Воскресенье, 5 мая, 2024

Бюджетное кино. В Южно-Сахалинске впервые обсудили проект трехлетнего бюджета в формате публичных слушаний

Публичные слушания по бюджету в Южно-Сахалинске.

9 ноября в Южно-Сахалинске прошли публичные слушания, посвященные обсуждению проекта закона об областном бюджете Сахалинской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Слушания были организованы правительством Сахалинской области, по их результатам выработаны рекомендации разработчикам проекта.

Важное для области мероприятие проходило в стенах свежеотремонтированного киноконцертного зала «Октябрь», и многочисленные участники слушаний (около 600 человек, в зале практически не было свободных мест) получили возможность оценить обновленные интерьеры учреждения культуры. Современная аппаратура позволила без проблем озвучивать все происходившее в зале, освещать нужное пространство, пригодился и большой новый экран – на нем демонстрировался качественный и содержательный видеоролик, посвященный разным бюджетным аспектам. К слову, из зала велась онлайн- трансляция, и все желающие могли вживую наблюдать за происходящим в интернете.

Открыл слушания губернатор О. Кожемяко, он подчеркнул, что публичное обсуждение бюджета – дело необходимое, это возможность для жителей области непосредственно выразить свои пожелания и увидеть, в каком направлении намерено действовать правительство в ближайшие годы. На взгляд губернатора, обсуждаемый период непростой и для всей страны, и для Сахалинской области в частности. У нашего региона есть свои особенности. Основу доходов бюджета составляют поступления от нефтегазового сектора, и падение цен на углеводороды напрямую сказывается на поступлении доходов. Почему это влияние сказывается особенно остро сегодня, ведь снижение цен произошло раньше? Потому что  налоги текущего года область получает по доходам года предыдущего. Например, в 2015 году бюджет «сказочно» вырос, это произошло вследствие больших доходов в 2014 году, когда цена на нефть держалась у отметки 100 долларов за баррель при себестоимости добычи около 30 долларов за баррель. В 2015 году произошло падение цены на нефть, соответственно, и доходы нефтегазового сектора сократились на 70 млрд. рублей, в 2016 году падение продолжилось, составило 42 млрд. рублей. За два года цена нефти резко упала, и средняя балансирует у отметки 40 долларов за баррель. Соответственно, за этот период потеряно около 110 млрд. рублей доходов от нефтегазового сектора. Если раньше в структуре бюджета соотношение поступлений от нефтегазового сектора и от иных источников составляло 70 к 30, то сейчас позиции практически уравнялись. Не учитывать такие обстоятельства при принятии бюджета было бы безответственно.

– Такую сложную ситуацию в областном правительстве учитывали и прогнозировали, – сказал О. Кожемяко. – Позаботились о «подушке безопасности» – полученные в 2014 – 2015 годах сверхдоходы не проедали, а зарезервировали, перевели средства в «Корпорацию развития Сахалинской области». Она и станет резервным источником для сбалансированности бюджета в ближайшие годы. Из этих средств будем финансировать проекты развития экономики и отсюда будем заимствовать, чтобы покрыть дефицит бюджета.

Большинство регионов страны оказалось в еще более сложном положении, поэтому правительство РФ принимает свои меры. В частности, с регионов, где имеются нефтегазовые доходы, снимается 1 проц. от налога на прибыль, снимается и часть доли по соглашению о разделе продукции (СРП). Сахалинская область попадает в упомянутую категорию, поэтому лишится в 2017 году около 3 млрд. рублей и в 2018-м около 3,5 – 4 млрд. рублей… Соответственно, в области проводится такая экономическая политика, чтобы пройти трудные времена наименее болезненно. При этом приоритетом остается социальная защищенность сахалинцев и курильчан, экономить на социальных обязательствах нельзя, сказал губернатор.

Впрочем, и в этой сфере наблюдается устрожение. Например, что касается предоставления разнообразных льгот, то во главу угла ставятся адресность и нуждаемость. Есть немало льготников, которые и без льгот имеют достаточные доходы, и для них скромные суммы погоды не делают. За счет соблюдения принципов адресности и нуждаемости планируется высвободить около 370 млн. рублей, эти средства будут использованы для введения новых мер соцподдержки тем, кто действительно в них нуждается.

Среди прочих мер выделяется повышение эффективности бюджетных расходов, и в этом деле неоценима помощь активной общественности. Недопустимо, например, чтобы на районном уровне отдельным чиновникам выплачивались огромные премии или какие-то работы выполнялись по явно завышенным расценкам.

Председатель областного правительства В. Щербина более детально обрисовала картину с финансами. Сказала, что экономить придется, но при этом сахалинская экономика будет способна развиваться. Доходная часть бюджета-2017 составит всего около 86 млрд. рублей, тогда как в 2016 году она  составляет 126 млрд., а в 2015-м – 201 млрд. рублей. Вместе с тем расходов на 2017 год запланировано 111 млрд. рублей – откуда взять недостающие средства? 9 млрд. планируется позаимствовать в Сахалинской корпорации развития, еще 13 млрд. рублей – это переходящие остатки средств с текущего года за счет размещения средств в банках под проценты и иных доходов.

– Что делать и как сбалансировать бюджет, не допустить кассовых разрывов? – задается вопросом В. Щербина, и сама же отвечает: – Нужно ужесточить финансовый контроль. Орган контроля при минфине уже подвергся реорганизации, усилен. Усиливается также политика по сокращению неэффективных расходов. При этом кроме карающих мер будем централизовывать закупки, и это должно принести как минимум 20 проц. экономии при закупке, скажем, лекарств или питания для больниц.

Председатель правительства привела примеры, когда в ходе проверок выявляются вопиющие нарушения. Смирныховская ЦРБ в нынешнем году закупала такие продукты, как печень говяжья, бекон, колбаса полукопченая, майонез, молоко сгущенное… Все это не входит в перечень лечебного питания, норма питания на одного больного превышена в три раза по мясу птицы, вдвое по картофелю и растительному маслу! При закупке шприцев и мягкого инвентаря для нужд больницы цены были завышены на 44 – 54 проц. Такие закупки будут жестко пресекаться.

Министр финансов А. Харченко озвучила основные позиции проекта бюджета, при этом в расходной части заложены действительно прогрессивные моменты. В сфере образования, например, запланировано строительство школы в Долинске и школы-интерната в с. Тунгор Охинского района, окончание расширения и реконструкции школы в г. Анива, строительство здания центральной детской музыкальной школы в областном центре, детских садов в с. Мгачи Александровск-Сахалинского района и в г. Углегорске, капремонт школы в с. Костромское Холмского района. В сфере здравоохранения запланированы ввод перинатального центра областной больницы, строительство двух амбулаторий и трех ФАПов. В культуре – строительство Дома культуры в с. Быков Долинского района, центра культурного развития в с. Некрасовка Охинского района, Дома культуры в с. Молодежное Тымовского района, создание музея под открытым небом на оз. Седых, окончательное введение в строй мемориального комплекса на площади Победы в Южно-Сахалинске. В сфере физкультуры и спорта, в частности, проведут не менее 12 чемпионатов и первенств ДФО, два мероприятия международного уровня, а также региональные первенства по 43-м видам спорта. В планах также строительство 10 универсальных игровых площадок в восьми муниципальных образованиях, строительство спорткомплекса с бассейном в Невельске, универсального спорткомплекса в Александровске-Сахалинском, универсального тренировочно-спортивного комплекса с ледовой ареной в Южно-Сахалинске, крытого корта в Ногликах. Естественно, большое внимание уделено «Горному воздуху».

В рамках социальной политики на 2017 год запланировано более двухсот разнообразных мер социальной поддержки, реконструкция социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маячок», южно-сахалинского психоневрологического интерната и реабилитационного центра для инвалидов.

В жилищно-коммунальном хозяйстве львиная доля средств уйдет на дотации населению тарифов на электроэнергию, воду, отопление, газ. Продолжится ремонт крыш и фасадов многоквартирных домов, реконструируются очистные сооружения в областном центре, будет построена котельная в Поронайске, проведена комплексная реконструкция системы водоснабжения в Макаровском районе, создаются котельная, объекты и сети тепло- и водоснабжения в с. Ильинское Томаринского района. Большие планы в дорожном хозяйстве и в агропромышленном комплексе.

Какие вопросы поступали от сахалинцев? Они касались  тарифов на пассажирские авиаперевозки в пределах области, подготовки к следующему отопительному сезону 2017 – 2018 годов, планов по дальнейшему благоустройству областного центра, перспектив строительства новых школ в Поронайске и Смирных,  развития туристической инфраструктуры.

Не обошлось без острых тем. Например, депутат облдумы Г. Подойникова насторожилась, увидев, что в подразделе проекта бюджетных расходов «Мобилизационная подготовка» фигурирует сумма 137 млн. рублей. В прежние годы по этой статье, сообщила депутат, выделялись средства на развитие известной правительственной базы отдыха «Уюн». А что на сей раз?

О. Кожемяко ответил, что в первый раз слышит о такой практике прежнего руководства области, в его же исполнении все соответствует тексту – деньги выделяются на мобилизационную подготовку. В Аниве уже построен и действует лагерь для размещения 500 человек, планируется продолжение этой работы, чтобы можно было разместить  единовременно тысячу человек мобилизуемых.

Я. САФОНОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ