Работают не покладая рук. Так на Сахалине говорят об участниках V международного фестиваля театров кукол «На островах чудес»

70

Артисты 27 театров мира вот уже шестой день священнодействуют на сценических площадках Южно-Сахалинска, Невельска, Долинска, Корсакова и Холмска.

Свои уникальные постановки островитянам показывают артисты из России, Аргентины, Франции, Турции, Испании, Ирана, Румынии, Молдовы, Белоруссии. И впереди еще четыре дня творчества.

В Год Театра в России столь масштабное действо выплеснулось на улицы островной столицы и на территорию городского парка культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина. 28 работ театралов адресованы самой широкой аудитории – детям от двух лет и старше и взрослой публике.

А для актеров и режиссеров пребывание «На островах чудес» – это еще и прекрасная возможность обсудить профессиональные вопросы на круглых столах, прослушать лекции, побывать на мастер-классах.

Открылся фестиваль 7 октября в областном театре кукол, а на следующий день в Чехов-центре южносахалинцы и гости города увидели представление «Необыкновенное в обыкновенном» Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова (г. Москва).

В формате театрализованного мастер-класса его провела внучка Сергея Владимировича, заслуженная артистка РФ Екатерина Образцова. Она же – театральный режиссер, режиссер-мультипликатор и президент Фонда сохранения наследия великого кукольника.

Основав этот театр в 1931-м, Сергей Владимирович прослужил ему верой и правдой более 60 лет и превратил свое детище в мировой кукольный центр. В этом году отмечается 90-летие всемирного союза кукольников.

Двумя днями раньше, чем на Сахалине, в Москве стартовал Х международный фестиваль театров кукол стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Гостями знакового события стали также коллеги по цеху из Венгрии, Греции, Испании, Франции, Кении и Канады.

Островитянам показали видеоролик, как парадом кукол по Садовому кольцу начался в столице этот праздник искусства.

На двух автобусах с открытым верхом режиссеры и артисты со своими известными персонажами проехали по городу, сфотографировались у Кремля, а потом дали спектакль «Турандот» по сказке Карла Гоцци. Эта работа была удостоена высшей театральной премии «Золотая маска».

А уже на следующий день часть творческого коллектива театра имени С. В. Образцова вылетела на Сахалин, не оставив без внимания приглашение островных коллег. Ведь с ними москвичей связывает шестилетняя дружба и сотрудничество.

Как известно, основатель этого театра с помощью кукол не только учил доброте, чуткости, состраданию. В 1946 году Образцов создал спектакль «Обыкновенный концерт», где остроумно пародировал мещанство, пошлость, безвкусицу некоторых эстрадных актеров.

Однако министерство культуры СССР запретило спектакль, усмотрев в нем клевету на советскую эстраду и отсутствие положительного героя.

Тогда Сергей Образцов пришел в министерство и сообщил, что представление будет называться «Необыкновенный концерт», а в роли конферансье выступит он сам. Чем не положительный герой?

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, друг президента Югославии Броз Тито.

Против таких доводов у министерских работников возражений не было, и некоторое время Образцов вел этот спектакль, который снискал мировую популярность и был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

На Сахалин ни кукла конферансье, ни примеривший на себя этот образ нынешний артист приехать не смогли – были заняты на фестивале в Москве. И в этой роли островитяне увидели внучку великого кукольника Екатерину Образцову.

Она объявляла пародийные концертные номера: музыкальные, с переложением классики «с инструмента на инструмент». Знакомила «с мастером голосовых связок и колоратурного сопрано» Вероникой Несмыкальской, представляла хореографию как искусство шевелить ногами.

А с какими эмоциями Екатерина Образцова анонсировала танго как жанр психопатологического танца, полного испепеляющей страсти!

Куклы Жозефина Дебош и Хосе Аморалес по полной программе выдали зрителям хореографическую «поэму большой любви с загробным оттенком», сорвав щедрые аплодисменты.

Какие только куклы не выступали в «Необыкновенном концерте»!

Были здесь и представитель итальянской школы вокала Сидор Сидорович Сидорини, и совсем юная (еще не расставшаяся с детской коляской) пианистка Сусанна Голенищева, виртуозно исполняющая фортепианную классику.

Куклы над ширмой вели себя как люди. Овации зрителей удостоилась укротительница группы домашних хищников Стелла Свист, урожденная Степанида Свистунова. Ее пудели синхронно крутили хвостами, на двух ногах танцевали вальс Штрауса и при этом лаяли в такт музыке.

Художественное кудахтанье под «Пицикатто» композитора Делиба исполнила курица Зизи в дуэте с собакой Чарли. А гений манипуляций, непревзойденный мастер фокусов с огнем и денежными купюрами Тархун ибн Абракадабра-младший блестяще выступил в оригинальном жанре как иллюзионист.

В тот вечер на маленькой ширме зрители увидели сатирические номера сольного концерта Образцова «Кармен», «Тигр и укротитель», «Налей бокал» в исполнении заслуженного артиста РФ Константина Дубичева. Он играл с куклами под запись голоса Сергея Владимировича.

Поскольку представление проходило в форме мастер-класса, то артисты раскрыли публике маленькие секреты. Оказывается, вода, которую пьют куклы, утекает в грелку. Этот фокус придумал Образцов.

А двумя куклами, танцевавшими танго, управляют… семь мастеров сцены. Это выяснилось, когда конферансье попросила актеров повторить танец перед ширмой, у зрителей на виду. И каким же сложным и четко выверенным было это кукловождение!

Сейчас актеры Государственного академического центрального театра кукол восстанавливают спектакль «Дон Жуан», придуманный Сергеем Образцовым, Гарри Бардиным и Василием Ливановым (музыка Геннадия Гладкова).

Сахалинские зрители увидели пару завершенных сцен из этой постановки. Оценили вокальные таланты кукольников, под занавес представления спевших песню Александра Зацепина про то, что «интересней приключений ничего на свете нет».

Узнали, что среди актеров есть и исполнительница роли Хрюши в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!» Оксана Чабанюк.

Юные зрители и взрослые стоя искупали москвичей в овациях. Этот коллектив уже в субботу улетает в столицу, чтобы вновь не покладая рук работать на другом международном фестивале, в заключительном спектакле «Барон Мюнхгаузен».

Тем временем другие лучшие режиссеры, актеры и художники мира приоткрывают островитянам волшебный занавес и дарят магию искусства кукольного театра.

По сути, это параллельный мир, где рукотворные существа только выглядят иначе, но чувствуют и переживают, как обычные люди. В эти осенние дни они согревают нас теплом детства и даже подвигают к философскому осмыслению литературной классики.

Людмила Степанец.