Суббота, 4 мая, 2024

Областной центр заглянул в 2020 год

В Южно-Сахалинске 25 апреля состоялись публичные слушания по проекту решения городского Собрания «Об утверждении стратегического плана социально-экономического развития городского округа «Город Южно-Сахалинск» на период до 2020 года». Название достаточно скучное, однако на деле речь шла о теме, касающейся всех, –  как должна и как будет жить областная столица в предстоящие 10 – 12 лет, в каком направлении ей развиваться.
Работа над стратегическим планом началась в  2006 году. Генеральным разработчиком стал хабаровский Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка при министерстве экономического развития и торговли. Его директор В. Заусаев и представил общественности города основные положения 280-страничного документа.
В целом в рамках устойчивого развития  Южно-Сахалинска обозначена стратегическая цель – создание условий для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации на основе эффективного использования социально-экономического потенциала города, области, региона. Но это не все. Обозначена еще и некая миссия – сформировать на основе  Южно-Сахалинска административно-культурный и деловой российско-японский центр на Дальнем Востоке, реализующий интеграционные процессы между двумя странами. Сформулированы основные направления реализации этой миссии: создание дальневосточного центра российско-японских отношений; формирование областного жилого центра, обеспечивающего условия комфортного и безопасного проживания сахалинцев; развитие регионального торгово-транспортного логистического центра; создание регионального научно-технического центра, обеспечивающего научное, проектно-конструкторское и образовательное развитие инновационных производств. Предложено четыре сценария: инновационный (самый лучший), либерально-сырьевой (это когда глобальная экономика продолжит выкачивать с острова ресурсы), консервативный и патерналистский.
Скажу сразу, дискуссия получилась, причем неожиданно острая. Выступившие вслед за докладчиком эксперты критиковали многие концептуальные моменты «стратегического плана». Например, то, что Южно-Сахалинск должен развиваться как основной (исключая, естественно, Москву) центр российско-японских отношений. Ведь все не так однозначно в наших взаимоотношениях. Хотя, с другой стороны, есть ли еще в России другой такой регион, так тесно взаимоувязанный с высокоразвитой Японией? Именно на это и делали ставку хабаровские ученые.
Однако основной момент был все-таки не в этом. Его сформулировал и. о. председателя комитета экономики Сахалинской области С. Карпенко: «Как научная работа план превосходен, но как управленческий документ – это не документ. В предложенных материалах прекрасно показано, как должно быть, но непонятно, как все это сделать». С. Карпенко поддержала депутат городского Собрания А. Самохина, сказавшая, что это скорее не «стратегический план», а «стратегия», то есть концептуальный документ, определяющий общие моменты развития города.
Однако не будем спорить о терминах. Тем более что В. Заусаев с первых же слов обратил внимание собравшихся в зале Сахинцентра на то, что предложенный «план» не является традиционной программой «социально-экономического развития», в которой прописано все до копейки и минуты. Эта работа несколько иного уровня, и предлагаемое еще должно воплотиться в конкретные муниципальные документы.
Действительно, во главу угла разработчики поставили не тонны и метры, а формирование в городе, а по большому счету, и на юге острова постоянного населения, поскольку если не будет людей – не будет ничего. Для того чтобы выяснить, что для этого нужно, был проведен большой объем социологических исследований.
Островной характер и удаленность от «материнской» стороны сказываются на степени укорененности жителей  Южно-Сахалинска. Хотя она довольно высокая – почти две трети (62,5 проц.) не собираются уезжать. И тем не менее 15,8 проц. южносахалинцев намерены «уехать, но не сейчас». А эти проценты – самые образованные, энергичные и амбициозные. И именно за них должен бороться город – за то, чтобы они остались. Иначе ни о каком инновационном развитии города речи быть не может – некому будет его развивать.
По инновационному сценарию Южно-Сахалинску отводится роль центра индустриальной модернизации области. Прежде всего потребуется восстановление и расширение научно-исследовательского и проектно-конструкторского потенциала. Но «мозги» любят комфорт, поэтому «потребуется масштабное реформирование городской инфраструктуры: энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Предстоит взрывной рост спроса на качественные услуги здравоохранения и образования. Спрос на разнообразное качественное жилье потребует создания новых строительных мощностей и промышленности строительных материалов. Будет создан каркас институциональной инфраструктуры, обеспечивающий доступ компаний «второго эшелона» к финансовым, кадровым и  инновационным ресурсам. Это станет стимулирующим фактором развития малого и среднего бизнеса, в том числе наукоемкой направленности. Подобные изменения усилят притягательность Южно-Сахалинска для жителей области. Сложится устойчивое положительное сальдо миграции».
Кстати, практически во всех сценариях идет упор на то, что областная столица будет постепенно стягивать на себя всех жителей области. Для этого ей нужна территория. Как заявил председатель правления фонда «Гражданские инициативы» А. Давыдов, уже назрела необходимость присоединения к областному центру «западных земель» – Троицкого и Новотроицкого. Процесс этот, понятно, непростой, но необходимый. А С. Карпенко даже пошел дальше – Южно-Сахалинск должен быть расширен в границах Соловьевка – Успенское – Сокол – Охотское. А далее – строить, строить и строить.
Но не только строить. Например, в качестве главных факторов, угнетающих жизнь южносахалинцев, респонденты отметили плохую экологию, связанную с загазованностью воздушной среды. Чтобы люди не уезжали из города, нужно срочно исправлять ситуацию. Ученые дали свои рекомендации (вообще, интереснейших предложений множество, практически каждый раздел плана заслуживает отдельной публикации). Не все они однозначны. Например, со скепсисом можно воспринять предложение об организации в городе трамвайных и троллейбусных линий. С таким же скепсисом – предложение о том, что «необходимы кардинальные действия городской администрации по ограничению отрицательного воздействия транспорта на экологические процессы: разработка и реализация графиков введения ЕВРО-стандартов; стимулирование использования экологически чистых видов топлива, в частности, перевод грузовых автомобилей и автобусов на газ; ограничение доступа личного автомобильного транспорта в центральную часть города в воскресные и праздничные дни…». А ведь если задуматься, то что здесь неправильного? Автомобилисты думают, что если они за рулем, то сам черт им не брат и они могут ездить где хотят. На самом деле, автомобиль – это прежде всего ответственность, и мэрия просто обязана налагать на их использование ограничения в пользу всего общества.
Другое дело – будет ли на то политическая воля? Это вопрос сложный.
Недаром президент Сахалинского фонда культуры В. Белоносов обратил внимание участников слушаний на еще один сценарий – полицейско-бюрократический. Мы можем строить какие угодно планы, а государство движется по своему курсу, и число сотрудников правоохранительных структур (включая внутренние войска) уже превысило численность армии. А политическая ситуация остается нестабильной, поскольку одна партия представляет собой «песочную пирамиду», а остальные – вообще неизвестно что, заметил В. Белоносов.
Эх, политика, политика…
Кстати, многие выступавшие были едины в своих опасениях: а не запрягаем ли мы телегу впереди лошади? У Южно-Сахалинска стратегический план есть, а у области, а тем более у страны – нет. А ведь у нас все идет сверху, по «вертикали власти». И не войдут ли намерения южносахалинцев в противоречие с глобальными интересами страны?
И при этом все, включая представителей областной администрации, стыдливо умолчали о «Стратегии развития Сахалинской области до 2020 года», о которой было столько разговоров еще пару лет назад и которая до сих пор присутствует на официальном сайте администрации области (http://www.strategy.sakhalin.ru/). Такая вот у нас политика и преемственность…
Однако повторюсь: «стратегический план», предложенный ДальНИИрынка, действительно заслуживает уважения и внимания. И не случайно по итогам публичных слушаний была принята резолюция с формулировкой: «Проект стратегического плана…  в целом одобрить».
Но одобрить – это одно, а вот выполнить – совсем другое.
В. Горбунов.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ