Четверг, 2 мая, 2024

Почему у Варвары Федоровны протекает крыша?

В последнее время руководители Сахалинской области стали называть наш регион самодостаточным. По словарю, достаток – это отсутствие нужды, зажиточность. Если губернатор и его коллеги по правительству уже почувствовали состояние благополучия, то за них можно только порадоваться. Однако ощущение достатка на наших островах есть далеко не у всех. Многие как жили, так и живут в обнимку с нуждой. Крыть нечем В прошлом году в областную Думу пришло письмо от В. Разжималиной из села Ключи. В 1950-м по распределению приехала она на Сахалин. И вот в свои 82 года до сих пор продолжает работать, так как за более чем полувековой труд на благо островной области ничего, кроме нищенской пенсии, не заработала. Обратилась Варвара Федоровна к местной власти с просьбой отремонтировать протекающую крышу. А власть ей в ответ – капремонт в вашем доме планировался, но вот денег не хватило, может, в 2011-м сделаем. Только ведь уже не первый год дом и на капремонт, и под снос определяют, а у Варвары Федоровны как дождь, так ручьи по стенам… Да разве она одна такая! Наверное, потому что подобных бедолаг много, так трудно в нашей богатой нефтью, газом и миллиардерами стране, в регионе – лидере по бюджетной обеспеченности на одного жителя найти средства на латание прохудившихся крыш. Но тогда почему из года в год в областном бюджете остаются неосвоенными миллионы и миллиарды? Вот, к примеру, в 2009 году из федеральных денег, выделенных на переселение граждан из непригодного для проживания жилья, не нашли применения 25 млн. рублей. Из субсидии федерального бюджета в размере 2,4 млрд. рублей, направленной на сейсмоусиление, не были освоены 1,3 млрд. рублей! И это при том, что в Охе сотни семей до сих пор с риском для жизни живут в домах, признанных непригодными для проживания после землетрясений 1995 – 1996 годов. Переселить бы в эти дома наших распорядителей бюджетных средств, сразу все вопросы освоения и переселения были бы решены. Из уст руководителей правительства, депутатов – членов партии «Единая Россия» мы постоянно слышим о социальной направленности бюджета Сахалинской области. Не спорю, в последние годы немалые средства выделены на ремонт обветшалой социальной инфраструктуры. Но, учитывая то, что государство сегодня практически не занимается промышленностью, львиная доля бюджета и должна уходить на социалку. Министр финансов Н. Новикова заявила, что на 2011 год все социальные обязательства будут выполнены. Однако зарплату бюджетникам планируется повысить лишь с середины года и всего на 6,5 проц. А прогнозная инфляция в Сахалинской области на 2011 год – 9 проц. Каждый год фактический индекс потребительских цен выше прогнозной инфляции примерно на 5 проц., а мы почему-то индексируем зарплату по прогнозу инфляции в целом по РФ, которая ниже областной. В результате имеет место уменьшение зарплат бюджетников минимум на 5 проц. А что сделали с денежными выплатами льготникам? Их проиндексировали в нарушение законов всего на 5 проц. Прожиточный минимум пенсионера на 2011 год определили с прибавкой все тех же скромных 5 проц. И при этом говорят о выполнении социальных обязательств в полном объеме, а теперь еще объявляют о самодостаточности. Кому и для чего достаточно? Объяснение Н. Новиковой было более чем странным – если проиндексировать по закону, расходы бюджета выйдут за рамки положенного. Интересно, почему не думали о рамках, когда выделяли огромные бюджетные деньги на удорожание ледового дворца с целью обслуживания VIP-персон? Когда принимали решения закупить по очень нехилым ценам мебель для служебных квартир (кухня – 300 тыс., печь – 90 тыс. и т. д.)? Почему при расчете средств на бесплатное обеспечение лекарствами идет умышленное занижение нормативов? Почему в медучреждениях простаивает приобретенное за огромные деньги «ноу-хау» 15-летней давности и при этом до сих пор не наказаны нагревшие руки на темных сделках чиновники от медицины? Почему, когда тысячи людей не имеют нормальных квартир, не пожалели 27 млн. на возведение какой-то стелы в Южно-Сахалинске, а на строительство жилья в областном центре по линии муниципалитета определили потратить всего 30 млн.? Без стелы можно было построить почти в два раза больше квартир! Но нам губернатор А. Хорошавин и мэр А. Лобкин говорят, что стела станет знаковым символом города. А для меня это символ цинизма власти! Так можно ли было найти деньги на ремонт крыши в доме Варвары Федоровны? Вы еще сомневаетесь? Ну тогда читайте дальше. Меньше знаешь – лучше спишь Известно, что в последние годы областной бюджет рос как на дрожжах. Доходы, например, 2009 года составили 52,1 млрд. рублей. Это в 5,2 раза больше бюджета 2004 года, а по сравнению с 2002-м увеличение почти на порядок. Сопоставьте наши бюджетные возможности с тем, что имели другие субъекты РФ на 2010 год: Сахалинская область – 45 млрд. рублей, Хабаровский край – 54 млрд., Мурманская область – 38 млрд., Тюменская область – 129 млрд., Магаданская – 16 млрд., Томская – 30 млрд. рублей. В общем, для нашей небольшой области очень даже немало. Несмотря на то, что расходы тоже увеличиваются и есть еще на что тратить, мы ежегодно ухитряемся не потратить то, что хотели (планировали), т. е. имеет место хроническое неисполнение бюджета. Занижение доходов планируется ежегодно. Зачем? Меньше доходов – меньше расходов. Дополнительные доходы все равно появятся, но позже, под них спланируют и дополнительные расходы. Деньги раздадут в четвертом квартале, их, конечно, не успеют освоить, и часть средств осядет в остатке, переходящем на следующий год. А часть придется вернуть, в частности в федеральный бюджет. Несмотря на декларируемую открытость бюджета, узнать, на что конкретно идут бюджетные деньги, очень непросто. Даже некоторым депутатам. Вообще-то текст закона об областном бюджете доступен каждому – он печатается в газете «Губернские ведомости» и имеется в системе «Консультантплюс». Однако, попытавшись ознакомиться с ним, многие сразу поймут, что ничего не поняли. Но депутатам кроме этого текста должно предоставляться множество других материалов. Правда, даже то небольшое количество документов, которое перепадает депутатам для работы над бюджетом из обязательного перечня, не всегда просматривается некоторыми народными избранниками. Вот, к примеру, один депутат в ходе онлайн-конференции на Сахкоме, отвечая на вопрос по поводу строительства стелы в Южно-Сахалинске, искренне утверждал, что облдума никакого отношения к этому объекту не имеет. Между тем в пояснительной записке к закону о внесении изменений в бюджет 2010 года черным по белому написано о 27 млн. рублей, выделенных из областного бюджета на эту самую стелу. Депутат скорее всего просто не читал этот документ. Оно и верно, зачем утруждать себя чтением члену фракции «Единая Россия», когда известно, как надо голосовать. Поэтому, наверное, никто из единороссов и не желает замечать, что с каждым годом все больше недостает документов, которые должны прилагаться к бюджету. С 2006 года им перестали давать программу управления и распоряжения областной собственностью. Заметили это и возмутились лишь думские коммунисты. Остальных депутатов такое отношение к себе даже не покоробило. Мало того, когда администрация области в 2009 году решила законодательно закрепить непредоставление этой программы в областную Думу, парламентское большинство с радостью согласилось. А что, меньше знаешь – лучше спишь. Из тех же соображений, наверное, наше парламентское большинство молча проглотило лишение Думы возможности утверждать прогнозный план приватизации областного имущества. Еще одной недоброй традицией стало придерживать заключение контрольно-счетной палаты, выкладывая его буквально на пленарное заседание – чтобы не возникало «лишних» вопросов. Заповедный уголок Никто до обсуждения изменений в областной бюджет на 2010 год и предположить не мог, каким скандалом обрастет неброская дорога, теряющаяся в уютном лесном массиве. В том числе и депутат облдумы В. Белоусов, задавший злополучные вопросы: «Что это за дорога Луговое – Уюн, на ремонт пяти километров которой мы в этом году решили потратить 65 млн. рублей из областного бюджета? Что за «Урюпинск» там находится? Какое население там проживает? Почему направляются именно сюда миллионы, а не, к примеру, на ремонт разбитых дорог в Александровск-Сахалинском и других районах, где очень проблемно добраться до многих сел?». В ответ – тишина. Потом возник еще один вопрос по поводу странных трат из областного бюджета – на покраску фасадов домов в Южно-Сахалинске. Всем известно, что кампания по раскраске зданий в безвкусно-яркие тона началась после приезда одного высокопоставленного чиновника, которому очень не понравился уныло-серый облик островной столицы. И начали расцветать всеми цветами радуги фасады, обращенные ликом на главные городские магистрали. Так вот, наткнувшись при изучении материалов к бюджету на сметы на покраску фасадов, депутаты В. Белоусов и О Тин Ха решили посмотреть эти дома, чтобы оценить, во сколько обходится налогоплательщикам «пускание пыли в глаза». Приехали – а дома-то покрашены, хотя бюджет еще не утвержден! Естественно, при обсуждении вопрос ребром поставили: почему, дескать, депутатов за болванчиков держите – средства еще Думой не утверждены, а дома покрашены? Ответ финансистов последовал незамедлительно – деньги выделены из резервного фонда. Наверное, любого нормального человека, не говоря уже о депутате, заинтересует, а для чего так срочно понадобилось красить двухэтажные дома на перекрестке пр. Мира и ул. Украинской, что даже из резервного фонда не пожалели средств? Согласно Бюджетному кодексу РФ, средства резервного фонда субъекта выделяются на непредвиденные расходы, в основном связанные с чрезвычайными ситуациями (землетрясения, пожары и т. д.). Но это по Бюджетному кодексу так положено, а у нас на острове свои законы. Вот, к примеру, случилось в Корсакове наводнение, пострадали порядка 140 семей – денег в резервном фонде на поддержку людей не нашлось. А на чрезвычайную покраску фасадов – пожалуйста. Так что ж это за дома такие, неброские, двухэтажные, на окраине почти? И чины из Москвы там вроде бы не должны проезжать. Или – а вдруг поедут? Например, на Уюн. Вопрос был задан в лоб: не потому ли фасады эти красили, что губернатор московских гостей мимо них возит? В ответ опять тишина. Аналогичная реакция была и при правке бюджета летом 2009 года, когда депутат В. Белоусов пытался выяснить, что можно ремонтировать на базе отдыха областной администрации за 106 млн. рублей. Потом еще раз летом 2010 года, когда он же выразил удивление выделением дополнительно 190 млн. на реконструкцию и содержание все того же объекта. Когда и на 2011 год на содержание загадочной базы отдыха в бюджете вновь заложили немалую сумму в 90 млн. рублей, депутат опять спросил: «Так где же находится эта база отдыха?». В ответ главный распорядитель бюджета Н. Новикова наконец выдала тайну – в Уюне! Вот тут-то мозаика и сложилась: фасады, дорога Луговое – Уюн и база отдыха администрации (теперь уже правительства) Сахалинской области. Дотошного руководителя фракции КПРФ В. Белоусова обвинили в рассекречивании важного государственного объекта, хотя в бюджете Сахалинской области нет секретных статей, а на страницах газет закипели «страсти по Уюну». В отличие от несведующего депутата про «важный мобилизационный объект», как оказалось, хорошо все знает сотрудник одной газеты. О чем он и поведал миру, обвинив попутно докучающих власти депутатов в самопиаре и имитации борьбы против неэффективного расходования бюджетных средств. Еще автор высказал убеждение в том, что руководство должно жить (на случай атомной войны) именно рядом с этим объектом, чтобы быть готовым управлять и днем, и ночью. Это, конечно, вдохновляющая перспектива. Особенно если учесть, что в Южно-Сахалинске не осталось ни одного бомбоубежища. Действительно, будет кому заняться организацией похорон. Просто детский сад какой-то Лидер «Единой России» Б. Грызлов считает, что задача ликвидации очередей в детские сады абсолютно решаема. И она, по его словам, будет решена силами партии «Единая Россия» во взаимодействии с органами власти разного уровня, а также с общественными организациями. Правильно сформулировать задачу – значит, уже наполовину ее решить. Есть в планировочном районе Хомутово по ул. Усадебной, 12 один объект. Построила его в 2009 году то ли под магазин, то ли под офис депутат Сахалинской областной Думы Жанна Иванова. Точнее, построило ООО «Кафа», владельцем которого является муж Ж. Ивановой. Желающих приобрести или взять это здание в аренду не находилось. Когда же в послании президента Д. Медведева прозвучал призыв «Даешь детсады!», «Единая Россия» родила соответствующий партийный проект, Ж. Иванова, активный член этой партии, руководитель общественной приемной В. Путина, прониклась проблемой нехватки детских дошкольных учреждений и предложила свое здание под детсад городу Южно-Сахалинску. За 97 млн. рублей. На радость (если верить департаменту образования города) жителей села Октябрьского. Во имя этой радости весной 2010 года на приобретение и реконструкцию именно этого здания из резервного фонда областная власть выделила 112 млн. рублей. Летом прошлого года состоялся конкурс на приобретение здания под детское дошкольное учреждение. В нарушение законодательства его условия были подогнаны именно под вышеуказанное здание, почему на конкурс и явился всего один продавец – ООО «Кафа». Уже после проведения конкурса как-то незаметно летом в областной адресной инвестиционной программе на 2010 год появилась строка о приобретении и реконструкции здания под дошкольное образовательное учреждение на эту сумму. Депутаты, голосуя за программу, даже не подозревали, что они тем самым узаконили восстановление «занятых» в резервном фонде миллионов. Ведь с распоряжением правительства области о выделении денег из резервного фонда их никто не знакомил. Нарушение при проведении аукциона заметило управление федеральной антимонопольной службы. Проверкой было установлено, что департаментом образования г. Южно-Сахалинска в сентябре 2009 года была направлена в адрес мэра просьба о приобретении здания по ул. Усадебной, 12 под детсад с наполняемостью до 100 детей. Но после заключения управления Роспотребнадзора о непригодности здания «для размещения дошкольного учреждения на пять групп» городской департамент образования направил письмо в департамент образования области с выводом о нецелесообразности открытия садика на базе данного здания. Тем не менее администрация Южно-Сахалинска упорно слала письма губернатору о приобретении здания именно по ул. Усадебной, 12. Правительство в итоге дало согласие и выделило деньги из резервного фонда, который, как уже отмечалось, предназначен исключительно для непредвиденных расходов. Так, с нарушением законодательства, но в угоду интересам определенных лиц город приобрел здание. Антимонопольная служба признала нарушившими закон о конкуренции правительство Сахалинской области, администрацию областного центра, ДАГУН, департамент образования Южно-Сахалинска, ООО «Кафа». Материалы по этому делу переданы в правоохранительные органы. В ответе прокурора области депутату В. Белоусову на его запрос о законности приобретения здания сказано, что 13.12.2010 г. арбитражным судом Сахалинской области выдан исполнительный лист на признание сделки по приобретению здания недействительной и проводится проверка по факту выделения средств резервного фонда правительства Сахалинской области. Контрольно-счетная палата Сахалинской области подтвердила нарушения при выделении средств резервного фонда под эту сделку. При установлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления, будут проведены проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В том, что виновные лица понесут наказание, я лично очень сомневаюсь. Ведь ранее фирма мужа Ж. Ивановой – ООО «Кафа» – уже была замешана в подобной сделке. Постоянные читатели «Советского Сахалина», возможно, помнят публикацию «На чьем лугу пасется «Оранжевая корова»? (18 апреля 2008 года). В ней рассказывалось о том, как администрация области позволила ООО «Кафа» приобрести помещение пищеблока областного образовательного учреждения площадью 214 кв. м всего за чуть более 400 тыс. рублей. Благодаря обращению В. Белоусова и других депутатов в прокуратуру сделка была признана недействительной, но из-за непринятых мер по аресту имущества владелец успел продать помещение за 8,5 млн. рублей. Государство тогда осталось «с носом» – с 400 тыс., но без помещения. Ну, а как вам такой факт – в последней сделке ООО «Кафа» земельный участок под зданием для детсада был приобретен у города за 410 тыс. рублей, а возвращен за 10 млн.? Чем не афера? Что будет сейчас? Полученные 97 млн. со счета ООО «Кафа» уже исчезли, сама «Кафа» срочно самоликвидировалась. Так что останется Ж. Иванова с деньгами, сопричастные к этому делу чиновники – без должного наказания, а город – со зданием непонятно подо что и в труднодоступном месте. Вот так силами партии «Единая Россия» решается проблема очередей в детские сады. А заодно устраивается и личное благополучие ее членов. И еще. У нас много разговоров про борьбу с коррупцией. Ловят нечестных гаишников, врачей, мелких чиновников. А вот рыба покрупнее, как правило, плавает спокойно. Ее даже напугать никто не пытается. Министр здравоохранения – исключение, но и того, кажется, прищучили не местные, а хабаровские сыскари. Резерв для своих Большинство семей, не живущих одним днем, выкраивает деньги из семейного бюджета и откладывает, образно говоря, на черный день, на непредвиденные расходы. Своеобразный «чулок» имеется и в Сахалинской области. И называется он резервным фондом. На какие цели можно использовать средства резервного фонда, прописано в Бюджетном кодексе РФ, а то, как тратить эти деньги, определено специальным порядком, установленным администрацией области. По сути, главное предназначение резервных фондов – иметь возможность быстро, без внесения изменений в бюджеты выделить деньги на незапланированные, но неотложные нужды. Так вот, если вы думаете, что в соответствии с Бюджетным кодексом резервный фонд правительства области способствует исключительно предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-восстановительных работ, то глубоко заблуждаетесь. Может быть, в других регионах это так, но не в нашей области. У нас резервный фонд – это возможность для областного правительства тратить бюджетные деньги «на что хочу» без утверждения депутатами Сахалинской областной Думы. Резервный фонд – это как бы маленький кошелек губернатора в большом кошельке-бюджете. Сахалинская областная Дума лишь утверждает размер этого резервного фонда, а распоряжается его содержимым губернатор. В 2007 году размер резервного фонда в нашей области был всего 301 млн. рублей. Но после невельского землетрясения, когда не хватило палаток, одеял и прочего, было решено этот фонд увеличить. Так, бюджетом области на 2009 год было предусмотрено создание резервного фонда уже в сумме 1662 млн. рублей, в 2010-м – 1202 млн. рублей. Однако на действительно непредвиденные нужды тратится лишь незначительная часть этих средств. Какая, например, необходимость была срочно выделять 33,5 млн. на создание ситуационного центра губернатора в 2009 году? Эти средства можно было запланировать в бюджете, обосновав необходимость такого центра и представив расчеты. Тем более что центр в 2009 году так и не создали, средства остались неиспользованными. То же самое случилось и с 27 млн. в 2009 г. на научные исследования для разработки системы мониторинга эффективности исполнительных органов власти. И таких примеров много. К сожалению, узнать, на что тратятся деньги из кошелька областного правительства, депутатам практически невозможно – не все распоряжения губернатора публикуются и предоставляются в Думу. Так, в 2010 году лишь случайно выяснилось, что на строительство стелы в Южно-Сахалинске губернатор выделил 27 млн. именно из резервного фонда. Депутаты при внесении изменений в бюджет 2010 года полагали, что только утверждают финансирование стелы, а на самом деле они восполняли за счет бюджета средства, истраченные ранее на этот объект из резервного фонда губернатором. То же самое происходило и с уже покрашенными фасадами южно-сахалинских домов и некоторыми другими неведомыми областным депутатам тратами. Восстановление средств резервного фонда – это отдельная песня. Как вы думаете, зачем правительство проводит эту операцию, причем стараясь делать это без огласки? А затем, чтобы тратить еще и еще. Вот в 2010 году хорошему своему человеку Жанне Ивановой надо было загнать собственность ООО «Кафа» – помогли, вынули без малого 100 млн. из резерва для покупки ее здания. А летом Дума просто вернула эти миллионы в резервный кошелек из бюджета. А вдруг еще кому из своих понадобится помочь – всегда пожалуйста. Осенью 2010 года на совещании у прокурора области я обратила внимание С. Бессчасного на восстановительные операции с резервным фондом. Не знаю пока, как глянет на это прокурорское око, но вот контрольно-счетная палата при проверке уже отметила, что «выделение средств из резервного фонда с последующим восстановлением их в резервный фонд позволяет использовать более значительный финансовый ресурс для принятия распорядительных документов о выделении средств из резервного фонда». В результате общая сумма средств, выделенных в 2009 году из резервного фонда администрации Сахалинской области, составила более 1766 млн. рублей при плане 1662 млн. А это уже нарушение! Но будет ли наказание? Еще одна особенность использования средств резервного фонда – выделение определенных сумм членам фракции «Единая Россия». Это чтобы они могли «сделать» добрые дела в курируемых ими районах. К примеру, Ж. Ивановой дали 5 млн. рублей на реконструкцию кровли МОУ сош с. Березняки; приобретение оборудования для поликлиники № 6 в Новоалександровске; приобретение легкового автомобиля для участковых уполномоченных милиции для обслуживания избирательного округа № 5. Депутату Г. Карлову – также 5 млн. на организацию работы молодежных отрядов по очистке рекреационных зон Корсаковского и Анивского районов. Депутату В. Гомилевскому – 5 млн. на замену оконных блоков в МДОУ-3; класс «Здоровье» МОУ сош № 6; ремонт помещений подросткового клуба «Альтаир»; ремонт покрытий по ул. Инженерной; благоустройство мр-на. «41-й км»; благоустройство территории МОУ сош № 14. Не забыли и остальных. Получается, пиар «Единой России» в открытую оплачивается из резервного фонда области. Можно привести и другие примеры привилегированного финансирования – отправку за счет резервного фонда молодежной организации «Наши» на «Селигер-2009», финансирование партийного проекта «Селисах» и т. д. А теперь смотрите, как использовались подаренные единороссам средства резервного фонда. Информация взята из заключения контрольно-счетной палаты. На реконструкцию кровли МОУ сош с. Березняки по просьбе Ж. Ивановой действительно выделили 3 млн. рублей. Деньги перечислены в августе 2010-го. До декабря работы так и не были выполнены. А в результате прошедшего с 3 на 4 декабря циклона была сорвана большая часть рубероидного покрытия кровли учебного корпуса, все кабинеты второго этажа здания залиты атмосферными осадками, повреждена электропроводка. Лишь 7 декабря был срочно заключен контракт на проведение работ. Выводы контрольно-счетной палаты очевидны: расходование резервного фонда проводилось без соблюдения принципа результативности и эффективности использования средств областного бюджета. В ряде случаев бюджетные средства из резервного фонда выделяются без должной обоснованности и потребности в них, что приводит к их неиспользованию… Вы не согласны? Мягко сказано? Ну тогда делайте свои выводы. Н. БЕЛОУСОВА, помощник депутата Сахалинской областной Думы.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ