Суббота, 27 апреля, 2024

Исполнение бюджета – сложная работа

В областной Думе состоялись парламентские слушания по вопросу «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Сахалинской области за 2010 год». Цель мероприятия – еще раз проанализировать, как и на что тратились общие деньги, и обсудить возникавшие при этом проблемы.
Сразу стоит отметить, что особых недостатков в исполнении бюджета депутаты не обнаружили. Соответствующее заключение сделала и контрольно-счетная палата – «участниками бюджетного процесса в основном приняты меры по исполнению областного бюджета в соответствии с законом».
Как сообщил председатель бюджетного комитета Думы
А. Стародубцев, областной бюджет на 2010 год был принят 8 декабря 2009 года по доходам в сумме 34 млрд. рублей, по расходам в сумме 41,5 млрд. рублей. В течение года в него вносились изменения, в результате которых утвержденный объем доходов был увеличен на 33 проц., объем расходов увеличен на 43 проц.
В целом доходы бюджета составили 45,3 млрд. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 32,5 млрд. рублей, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 12,8 млрд. рублей.
В структуре собственных доходов наибольший удельный вес – более 50 проц. – занимает налог на прибыль организаций, точнее – от операторов нефтегазовых проектов. 11,1 млрд. рублей уплачено в виде налога на прибыль российскими и иностранными компаниями, членами консорциума «Сахалин-1», 400 млн. рублей – подрядчиками проекта «Сахалин-2».
Кроме этого 1,3 млрд. рублей составляет доход в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции по проекту «Сахалин-1», 822 млн. рублей составили платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции.
Словом, шельф – это сегодня «наше все». И это, кстати, создает определенную проблему, поскольку ставит область в зависимость от непредсказуемых колебаний цен на мировых рынках. К примеру, из-за мирового кризиса, начавшегося в 2008 году, консорциум «Сахалин-1» заплатил налога на прибыль на 6,4 млрд. рублей меньше, чем в 2009-м.
В этой связи участники слушаний призвали друг друга активнее заниматься развитием и других отраслей экономики, реализовывать те проекты, которые область представляла на своих презентациях в Сеуле и Пекине.
Но как бы то ни было, а десятки миллиардов в областном бюджете – это очень хорошая сумма, которая, по мнению большинства выступающих, позволила выполнить все ранее взятые социальные обязательства, а также взять новые. Например, с 1 января 2010 года пенсионерам, проживающим в области, выплачивалась ежемесячная региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума – на это было направлено около 400 млн. рублей. 258 млн. рублей было направлено на обеспечение благоустроенным жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
И тем не менее в прошлом году бюджетополучатели не сумели потратить 5,8 млрд. рублей. По словам А. Стародубцева, несмотря на то, что практически все областные законы профинансировали на 100 проц., были и исключения. В частности, закон «О патронатном воспитании» профинансирован на 37,4 проц., «О физической культуре и спорте в Сахалинской области» – на 39,7 проц., «О лекарственном обеспечении населения Сахалинской области» – на 78,6 проц., «О денежных пособиях молодым специалистам, прибывшим на работу в областные государственные или муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения» – на 46,1 проц. Менее чем на 80 проц. освоены 3 из 34 областных целевых программ – «Обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры на 2008 – 2013 годы», «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009 – 2013 годы и на период до 2017 года», «Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой».
Как пояснил А. Стародубцев, а также выступившие на слушаниях руководители областных министерств, причиной этого стали позднее поступление средств и, как следствие, позднее проведение аукционов, отсутствие заявок на участие в аукционах, невыполнение договорных обязательств подрядными организациями по ряду объектов. Но сыграла свою роль и экономия от снижения цены в результате проведения конкурсных мероприятий.
Не вполне согласился с последним обстоятельством депутат А. Болотников. По его мнению, многие виды экономии лукавы. Например, экономия по программе обеспечения топливом сельских бюджетников образовалась потому, что муниципалитеты просто не смогли предоставить людям топливо, то есть областной бюджет не выполнил свои обязательства.
И здесь возникает немало вопросов. Областной бюджет оперирует огромными суммами. Но многие островитяне эффекта от этого не замечают. А тут еще извечная проблема с недоосвоением немалых средств. Есть над чем задуматься. Впрочем, депутаты эту проблему поднимать и детализировать не стали.
В рекомендациях слушаний они изложили ряд пожеланий в адрес правительства РФ и Федерального Собрания по поводу увеличения поступлений из федерального бюджета, разработки мер по повышению уровня жизни населения, проживающего на северных территориях, изменения в пользу области распределения доходов от СРП, поддержки законодательной инициативы области по принятию федерального закона «О создании в Сахалинской области особой экономической зоны».
Правительству области помимо традиционного «продолжить работу по оптимизации расходов областного бюджета за счет совершенствования бюджетного планирования, повышения эффективности использования финансовых ресурсов и налогового администрирования» было рекомендовано найти дополнительные средства на продолжение строительства и проведение капитального ремонта объектов социально-культурной сферы, в том числе на расширение сети детских дошкольных учреждений, строительство объекта «Амбулатория на 120 посещений в смену со службой экстренной помощи и гаражом на два автомобиля в с. Троицкое», софинансирование мероприятий по ремонту объектов благоустройства городов и населенных пунктов, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в текущем 2011 году на 10 проц., в том числе с 1 июня 2011 года на 6,5 проц., с 1 октября 2011 года на 3,5 проц.
В. ДЫМОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ