Вторник, 7 мая, 2024

Насущная необходимость или непозволительная роскошь?

Что дает Сахалинской области владение пакетом акций компании «Аврора»

В Сахалинской областной думе в рамках «правительственного часа» депутаты рассмотрели вопросы о результатах работы авиакомпании «Аврора» с момента ее создания и об эффективности приобретения пакета акций ОАО в собственность
Сахалинской области. Инициировала рассмотрение депутат С. Иванова.
На заседании присутствовали и выступили с сообщениями генеральный директор «Авроры» К. Сухоребрик, министр транспорта и дорожного хозяйства области В. Дегтярев, а также заместитель министра имущественных и земельных отношений Л. Яцко. Авиакомпания «Аврора» была образована в 2013 году путем интеграции компаний «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток Авиа». Правительство области приобрело за счет средств бюджета 49 проц. акций за 181 млн. рублей. По словам В. Дегтярева,  вхождение членов сахалинского правительства в совет директоров «Авроры» позволило влиять на принимаемые руководством компании решения в интересах Сахалинской области и на стратегию развития в целом. Всего в совете семь человек, трое из них представляют Сахалинскую область. «Аврора» на сегодня является крупнейшим дальневосточным перевозчиком –  ей принадлежит около 85 проц. всех региональных рейсов, показатели ежегодно растут. По словам министра, в 2014 году количество пассажиров на внутренних рейсах увеличилось и составило 58 тыс. человек. В 2014 году семью самолетами пополнился авиапарк компании, в текущем году планируется приобрести еще столько же. По оптимистичным прогнозам, до конца года в распоряжении компании будет 29 воздушных судов разной вместимости. Компания за два года вышла на порог рентабельности, работает без убытков. За 2014 год заработала почти 10,4 млрд. рублей, в 2015-м планирует заработать 15 млрд. рублей. За 2014 – 2015 годы в бюджет должно поступить более 181 млн. рублей налоговых отчислений, что соответствует стоимости приобретенного правительством пакета акций. Дивиденды область пока не получала.
К. Сухоребрик представил красочную презентацию с графиками, обилием положительных показателей. Рассказал, в частности, о том, что до 2018 года определена программа развития компании, судов станет еще больше – 42 самолета, количество направлений возрастет до 128-ми, в первую очередь это будут местные авиалинии, связывающие отдаленные северные поселки с цивилизацией, словом, перспективы блестящие… Что касается чистой прибыли, то в 2014 году она составила 163 млн. рублей, но дивидендов область не получила, поскольку решением совета директоров, а точнее – представителей компании «Аэрофлот», которой принадлежит контрольный пакет акций, прибыль пошла на погашение убытков прошлых лет.
На взгляд Л. Яцко, получение части прибыли от деятельности компании не являлось конечной целью приобретения акций. Главная задача, которую решает правительство, – обеспечение качественных пассажироперевозок для сахалинцев и курильчан по приемлемым ценам.
Собственно, эта тема и стала главной в ходе дальнейшего обсуждения. К. Сухоребрик, отвечая на вопросы депутатов, сообщил, что пассажиропоток на внутриобластных линиях за последние девять лет вырос в три раза, этому в немалой степени способствовала политика правительства области по сдерживанию роста цен на авиабилеты. Эта политика осуществляется за счет субсидирования из областного бюджета – около 600 млн. рублей в год. Имеются в виду рейсы на Курилы, в Оху, Шахтерск. В соседние же дальневосточные регионы – Хабаровск, Владивосток – рейсы не субсидируются, действуют рыночные тарифы, поэтому стоимость билетов в 9 – 10 тыс. рублей сопоставима со стоимостью билетов до Москвы. Потому что на  рейсы Южно-Сахалинск – Москва поступают дотации из федерального бюджета. Проблемы, возникающие с качеством обслуживания, с вынужденными задержками рейсов, за исключением погодных, будут решены с пополнением и обновлением парка воздушных судов…
Многие депутаты в целом одобрительно отозвались о деятельности компании и попросили ее руководство до конца мая предоставить свои предложения по удешевлению стоимости билетов до Хабаровска и Владивостока, чтобы затем подготовить обращение в правительство. Впрочем, прозвучали и критические замечания. Так, депутат В. Тодоров сказал, что его не покидают сомнения по поводу того, что дает Сахалину владение пакетом 49 проц. акций. Вразумительного ответа в выступлениях докладчиков так и не прозвучало. Тарифы остаются высокими, дивиденды сахалинцы вряд ли увидят…
С позицией В. Тодорова согласился справедливоросс Э. Таран. Он считает, что «Аврору» вообще некорректно называть сахалинской авиакомпанией. С пакетом в  49 проц. акций его владелец ни на что влиять реально не может, это знает любой хозяйственник. В данном случае всем рулит Аэрофлот. На фоне многомиллиардных доходов чистая прибыль выглядит смехотворно, по большому счету ее нет. Вместе с тем ежегодно в компанию «загоняется» в виде субсидий более 600 млн. рублей – получается, область «удочерила» компанию «Аврора» и теперь будет ее постоянно подпитывать из своего бюджета. Предприятие московское, аэрофлотовское…  Каким образом планируется приобретать новые самолеты – тоже за счет бюджета? А с какой стати? Между прочим, в такой схеме предполагается коррупционная составляющая. Э. Таран считает: ничего, кроме вреда, для областного бюджета от существующего положения дел нет. По большому счету влиять на размеры тарифов можно и не владея пакетом акций. Не будь «Авроры», с таким же успехом можно субсидировать перевозки и любому другому перевозчику. Компания перевозит от силы десять процентов от численности населения, всем остальным гораздо важнее решить другие насущные проблемы, в том числе и с доступными ценами на продукты питания.
Депутат С. Иванова сообщила «Советскому Сахалину», что, по ее мнению, в скором времени нужно будет вернуться к обсуждению поднятой темы. «Речь идет о выделении очень больших сумм бюджетных средств, оттого и внимание к теме повышенное. Контрольно-счетная палата должна провести комплексную проверку, включила этот вопрос в свой план работы. По результатам проверки можно будет обсуждать этот вопрос более предметно», – сказала С. Иванова.
Я. САФОНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ