Понедельник, 13 мая, 2024

Под парусом «Надежды». Адрес опыта

 

Свыше 120 золотых и серебряных медалистов за четверть века подготовил лицей «Надежда» г. Холмска. Рекордсмен входит также в число 15 лучших школ региона по результатам единого госэкзамена. Средние баллы по ЕГЭ, которые получают его выпускники, превышают аналогичные показатели по области, в том числе и по группе школ повышенного уровня. Чтобы понять, в чем феномен «Надежды», наш корреспондент встретилась с директором, отличником народного просвещения РСФСР, почетным работником общего образования Н. Рыбицкой.

Н. Рыбицкая.

– Нина Владимировна, для начала небольшой экскурс в историю. Кому принадлежала идея создания лицея?

– Галине Георгиевне Лапшиной. В 1991 году, когда в системе образования вводилась масса новаций, она заведовала гороно. Ей хотелось, чтобы в Холмске появился лицей, где способные дети могли бы развивать свои дарования. Создавалось учреждение на базе упраздненного учебно-производственного комбината как учебно-технический комплекс с экономической направленностью. В дальнейшем комплекс обрел статус лицея, а первым его директором стала Марина Петровна Панкрашина.

– С чего начинали?

– Набрали два десятых класса технико-экономического и гуманитарного профиля, один первый класс и небольшой штат учителей. Но лет двенадцать назад изменились федеральные требования, и из лицеев ушла начальная школа. Нас это огорчило, ведь дети, которые учились и воспитывались у нас все одиннадцать лет, по окончании лицея получили 15 медалей «За особые успехи в учении». С тех пор стали проводить набор в лицей с пятого класса.

– Почему ваш лицей именной, в то время как все остальные – номерные?

– Таким было желание коллектива. Обсуждали разные названия, выбрали «Надежду», что отвечало нашим чаяниям. А эмблемой лицея стало изображение паруса как символа романтики и устремленности в будущее.

– Какова сегодня специализация «Надежды»?

– Учащиеся углубленно изучают математику, информатику и расширенно английский язык, поскольку это своеобразная «надстройка» над информатикой.

– Каким образом достигается высокое качество знаний?

– У нас классная система обучения, но в каждом учебном корпусе (а их у нас три) есть кабинеты информатики и мобильные классы. Создана хорошая материально-техническая база. Работает ресурсный центр, оснащенный современной цифровой лабораторией «Архимед». Но все ключи к успеху, конечно же, в руках дружного и высокопрофессионального педагогического коллектива. В нем 29 учителей, все они – люди творческие, работают с максимальной отдачей, ощущая ответственность за успехи и неудачи каждого ребенка. С одаренными детьми  педагоги занимаются по программе «Интеллект» и, можно сказать, ведут к знаниям на золотую медаль.

– А сколько детей в коллективе?

– Всего 332 ученика, треть из них – десяти- и один-надцатиклассники. Помимо бюджетных программ, наше автономное учреждение предоставляет им 40 видов спецкурсов в качестве платных образовательных услуг, которыми охвачены все дети. В среднем звене на спецкурсы отводится час в неделю, а в старшем звене – два часа в неделю. Ребята сами выбирают, чему хотят научиться. Кто-то предпочитает математическую логику, кто-то дополнительные занятия по физике, химии, географии и т. д. Результат? Хорошие знания и практически 100-процентное поступление в вузы. Эта система в течение многих лет доказывает свою эффективность. Кстати, наличных расчетов у нас нет, родительская плата за образовательные услуги поступает на счет учреждения через банк.

– Доводилось слышать и такое: «золотой дождь» на лицеистов «Надежды» проливается с божьей помощью, поскольку учащиеся воспитываются здесь в духе христианской морали.

– Наше образовательное учреждение светское, и такой предмет как «Основы мировых религиозных культур и светской этики» у нас изучается всего полгода в пятых классах по учебному плану и выбору родителей. Дети должны иметь представление и о такой стороне духовной жизни людей. Это важно для воспитания толерантности.

– Когда идет набор в лицей, городские школы, наверное, неохотно отдают хороших учеников?

– Возможно, но решение принимают родители. Как правило, многие из них заранее, еще в День открытых дверей приходят в лицей ознакомиться с условиями обучения. А с 1 июня приносят заявления вместе с копиями всероссийской контрольной работы, которую выполняли их дети, завершая обучение в начальной школе. Приемная комиссия проводит отбор, ведь желающих учиться в «Надежде» всегда больше, чем свободных мест. Преимущество при поступлении у ребят, отличившихся в предметных олимпиадах.

– Сложная ли это задача – сплотить ребят из разных школ в дружный класс?

– Думаю, что нет. Дети к нам приходят хорошие, с задатками лидеров. Учебный год для них начинается с адаптационной недели. Пятиклассники знакомятся друг с другом, с учителями, завучами, директором. Классный руководитель представляет программу обучения. С учениками, у которых повышена тревожность, работает психолог. Новичкам устраиваем экскурсии во все три здания лицея, чтобы они имели представление о том, где будут учиться. Дисциплинирует ребят школьная форма с эмблемой лицея, а сближает участие в различных мероприятиях, спортивных состязаниях, «кругосветках». Ежегодно 19 октября по традиции мы устраиваем День посвящения в лицеисты. К этому времени, как правило, пятиклассники успевают сдружиться.

– А как выстраиваются отношения с родителями?

– У нас замечательное содружество учителей,  учеников и родителей. Они наши первые помощники в воспитании и образовании детей. Мы с ними советуемся, когда определяемся со спецкурсами и профильной подготовкой учащихся, когда возникают некоторые сложности в межличностных отношениях. Приглашаем родителей на интересные школьные мероприятия, на соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Благодаря активной позиции одной из мам, у «Надежды» в этом году появился модульный спортзал на 150 кв. метров. Дело в том, что лицею много лет приходится арендовать для уроков физвоспитания площади городского физкультурно-оздоровительного комплекса. Когда мы узнали, что строительство спортзала для лицея включено в программу развития системы образования области, то обрадовались, но, как оказалось, – преждевременно. В дальнейшем объект был исключен из планов. Родительница обратилась с письмом к президенту страны, и вопрос решился положительно.

– Что интересного в общественных делах школы?

– В числе первых образовательных учреждений области наш лицей включился во всероссийское движение школьников. Что касается внутренней жизни, то у нас работают пресс-клуб «Я, ты, мы» и школьное научное общество «Глобус». Недавно ребята участвовали в Дне правовой грамотности и вокальном конкурсе «Две звезды» (вместе с учителями).

В форме деловой игры, причем очень занимательно, проходит «День предпринимателя». Много нового и интересного узнают ребята в День науки. А к Новому году по давней традиции они готовят театрализованную постановку волшебной сказки – шьют костюмы, делают декорации и реквизит. Артисты дадут спектакли для каждого класса.

– Приятно видеть, как в «Надежде» хранят добрую память о каждом выпуске и всех медалистах. На стенде они представлены поименно. Кто из них в дальнейшем прославил лицей?

– Таких ребят много. Назову лишь несколько имен. Выпускник 1999 года Юрий Козубенко стал доктором юридических наук, преподает в Уральском госуниверситете. Тимофей Ивашина (окончил лицей в 1994-м) служит актером в столичном Малом театре. Сергей Захаров работает юрисконсультом телевизионной программы НТВ. Юлия Суворова, победительница международного проекта «Таланты будущего», прошла стажировку в Италии и сейчас трудится в одном из московских международных банков. Ольга Мусько – коммерческий директор компании «Джонсон энд Джонсон» в Швейцарии. Катя Ли по окончании Иркутского государственного университета получила приглашение поработать в Пекине. Мы получаем весточки из Австралии, Канады, Гонконга, США и других стран, но, конечно же, большая часть лицеистов работает в России. И мы рады, что они оправдали наши надежды.

– Спасибо за интервью.

Л. Степанец.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ