Чтобы лето не кончалось. Об этом беспокоится АО «Совхоз Тепличный»

209

Невозможно представить Сахалин без совхоза «Тепличный». Конечно, в сегодняшнем своем виде он далеко ушел от того, каким был десятилетия назад со старыми теплицами-ангарами, где овощи росли в земляном грунте, а урожаи были в разы ниже сегодняшних.

Сахалинцы без малого пятьдесят лет пользуются продукцией этого предприятия, однозначно предпочитая ее завозной. Если их спросить о достоинствах овощей «Тепличного», то на первое место они поставят свежесть и отличные вкусовые качества, далее отметят богатый ассортимент и «божескую» цену, а потом большой объем этой продукции и, следовательно, доступность. Предприятие ежедневно отгружает 65 тонн овощей и зелени в торговлю.

Как я благодарна своей профессии, которая открывает многие двери. В «Тепличном» была дважды: лет десять назад и буквально на днях. Как бы мне хотелось, чтобы каждый сахалинец мог побывать в громадных цехах из стекла, где растут и зреют те самые огурцы и помидоры, салаты и розы, которые они покупают в магазинах.

Какие же громадные здесь растения! И помидорные, и огуречные кусты возвышаются метра на четыре. Ботва у них мощная, насыщенно-зеленая, а плодов на них, как игрушек на новогодней елке. Помидорные кисти полные, тяжелые, красивые. Неисполнимая мечта дачника! Огуречные лианы, те вообще по десятку метров, только начальные шесть-семь метров их мощных стеблей собраны в пучки и издали смотрятся, как какие-то канаты, тянущиеся параллельно полу по всей длине огуречных рядов.

И помидоры, и огурцы – ровненькие, чистенькие, их можно есть прямо с кустов. И вкус у них настоящий, заложенный природой.
Водила меня по царству тепличных растений начальник отдела реализации АО «Совхоз Тепличный» Елена Буткова. Конечно же, я задавала ей вопросы.

– Елена Владимировна, судя по тому, как безбоязненно вы срываете для меня плоды и пробуете их сами, они не обработаны никакой химией?

– Вот уже третий год мы работаем без химических средств защиты растений. Химические препараты, убивающие тлю, трипсов, клещей, остаются потенциально опасными для человека. Мы своего потребителя любим, жалеем, как и жалеем себя и своих близких, поэтому для борьбы с вредными насекомыми выращиваем паразитирующих на них энтомофагов, которые убивают вредителей. В прошлом году мы затратили на приобретение и разведение энтомофагов 26 млн. рублей, в этом году расходы увеличили вдвое. Эти малюсенькие насекомые-энтомофаги показали себя в конце прошлого года, когда в огуречном цехе была вспышка тли. Мы применили ударную дозу, и за короткое время случилось чудо – тля исчезла.

– У вас в цехе, где растут помидоры, я видела и шмелей.

– Мы их покупаем для опыления. В отличие от огурцов, томату, перцу и баклажану необходимы насекомые-опылители, иначе плоды получатся пустотелыми, искривленными, невкусными.

– Раз уж мы говорим о химии, скажите пару слов о гидропонике. Довольно часто слышишь: «Как можно есть овощи, выращенные гидропонным способом? Это же сплошная химия». 

– И нам приходится слышать такие высказывания. Люди думают, что в грунте овощи выращиваются без минеральных удобрений. Без азота, фосфора, калия растения не будут нормально развиваться, урожая не получишь. В старых советских грунтовых теплицах удобрения рассыпали из ведра, вы понимаете, что на глазок равномерно распределить их невозможно? 

А гидропоника – это точно рассчитанное и дозированное количество минеральных веществ, растворенных в воде. В разные периоды вегетации – разные нормы. В гидропонном растворе все сбалансированно, он подается растениям капельно. Этот способ выращивания куда безопаснее грунтового. К тому же с ним существенно облегчились условия труда тепличников, в цехах комфортно, чисто, риск заболевания растений различными болезнями, а значит, и обработки от них сводится к нулю.

– Старые теплицы «приказали долго жить» недавно. Их все заменили новыми?


– У нас осталось только 0,5 гектара старых пленочных теплиц, в которых мы выращиваем рассаду, зеленый лук и выгоняем тюльпаны, и 0,5 га старых стеклянных теплиц, ровесников совхоза. Новых – 10 гектаров: 8 гектаров – высотой 6 метров, 2 гектара – 4,5 метра. Сносили старые теплицы постепенно: полтора гектара сносим, два ставим. Большая проблема была в том, что у нас не было земли.

Поэтому цеха поставили новые, а бытовки, коридоры, склады остались старые, они не соответствуют сегодняшним мощностям предприятия. Правда, сейчас нам передали участок севернее первого цеха: 62 гектара. И сегодня перед нами стоит задача – строить новые теплицы и логистический центр, где будет проходить фасовка, упаковка продукции, отгрузка ее потребителю.

Но это задача завтрашнего дня. В этом же году в наших планах увеличение площадей под розы вдвое – до 1 га, реконструкция 0,5 га теплиц под выращивание перцев и баклажанов. 

– А сколько роз и сколько других цветов выращивается в «Тепличном»?

– В прошлом году мы вырастили 1 млн. роз и 350 тыс. тюльпанов на срезку. Закончим в этом году реконструкцию 1 гектара теплиц для роз – доведем их производство до 1,5 млн. штук. У нас их около 30 сортов. И для озеленения городов мы вырастим в этом году 700 тыс. штук рассады самых разнообразных однолетних и многолетних цветов.

– Елена Владимировна, все приезжие удивляются разнообразию тепличной продукции, продаваемой в Южно-Сахалинске. Говорят, не во всех даже более крупных городах на материке встретишь такой ассортимент. 

– Спасибо за добрые слова. Большой ассортимент – это не совсем правильно. Хорошо иметь узкую специализацию. Так работают в Европе. У нас ситуация другая. Наш регион слишком удален от центра, и люди хотят видеть на наших прилавках редис, зеленый лук, базилик, перец, баклажаны и т. д. А если бы мы специализировались только на выращивании огурцов и томатов?

Мы, конечно же, могли бы выращивать только крупноплодные огурцы и томаты, которые дают хороший урожай и хорошую прибыль. Но многие люди предпочитают сегодня пусть более дорогой, но вкусный продукт, и мы идем им навстречу, расширяя линейку сортов. У нас теперь круглый год разной длины огурец и корнишоны, различные помидоры – черри, розовоплодные, сливовидные красные и желтые. Эти сорта дают меньший урожай при тех же затратах, поэтому они и стоят дороже.

– Вы что ж, расширяете ассортимент себе в убыток?

– Не в убыток, конечно, но рентабельность у нас достаточно невысокая – около 15 процентов.

– И это сказывается на ценах?

– У нас действительно самые дешевые в стране тепличные огурцы. На других крупных российских предприятиях 160 рублей за килограмм – самый нижний предел. Что позволяет нам держать достаточно низкие цены? Урожайность. Мы освоили голландскую технологию, которая позволяет выращивать огурцы без перерывов. Помните, не так давно этот овощ у нас периодически заканчивался, приходилось ждать, пока обновленные посадки дадут урожай. Новый метод интерплантинга позволяет собирать по 170 килограммов огурцов с квадратного метра. Мы уже обеспечили сахалинцев огурцами на все 100 процентов, сегодня отгружаем их на Камчатку, в Приморье, Хабаровский край, в Магадан. Представьте, сегодня на Дальнем Востоке всего 26 гектаров защищенного грунта и 10,5 из них – наши.

– А помидоры еще не научились выращивать без перерывов?

– У томатов другая история. У них от посева до стабильного урожая проходит 125 дней. А у огурца всего 55. Но в эту зиму перерыв в производстве томатов был всего один месяц из-за того, что мы ввели в эксплуатацию новые теплицы и смогли рассчитать систему посадок так, чтобы минимально сократился этот разрыв.

Большой ассортимент у нас салатных, и мы постоянно с ним экспериментируем. Первая салатная линия появилась в 2004 году, в торговлю мы поставляли ежедневно по 1,5 тыс. штук разных салатов. И их …не покупали. Не понимали тогда ценности зеленных культур.
Сейчас выращиваем 300 тонн салатов в год, и такого количества не всегда хватает, особенно быстро он кончается в праздники.

– У «Тепличного» сеть своих магазинов. Они себя оправдывают?

– И не только в глазах производителей тепличной продукции, но и в глазах потребителей. Ведь в этих магазинах мы продаем овощи и зелень по оптовой цене. Есть, конечно, люди, для которых торговая наценка в супермаркетах ничего не значит, но есть и такие, кто экономит каждый рубль.

В своих магазинах мы торгуем и нестандартной продукцией. Кривой огурец на вкус не хуже стандартного, зачем же его выбрасывать, если можно продать за небольшую цену? Пользуются спросом у населения зеленые помидоры, которые падают во время ухода за культурой или уборки урожая. 

Недавно мы открыли свой первый мини-маркет на ул. Украинской, где люди могут сами отбирать овощи для покупки.

– Елена Владимировна, я так понимаю, ваш товар на складах не залеживается, идет в магазины с колес?

– В этом его и ценность. Недавно я была в Берлине на выставке «Фрут-логистика». Конечно же, прошлась по овощным магазинам. Мне было печально смотреть на их овощи, особенно огурцы. В ФРГ не знают, что такое свежий огурец, огурец прямо с грядки. Там же Евросоюз, и огурцы везут из Испании. А они – не картошка, три-четыре дня – и потом качество их резко теряется. Изменяется структура, уменьшается количество сахаров.

В центральных районах России томаты после сбора хранят в холодильниках при температуре 3 – 5 градусов. Но после охлаждения процессы дозаривания томатов тормозятся. Бурый помидор из холодильника никогда не покраснеет, начнет размягчаться.

У нас огурцы и помидоры попадают в торговлю сразу после сбора. И помидоры мы не охлаждаем. Из теплицы они попадают в теплый склад, оттуда в теплый магазин. И наши томаты способны дозревать. Конечно, свежие, вкусные овощи идут влет.

– «Тепличный» приобрел упаковочную помидорную линию, и сегодня дорогие мелкие томаты продаются только в ней. Не всех это устраивает. Недавно в нашей газете было опубликовано письмо, в котором рассказывалось, как пожилая женщина хотела купить несколько помидорок из упаковки, но ей отказали. Нашлись добрые люди, дали бабушке денег на упаковку в 600 граммов. Скажите, нельзя ли часть этих «мелких» томатов по-прежнему продавать на развес или фасовать их в тару поменьше?

– Мы исходили из того, что расфасовка и упаковка – это удобно, это красиво, это цивилизованно, улучшает качество овощей, их никто не трогает, не мнет. Причем сразу скажу, что упаковка в стоимость нашего товара не входит, она для покупателя бесплатна.

Мы бы фасовали все, если бы фасовочные и упаковочные линии были для всего. У нас же завод. Нам выгодно отпускать продукцию без перевешивания. Это значительно экономит время в логистике. Сегодня мы знаем, что в этом ящике 10 упаковок по 600 граммов, и считаем ящиками.

Мы стоим за экологию, за то, чтобы меньше полиэтилена шло на наши свалки, поэтому упаковку искали экологичную. Выбрали картонные подложки. Такие были только на 400 и 600 граммов. 
Огурцы мы также пакуем и на подложках, и в полиэтилен. В общем-то не такие уж большие по весу упаковки. Считаю, что проблемы здесь нет, и если какой-то малообеспеченной бабушке нужны три помидорки из упаковки, то продавцы могут в виде исключения пойти ей навстречу. Мы уже проговорили эту проблему со всеми работниками магазинов, чтобы они могли индивидуально подойти к покупателю, особенно если это касается пожилых людей.

– Вашему предприятию хорошо помогает областной бюджет. Сказывается ли это на отпускных ценах вашей продукции?

– Совхоз «Тепличный» – акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежит области. Естественно, область заинтересована в полном обеспечении островитян сельскохозяйственной продукцией. Не случайны большие финансовые вливания во многие предприятия области, и я думаю, что все заметили, насколько снизились цены на овощи в нашем островном регионе.

Если бы не помощь области, мы бы не смогли так быстро построить новые теплицы, ведь половина стройки финансировалась из средств областного бюджета, другую половину затрат составили средства предприятия. Область помогла нам с деньгами на строительство новых теплиц, а мы за короткое время увеличили выпуск овощей защищенного грунта с 3000 тонн до 7300 тонн в год. 

Кроме этой помощи АО «Совхоз Тепличный» пользуется льготной электроэнергией, получает компенсацию затрат на приобретение удобрений, семенного материала – впрочем, как и все остальные сельхозпредприятия области на общих основаниях.

– Мне очень нравится слоган вашего предприятия «Чтобы лето не кончалось». Но, по-моему, раньше он был немного другим.

– Сначала слоган звучал так: «С нами лето круглый год». Но когда художник делал к нему картинку (а было это уже лет 17 назад), он изменил слова, написав «С нами лето не кончается!». Потом мы делали в Питере салатный пакет, и очередной художник внес в слоган свою правку, изменив его на строчку из всеми известной песни Аллы Пугачевой. Помните: «Я так хочу, чтобы лето не кончалось…»? Так и осталось. Так что можно сказать, что наш слоган шлифовался годами.

Наталья КОТЛЯРЕВСКАЯ.