Вторник, 30 апреля, 2024

Плата за лояльность. Дело Хорошавина

А. Хорошавин.

В Южно-Сахалинском городском суде продолжается слушание уголовного дела в отношении экс-губернатора области Александра Хорошавина и его бывших подчиненных – заместителя председателя правительства Сергея Карепкина, министра Николая Борисова и советника губернатора Андрея Икрамова.

Пятого и шестого июня допрашивался генеральный директор ОАО «Сахалин-Инжиниринг», председатель комитета по экономике и бюджету Южно-Сахалинской городской думы Роман Альперович. Он оказался в числе тех, кто платил мзду за покровительство областной власти. Переданная им сумма оказалась самой большой – 125 млн. рублей.

Альперович, как и другие проходящие по делу предприниматели, после признательного заявления в следственные органы, избежал уголовного преследования за передачу взятки и участвовал в судебном процессе в статусе свидетеля.

В 2012 году строительная компания, в которой он является и руководителем, и одним из акционеров, занималась разработкой проекта южно-сахалинской гимназии № 3. Руководство компании не скрывало своего желания заняться и непосредственно строительством здания.

В зале суда Альперович рассказал, что 30 января 2013 года на праздновании своего дня рождения в одном из кафе города он имел разговор с советником губернатора Икрамовым на эту тему. С этим чиновником они были в приятельских отношениях, ходили друг к другу на дни рождения и вместе посещали спортивные мероприятия.

– В случае если компания окажется победителем аукциона, для того, чтобы беспрепятственно осуществлялось финансирование строительства, мне было выдвинуто требование о передаче вознаграждения в размере 125 млн. рублей, – пояснил бизнесмен. – По чьей инициативе была выдвинута эта идея, мне доподлинно неизвестно. Но с большой долей вероятности – это было сформулировано руководителем области. Волей и желанием советника губернатора такие требования выдвигаться не могут.

По словам Альперовича, разговор с Икрамовым происходил наедине, свидетелей высказывания чиновником условий благоприятствования для «Сахалин-Инжиниринга» не было. На предложенные Икрамовым условия он согласился сразу. Дабы избежать финансирования строительных работ в рамках отложенных платежей. Это когда оплата производится после сдачи построенного объекта. В данном случае речь шла о сумме контракта свыше полутора миллиардов рублей.

Аукцион на строительство здания гимназии «Сахалин-Инжиниринг» благополучно выиграл, оказавшись его единственным участником. И начал «отрабатывать» лояльность областных властей.

По словам Альперовича, в начале этого пути формат и формы выплаты вознаграждения не оговаривались. В марте ему было предложено в счет оговоренных 125 млн. рублей перечислить 2 млн. всероссийской федерации волейбола, затем – 8 млн. на развитие хоккейного клуба и 10 млн. рублей на счет фонда, который занимался развитием политики на территории области…

65 млн. рублей Альперович передал наличными руководителю секретариата губернатора Вячеславу Горбачеву.

– В общей сложности у нас с ним состоялось 13 встреч, в ходе которых мною передавалось по 5 млн. рублей, – рассказывал Альперович. – Первую передачу я совершил в августе четырнадцатого года.

Участники судебного процесса трижды в течение двух недель просматривали видеозаписи, на которых зафиксировано, как Альперович с портфелем в руке подходит к служебному кабинету Горбачева и выходит из него. Иногда звонит по телефону и встречается с Горбачевым в коридоре, и они вместе заходят в кабинет.

Вначале в рамках исследования материалов уголовного дела видеофайлы демонстрировал прокурор Евгений Евстафьев. Затем участвующий в процессе представитель генеральной прокуратуры Денис Штундер повторял просмотр для предпринимателя с целью получить от него ответ, узнает ли он себя на видео, и с какой целью направляется в кабинет к чиновнику с портфелем в руках.

А в третий раз уже адвокат экс-губернатора Ольга Артюхова вновь повторила просмотр некоторых файлов, выясняя у Альперовича, в какой все-таки кабинет он ходил и на самом ли деле на видео тот этаж, то крыло здания правительства, где находился кабинет руководителя секретариата.

Свидетель пояснял, что на видео он собственной персоной, и кабинет, который является рабочим местом  Горбачева. Вот  и сам Горбачев стремительной походкой приближается к двери, здоровается с ним за руку, или они вместе уже выходят из кабинета…

Много было вопросов о портфеле, в котором «деньги лежат». По утверждению Альперовича, была договоренность, что для передачи денег будут использоваться два черных кожаных портфеля. Пришел с одним  портфелем с пачками денег, вышел с другим – пустым портфелем.

В ходе прошедших допросов Горбачев сказал, что эта идея, (видимо, позаимствованная из детективного сериала), принадлежала самому Альперовичу.

– Я предполагал, что, если я буду приходить с портфелем, а уходить без него, это может вызвать подозрение у службы безопасности и охраны, – пояснил тот.

В последний раз черный кожаный портфель фигурировал при передаче, как несколько раз подчеркивал  Альперович, «незаконно выплаченных денег» Горбачеву за другой контракт ОАО «Сахалин-Инжиниринг» – за покупку  областной властью 21 квартиры для нужд медицинских работников области по программе приобретения служебного жилья.

По словам Альперовича, эта сделка не была выгодной для строительной компании – средняя рыночная цена квадратного метра жилья на тот момент составляла 85 тыс. рублей, а Горбачев предложил ему в добровольно-принудительном порядке продать квартиры за 76 тыс. рублей. Да плюс к тому еще предстояло передать «вознаграждение» в сумме 10 млн. рублей.

Поэтому на первоначальном этапе Альперович с этим предложением не согласился. Но Горбачев пояснил, что у компании могут возникнуть проблемы и со своевременными расчетами по строительству здания гимназии, и с получением будущих контрактов. При таких условиях деваться было некуда…

Отвечая на вопросы адвокатов о благотворительных взносах, которые фигурируют в уголовном деле, гендиректор «Сахалин-Инжиниринга» подчеркнул, что компания получает достаточно много писем с просьбой профинансировать то или иное мероприятие или организацию, но многие из них остаются без ответа. Не было бы требования со стороны властей о перечислении 60 млн., не было бы и перечислений.

Для миллионных «пожертвований» Альперовичу, по его словам, пришлось деньги занимать. В судебном заседании был зачитан договор займа, из которого следует, что в августе 2014 года Альперович занял у частного лица 75 млн. рублей. На 48 месяцев.

Т. ВЫШКОВСКАЯ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. […] 8 июня 2017 – Плата за лояльность. Дело Хорошавина […]

комментарии закрыты.

баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ