Суббота, 11 мая, 2024

На службе обществу

История государственного санитарно-эпидемиологического надзора как система мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, началась с декрета совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики» от 15 сентября 1822 года. За прошедшие 85 лет эта служба претерпела немало изменений, но главная поставленная перед ней задача осталась прежней – борьба за право человека на благополучие.
О делах минувших и сегодняшних системы сан-эпиднадзора – наш разговор с руководителем управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом по Сахалинской области, кандидатом медицинских наук Б. ДАРИЖАПОВЫМ.
– Борис Бутитович, коль ваша служба существует уже столько лет, видимо, она действительно важна для общества?
– Несомненно! Не случайно же в сложнейший период для страны, когда закончилась гражданская война и повсюду царили голод и разруха, государство решило всерьез заняться профилактикой инфекционных заболеваний. Тогда были образованы медицинские отделы при НКВД.
Ранее, в период зарождения советской власти, наша структура входила в состав ЧК, что свидетельствовало о ее чрезвычайной важности. Помните выражение Ленина: «Или вошь победит социализм, или социализм победит вошь»?
– Победили вошь?
– Победили. Но методы борьбы с различного рода эпидемиями были жестокими. За невыполнение предписания можно было и жизни лишиться…
Но в целом ситуацию в стране удалось переломить, и здесь значение нашей службы было неоценимо!
В течение всех последующих лет эта система претерпевала различные изменения. В частности, в 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы – при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована государственная санитарная инспекция, осуществляющая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале
50-х годов государственная санитарная инспекция была ликвидирована.
Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением совета министров СССР было утверждено новое «Положение о государственном санитарном надзоре в СССР».
В 1991 году с принятием закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В 1999 году был принят новый федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.
Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизмом, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.
– Борис Бутитович, давайте поближе к нашей области…
– Санитарно-эпидемиологическая служба в области организована в апреле 1947 года. Руководила ею в то время Н. Алферова. В штат входили 18 врачей и 18 помощников в пяти сан-эпидстанциях. А спустя 5 лет в области было уже 26 сан-эпидстанций. В первые послевоенные годы основной задачей санитарного надзора являлись борьба с эпидемиями и вопросы санитарного благоустройства городов и сел. На период 1950 – 1963 годов приходится расширение и укрепление надзора, реорганизация службы в сельских районах. В последующее десятилетие укрепляется лабораторное звено службы, расширяется штат, укрепляется взаимодействие между оперативными и лабораторными подразделениями.
В 2004 году в соответствии с указом президента РФ была образована федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, объединившая органы госсанэпиднадзора, госторг-инспекции и защиты прав потребителей. Можно сказать, что функции нашего управления утроились. Как, впрочем, и спрос, в том числе и за эффективность работы.
– И в чем выражается эта эффективность?
– При выявлении нарушения мы должны принять все меры, предусмотренные законодательством для их устранения. В том числе – законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Например, при проведении надзорных мероприятий выявлялись нарушения санитарных норм при организации питания рабочих на шельфовых проектах. Роспотребнадзором были разработаны и утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания и санитарной технологии приготовления продукции для предприятий общественного питания временных городков строителей, буровых платформ и других мест проживания. Этот документ был внедрен в практику надзорной деятельности, что позволило значительно уменьшить число санитарных нарушений.
Или возьмем организованный летний отдых детей. Нынче их отдохнуло больше, нежели в прошлый сезон, и в результате сократилось количество правонарушений, совершенных детьми и подростками. При этом не допущено вспышек инфекционных заболеваний и массовых пищевых отравлений, что также свидетельствует об эффективности работы нашей службы.
Большое значение придается и мероприятиям по профилактике инфекционных заболеваний. Болезни «обновляются», например, появился птичий грипп (нас он, к счастью, миновал). Меняется туберкулез, есть такие его возбудители, которые не поддаются лечению. Меняет свои свойства возбудитель дизентерии, смертность от нее выше, чем от холеры.
Появилось такое понятие, как биологический терроризм. Помните, в некоторых регионах страны был обнаружен белый порошок, вызывающий заболевание сибирской язвой? При его попадании в организм летальность почти стопроцентная.
Поэтому в наши функции входит проверка бактериологических лабораторий, а также обучение населения. Люди должны знать, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, чтобы обезопасить себя.
– А вот вопрос, скажем так, более приземленный. Временами в областном центре буквально дышать нечем, неужели это нормальное явление?
– Действительно, Южно-Сахалинск считается одним из самых загрязненных российских городов. И мониторинг окружающей среды, который мы должны держать под контролем, это подтверждает. Причин здесь несколько. Во-первых, географически неудачно само расположение города, все выбросы в атмосферу оседают внизу. Усугубляют ситуацию выхлопные газы автомобилей, заполонивших город. Свою «лепту» вносит печное отопление (уголь, например, применяют горожане, проживающие в частном секторе).
Полагаю, если Южно-Сахалинск газифицировать, проблему удалось бы, пусть и частично, решить.
– Помимо плановых проверок, вы работаете и с жалобами. Как часто прибегает население к вашей помощи?
– Еженедельно поступает 50 – 60 жалоб. Конечно, немалая их часть связана с защитой прав потребителей. Мы работаем с каждым таким обращением.
– И что, есть эффект?
– Есть. Сейчас, например, заметно сократилось количество жалоб, связанных с саночисткой областного центра. Значит, мы подвигли городские службы к более качественной работе. Есть у людей вопросы по перерасчету за водо- и электроснабжение. Обращаемся в суд с исками по защите прав неопределенного круга лиц.
– Удается выигрывать процессы?
– Удается.
– Качество продуктов на рынке – это ведь тоже санитарно-эпидемиологическое благополучие человека. На мой взгляд, год назад ваша служба более энергично работала в этом направлении…
– Мы и сейчас проводим рейды. В частности, проверяем фрукты, овощи. Анализы показывают: пока все в норме. Под надзором службы продаваемые соки, вода, квас.
Сейчас всерьез взялись за оптовую торговлю. Территория баз,  где ранее шел отпуск товаров из контейнеров, облагораживается. Появляются освещение, водопровод, канализация. Все потихоньку приводится в соответствие с современными требованиями. Уверен, что и рынки постепенно приобретут цивилизованный вид.
А что касается жалоб, то ведь и они разные. Да, чаще всего потребитель в своих претензиях прав. Но есть и профессиональные «народные мстители», которые пишут чуть ли не в ООН… Возможно, где-то и их требования, по большому счету, справедливы, но государство не может их выполнить вот так сразу, в одночасье! В некоторых сферах у нас еще только устанавливаются «правила игры», совершенствуется законодательство – взять те же розничные рынки, которые должны работать в соответствии с законом о розничной торговле.
Видоизменяются и контролирующие структуры, это как раз видно на примере нашей службы. Кстати, насколько мне известно, грядет реорганизация министерства здравоохранения и социального развития, и не исключено, что в этой связи процесс реформирования и наших служб получит продолжение.
Записала
Л. ПУСТОВАЛОВА.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ