеров, то избирать настоящее искусство, искать бриллианты, а не размениваться на стразы.
И. СИДОРОВА.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ