Завершился первый южно-сахалинский международный форум «Образование – энергия будущего»

89
На форуме прошли соревнования по скоростной сборке спилс-карты РФ в рамках федеральной программы «Знаю Россию». ото Георгия Румянцева.

Участники форума получили представление о реальной картине развития образования в городе, где в последние пять лет активно ведется строительство современных детсадов и школ. До 2024 года планируется ввести в эксплуатацию еще не менее одиннадцати объектов. Гостям рассказали о достижениях учеников и учителей как на региональном, так и на всероссийском уровне. 

На пятнадцати демонстрационных площадках форума был представлен разнообразный опыт работы педагогов города. А они сегодня преуспевают по многим направлениям. Одни создают образовательные программы для дошкольников и с помощью цифровых лабораторий развивают их логическое мышление и навыки в робототехнике. Другие наполняют высоким содержанием этнокультурное и полилингвальное образование.

Участники образовательного форума на этнокультурной площадке в Весточке познакомились с творчеством нивхского ансамбля «Люди ЫхМиф» и продегустировали национальную нивхскую кухню.

Третьи поставили на службу воспитания личности образовательный театр и международные «умные каникулы» на Сахалине. Четвертые интересно выстраивают профориентационную работу с юными железнодорожниками и сварщиками, будущими парикмахерами, медиками, законодателями моды и сельскими механизаторами.

Не остались за рамками форума и проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Город создал им хорошие условия для учебы с применением передовых технологий психолого-педагогического сопровождения.

Серия интересных мероприятий прошла в парке культуры и отдыха имени Ю. Гагарина, областном театре кукол, средней школе № 8, СахГУ и гимназии № 3. В последней внимание участников форума привлекли арт-мастерская, квест-игра по правилам дорожного движения, тотальный диктант для тех, кому «от 18 и моложе», сеанс одновременной игры в шахматы, интеллектуальная игра «Любите ли вы театр…». 

Увлекательным и познавательным был мастер-класс учителя географии Татьяны Ломако. Она продемонстрировала преимущества интерактивной доски и интерактивной системы голосования на уроках. А учитель химии Лев Баранчук-Червонный для ребят из средней школы № 23 и участников форума провел «Свою игру», посвященную 150-летию создания периодической системы химических элементов Дмитрия Менделеева.

Дойти до финала оказалось сложной задачей, ведь авторские вопросы учителя были и на смекалку, и на знания органической и неорганической химии.

Впрочем, сквозной идеей форума была не столько демонстрация лучшего педагогического опыта и условий, которые город создал для муниципальной системы образования, сколько поиск путей развития этой сферы в долгосрочной перспективе. 

Сейчас в области завершается работа над стратегией развития региона до 2035 года. Южно-Сахалинск соотнесет с ней свои планы и в 2020-м сверстает муниципальную стратегию. В нее-то и впишется концепция развития городского образования, закрепляющая ключевые направления в этой меняющейся системе. 

Перед педагогами ставится задача: помочь школьникам овладеть информационно-компьютерными технологиями. Ведь поколение современных детей живет в ином скоростном режиме. Им нравятся новые виды коммуникаций, им интересно разбираться в информационных потоках. 

Кроме того, процесс образования должен шагнуть за пределы школы.

Это одна из мировых тенденций, которую в России обозначили не очень удачным словом «расшколивание». А суть такова: обучение детей выйдет за пределы школьного расписания. При этом в образовательный процесс включаются социокультурные ресурсы территории – музеи, театры, парки, физкультурно-спортивные организации, центры образовательного туризма и проч. 

Вот и Южно-Сахалинск станет трансформироваться в «школу-город» с интерактивной средой, где каждый ребенок сможет развиваться по собственной индивидуальной образовательной программе. Об этом в докладе на открытии форума сообщил мэр Сергей Надсадин. 

После уроков учащиеся смогут проходить практики в различных организациях и учреждениях, заниматься дистанционным и онлайн-обучением, развивать способности в школах искусств и детских музыкальных школах, библиотеках, музеях, парках… Причем по сертифицированным модулям. И эта образовательная практика будет оплачиваться учреждениям по результатам их работы. 

Очевидно, что с каждым годом дополнительное образование станет усиливать свои позиции, помогая раскрытию личностного потенциала школьников. И в этом направлении уже немало делается.

Оздоравливают детвору и увлекают спортом проекты «Коньки в школу!» и «Лыжи в школу!». В центр притяжения подростков, которые ежегодно будут приобщаться к искусству кинематографии и создавать кино завтрашнего дня, превращается южно-сахалинский детский фестиваль «Игра света» (продюсер Алексей Агранович).

Интересные проекты по художественно-эстетическому воспитанию школьников реализует областной художественный музей…

Вызовы времени, конечно же, коснутся не только образования, но и управления. 

– Педагогический энтузиазм бессилен при безынициативности власти, – отметил руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

– Смысл форума в том, чтобы и горожане, и эксперты, и учителя, и представители власти достигли согласия на реализацию идей. Ведь в будущем усилит свое влияние государственно-общественный характер управления.

Запросы родителей и детей будут влиять на стратегические планы развития школы. И не надо бояться, что столкновение устоявшегося и нового вызовет конфликты. Это нормально. 

Будущее школы – вызов для учителей. Недавно Госдума обратила внимание на несовершенство финансовых механизмов, действующих в образовании. В стране нет единой системы финансирования, оплаты труда, не работают многие нормативные формы. Нет определенности, какой будет жизнь через десятилетие? Как к ней готовить новое поколение? Каким должен быть формат управления?

Миллионы детей включились в киберпространство. Запрещать им использовать этот ресурс или нет? 

Для будущего южно-сахалинской «школы-города» потребуется создать материально-технические, финансовые, технологические условия, нормативно-правовую базу в зависимости от потребностей деятельности. Причем система управления должна быть тотально цифровизована, считают эксперты форума.

По их мнению, образование перестает быть ведомственным делом. Усиливается его социально-экономическая составляющая. Приходит пора выстраивать прямые отношения между родителями, учителями и управленцами. (Примечательно, что сам форум стал своеобразной моделью таких отношений).

– В течение трех дней шло обсуждение тезисов концепции развития образования Южно-Сахалинска, – отметила директор департамента образования Южно-Сахалинска Анастасия Киктева.

– Мы наметили вектор стратегического развития. Cледующим шагом станет подготовка технического документа. Помогут в этом и рекомендации депутатов муниципального, областного и федерального уровней. Они получены в ходе дискуссии в сфере законодательства, состоявшейся на круглом столе в областной думе. 

Участники международного форума отмечали, что им было интересно пообщаться с директорами школ, послушать мнение экспертов, увидеть интересный опыт коллег, получить практические советы. Немало слов благодарности прозвучало в адрес московских организаторов форума, особенно из АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» (руководитель Александр Адамский). Гостям понравилась четкая, профессиональная и творческая работа сахалинских коллег. 

– Уверена, что мы в начале нового пути, – отметила вице-мэр Елена Федорова. – Надеюсь, горожане подробнее узнают о новых идеях в сфере образования и выскажутся по этому поводу.

Идея нынешнего большого профессионального разговора (в пику модерновым форумам в павильонах, как подчеркнул Александр Адамский) состояла в том, чтобы уйти из кабинетов и выйти к горожанам на прямой диалог. А это и есть фестивальная история. 

Людмила Степанец.

P. S. 
Педагоги Южно-Сахалинска получили приглашение в апреле 2020 года представить свой опыт работы на престижном Московском международном салоне образования.