Вторник, 14 мая, 2024

И все-таки они строятся

Областная целевая программа по обеспечению жильем молодых семей стартовала несколько лет назад. Напомню, что адресована она была прежде всего бюджетникам. Тем, кто стал ее участником, областной бюджет оплачивал 30 проц. стоимости строящегося жилья, 30 проц. молодые семьи вносили самостоятельно, далее брали кредит.
Эта программа изначально подвергалась критике, высказывались (в том числе и на страницах «Советского Сахалина») различного рода сомнения: способны ли молодые семьи взять на себя немалые финансовые затраты; не «кинут» ли их строители, как это случалось в некоторых регионах страны; не попадут ли в списки участников программы «свои» люди и так далее.
Тем временем жилье для молодых семей (под «приглядом» губернатора) строилось. Первые новоселы уже обживают микрорайон «Эдем». Возводятся два
9-этажных и два 5-этажных дома в 13-м микрорайоне областного центра. Ведется строительство и в Анивском районе.
Реализация целевой программы по-прежнему находится в зоне внимания администрации области. В частности, недавно вице-губернатор С. Вильямов провел совещание с застройщиками. Речь шла и о ходе строительства домов по договорам, заключенным молодыми семьями в 2006 году, и, конечно, о проблемах, без которых нынче не обходится, к сожалению, ни одно дело.
Как сообщил начальник управления молодежной политики области В. Фролов, основная проблема, озвученная на совещании застройщиками, работающими в 13-м микрорайоне, заключается в том, что им эксплуатирующими организациями (водоканал, электросети и т. д.) выставлены технические условия, стоимость которых около 30 млн. руб. Сумма огромная, особенно если учесть, что областной бюджет выделил на возведение «молодежных» домов 60 млн. руб. Получается, что половину этих средств строители должны потратить на коммуникации…
Сложность, отмечает В. Фролов, еще и в том, что застройщики не могут повышать цену квадратного метра, так как согласно договору она составляет 23900 руб. Не ведут они и коммерческого строительства на данной территории, хотя за счет этого могли бы покрыть расходы на коммуникации.
Сейчас, по словам В. Фролова, рассматривается возможность подключения четырех «молодежных» домов к действующим инженерным сетям. Будет далее в этом микрорайоне развиваться массовое строительство, будет создаваться и новая инженерная инфраструктура.
Что касается сроков введения домов в эксплуатацию, то застройщики подтвердили: постараются сдать объекты в IV квартале 2007 г.
В текущем году реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 – 2010 годы и на период до 2015 года» осуществляется в соответствии с механизмами, заложенными в федеральной целевой программе «Жилище». Таково требование центра: соучаствуя бюджетными средствами в обеспечении молодых семей жильем, он устанавливает и правила игры.
Дабы привести нормативную базу области в соответствие с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», были приняты пять законов и восемь нормативно-правовых актов. Смысл новой системы таков. Молодой семье – участнице программы выдается свидетельство для получения субсидии, сумма которой исчисляется исходя не из фактической стоимости квадратного метра, а из той, что установлено министерством регионального развития (в III квартале было 31 тыс. руб.). Причем реализовать это свидетельство можно лишь на вторичном рынке жилья. Правда, предусмотрен программой и еще один вариант – строительство индивидуального жилья, но практически он неосуществим.
– Мы в этом убедились на примере строительства в Троицком, – говорит В. Фролов. – Наделить землей человека можно только на основе аукциона. Ну, объявим конкурс, придет богатый дядя, и никакой молодой семье этот участок не достанется! Цены-то заоблачные, в областном центре, например, шесть соток стоят в среднем 20 тыс. долларов. Так что реальным вариантом остается только вторичный рынок.
Всего на 2007 г. на реализацию областной подпрограммы предусмотрено 53 млн. руб. в областном бюджете и 11,8 млн. руб. в федеральном. На участие в подпрограмме претендовало 7 муниципальных образований. Но отбор прошли не все, поскольку не соблюли требований местного законодательства. В частности, одно из условий, прописанных в законе, – в списке участников подпрограммы должно быть не менее 10 семей. Разработчики закона сочли, что такая норма обусловлена рядом причин. Во-первых, если в списке муниципалитета менее 10 молодых семей, то особой проблемы с жильем там нет. Во-вторых, всегда нужен резерв: если какая-то семья откажется от участия в программе, нужно оперативно ее заменить другой, иначе бюджетные средства не будут освоены. Третий аргумент – малое количество желающих принять участие в областной подпрограмме говорит о том, что люди либо плохо информированы, либо их круг специально ограничен, ведь чем меньше претендентов, тем больше возможности без конкуренции «протолкнуть» тех, кто дорог сердцу чиновника..
С законом, плох он или хорош, не поспоришь. В результате, говорит В. Фролов, возникла сложная ситуация. Из семи муниципальных образований к участию в областной подпрограмме были допущены округ «Город Южно-Сахалинск» (113 семей), а также Поронайский (10 семей) и Анивский городские округа (40 семей).
Из «обделенных» муниципалитетов пошли жалобы. И в принципе молодые семьи можно понять: их права на участие в областной подпрограмме нарушены только по той причине, что список претендентов немногочислен.
– С учетом сложившейся ситуации в областную Думу уже внесены предложения о поправках в областной закон, – говорит В. Фролов. – Теперь дело за депутатами. Хотя я по-прежнему убежден: там, где организационная работа поставлена хорошо, нет и проблем с необходимым количеством молодых семей в списках. Особый прогресс наблюдается в Аниве, там и депутаты райсобрания активно поддерживают стремление молодежи обзавестись жильем. В итоге в списке 40 семей. Из областного бюджета этому муниципалитету выделено 10 млн. 800 тыс. руб., что составляет 20,38 проц. от общего объема.
Больше только в Южно-Сахалинске, он получит из областного бюджета свыше 41 млн. руб. (или 77,65 проц. от общего объема средств). Но как раз в областном центре у молодых семей возникнет и больше проблем. Свидетельства-то для получения субсидий им выдадут, а далее – свободный поиск жилья на вторичном рынке… А постоянно «крутится» здесь, по прикидкам В. Фролова, около 20 – 30 квартир. Причем фактическая стоимость 1 кв. м колеблется от 50 до 60 тыс. руб., хотя размер субсидии определен из расчета 31 тыс. руб. за «квадрат». Таким образом, сумма кредита, который придется брать молодой семье, увеличивается.
Губернатор, управление молодежной политики области уже не единожды обращались в федеральный центр с просьбой разрешить участникам подпрограммы входить в долевое строительство нового жилья, ведь такая квартира в итоге обходится в 1,5 – 2 раза дешевле, нежели купленная на вторичном рынке. И, кстати, многие застройщики готовы были работать в рамках этой целевой подпрограммы. Но федералы правил игры не меняют…
Предложенный федералами механизм, по словам В. Фролова, не гибок и не учитывает особенностей муниципалитетов. Скажем, в Поронайске на вторичном рынке жилья стоимость одного «квадрата» – около 7 тыс. руб. И жилье это, что немаловажно, есть. Значит, у молодых семей больше возможностей реализовать свидетельство для получения субсидии и приобрести жилье. И совсем другая ситуация в областном центре, о чем уже сказано выше. Поэтому, говорит В. Фролов, возможно, на следующий год стоит отказаться от использования части федеральных бюджетных средств в Южно-Сахалинске. Тем более что и средства-то эти по объему не столь велики: 11,8 млн. руб. на все муниципалитеты против 53 млн. руб. областных бюджетных вложений. Тогда у Южно-Сахалинска появится шанс вернуться к уже опробованной схеме – помогать молодым семьям строить новое жилье. При заинтересованном отношении местной власти к «молодежному» строительству можно определить и пути решения этой задачи. Например, найти застройщика, который вскоре сдаст в эксплуатацию жилье, и попросить его зарезервировать места для молодых семей. Сейчас федеральный центр обозначил новую стоимость «квадрата» на IV квартал – 39550 руб., это уже ближе к реальности. Значит, молодые семьи при поддержке областного бюджета смогут осилить покупку квартир в новых домах. Вообще с застройщиками нужно поддерживать тесный контакт, чтобы они знали, что к ним могут прийти молодые семьи, а вместе с ними и деньги. Для строителей это тоже выгодно, ведь они сразу получают около 40 – 50 проц. своих затрат на долевое строительство.
Но пока участникам подпрограммы придется пользоваться свидетельствами и использовать субсидию на приобретение жилья на вторичном рынке. К плюсам можно отнести то, что реализовать свидетельство можно и в других районах области. Например, молодая южно-сахалинская семья может приобрести квартиру, скажем, в Аниве, Долинске или Корсакове. Полчаса езды до Южно-Сахалинска – это, по московским меркам, чуть ли не черта города, а цена квадратного метра жилья в районах все-таки доступнее. А затем при желании можно под приобретенную квартиру взять ипотечный кредит и купить жилье в Южно-Сахалинске.
Большие ожидания, говорит В. Фролов, были связаны с проектом закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территорий», подготовленными по поручению первого вице-премьера Д. Медведева. Планировалось, что закон даст возможность молодым семьям – участникам подпрограммы объединиться в кооператив, которому местная власть безвозмездно передает землю для ведения на ней малоэтажного строительства. Законопроект прошел первое чтение, а его подготовка ко второму чтению затянулась. В связи с этим вскоре первый вице-премьер Д. Медведев намерен провести совещание с представителями регионов и обсудить проблемы реализации жилищных программ. В том числе и молодежной подпрограммы. А проблемы эти практически во всех регионах одинаковы: не надо загонять молодые семьи на вторичный рынок и лишать их права участвовать в строительстве нового жилья!
Тем временем на 2008 г. заявки на участие в молодежной областной подпрограмме подали уже 12 муниципальных образований. То есть процесс пошел, что еще раз подтверждает: поддержка молодых семей, желающих приобрести собственное жилье, – дело нужное.
Л. ПУСТОВАЛОВА.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ